Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей восприятия детей дошкольного возраста
1.1 Восприятие как психический процесс
1.2 Особенности восприятия в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей восприятия детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность исследования формируется на основе применения педагогических и психологических методов в рамках изучения особенностей развития личности ребенка. Дошкольный возраст в данной системе включает в себя систему психической адаптации личности в целом. Именно процессы восприятия занимают важное место в современной психологической науке. Основополагающими работами являются работы Дж. Брунера, У. Найссера, Ж. Пиаже, Г. Фолькельта, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.А. Ганзена, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.
Восприятие представляет собой важный процесс развития психики, включающий в себя показатели аналитической мыслительной деятельности. Восприятие определяется как одно из наиболее важных психологических качеств личности ребенка дошкольного возраста. Именно данный процесс крайне важен для развития эмоционально-волевой сферы личности, определяет важные характеристики образовательного процесса, а также накапливает определенные знания и представления об окружающем мире.
Однако, на современном этапе развития психологической науки крайне мало исследований, которые бы выделяли значимые характеристики развития восприятия на каждом из этапов дошкольного детства. Именно данные вопросы были широко освещены в нашем исследовании. Крайне важными условиями данной деятельности являются психологические и педагогические основы реализации показателей взаимодействия между всеми процессами развития психики человека.
Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: процесс восприятия в современном психологической науке.
Предмет исследования: особенности процесса восприятия в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей восприятия детей дошкольного возраста
1.1 Восприятие как психический процесс
Термин «восприятие» является одним из наиболее важных в рамках изучения психолого и педагогов. Система развития процессов восприятия ориентирована на широкий спектр обучения в рамках зарубежной и отечественной психологии в системе развития определенной литературной мысли. Именно изучение данных вопросов крайне актуально в рамках современного времени [12, c. 197].
Познавательные процессы основаны на системе постоянного и систематического взаимодействия с окружающими мировыми системами, отражающими показатели совершенствования деятельности органов чувств. Именно при помощи функционирования органов чувств происходит восприятие окружающего мира на основе обоняния и зрения. Однако данные особенности отличаются в системе деятельности.
Для современной научной литературы характерными являются те или иные понятия восприятия [10, с. 103]:
– формирование процесса отражения предмета в рамках воздействия с теми или иными органами чувств;
– может быть выделен как система целостного восприятия предметов при непосредственной взаимодействии с теми или иными органами чувств;
– психические процессы реагирования на систему отражения той или иной информации в рамках определения непосредственного воздействия на органы чувств.
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей восприятия детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методики исследования
Цель экспериментального исследования: выявить особенности восприятия в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
1) отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей восприятия в дошкольном возрасте с помощью тестирования;
3) обработка данных, их анализ и интерпретация, формулирование выводов.
База исследования: ГУО «Детский сад №12» г. Барановичи.
Выборка исследования: 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), среднего дошкольного возраста (4-5 лет), младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Для достижения цели были подобраны следующие методы: тестирование, количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Методика 1 «Чего не хватает на этих рисунках?»
Данная методика основана на оценке целостности восприятия в рамках изучения целостности изображений в рамках отсутствия той или иной существенной детали. Для ребенка в краткие сроки характерными являются такие особенности как необходимость определять недостающие детали.
[...]
Заключение
Анализ литературных источников показал, что понятия восприятие представляет собой важное направление в изучении современной психологии и определяется как конкретный психический процесс, включающий совокупность системы анализаторов в рамках ощущений. Сюда могут быть включены определенные особенности активного усвоения и отражения действительности. Сюда отмечаются конкретные показатели развития процесса ощущений на основе определения процессов внимания, и развития конкретных эмоциональных и иных компонентов.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под воздействием различной деятельности ребенка. Ранее всего начинает формироваться слуховое восприятие, затем зрительное и осязательное. Восприятие в младшем дошкольном возрасте носит предметный характер, в среднем дошкольном – опосредованный характер. К старшему дошкольному возрасту восприятие становится более осмысленным и анализирующим, приобретает целенаправленный и произвольный характер. Закономерности развития восприятия определяются сохранностью всех анализаторов, состоянием слуховых реакций, становлением перцептивных действий, возрастающей способностью использования сенсорных эталонов и овладением наглядным моделированием, практической деятельностью.
С целью формирования представлений об особенностях восприятия у детей дошкольного возраста нами было проведено исследование с помощью методик на определение целостности восприятия, определения системы объема восприятия и т.д.
[...]
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПБ: Питер, 2008. – 400 с.
2. Дубровина, И. В. Младший школьник : развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина. – М. : Просвещение, 2003. – 148 с.
3. Запорожец, А.В . Психология детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец. – М. : Знание. 1967. – 430 с.
4. Зимняя, А. А. Смысловое восприятие речевого сообщения / А. А. Зимняя. – М., 2006. – С. 84.
5. Кураев, Г. А. Возрастная психология: курс лекций / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. – Ростов-на Дону: УНИИ Валеологии РГУ, 2002. – 204 с.
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975. — 363 с.
7. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – М. : Академия педагогических наук, 1983. – 312 с.
8. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – М. : Педагогика, 1971. – 316 с.
9. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2001. – 592 с.
10. Маранцман, Е. К. Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2011. – Т. 2. – № 1. – С. 80–85.
11. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология / Т. Д. Марцинковская. – М. : Гардарика, 2004. – 255 с.
12. Микушова, Т. П. Деятельностный подход к обучению литературному чтению младших школьников: учебное пособие для бакалавров / Т. П. Микушова. – Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2012. – 81с.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. — М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
14. Нечаева, И. Ю. Система сенсорного развития детей / И. Ю. Нечаева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – № 1. – С. 58–70.
15. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы / О. И. Никифорова. ‒ М.: Книга, 2004. ‒ С. 206.
16. Онуфриева, В. В. Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте / В. В. Онуфриева, О. Ю. Федорова // Перспективы науки. – 2016. – № 10 (85). – С. 52-54.
17. Осницкий, А. Это удивительное восприятие…/ Записки психолога / А. Осницкий // Семья и школа. – 2014. – № 2. – С. 15.
18. Петровский, А. В. Теоретическая психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : Куб, 2003. – 702 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Издательство : Питер, 2012. – 720 с.
20. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. ‒ 14‒ е изд. – Ростов ‒ на ‒ Дону: Феникс, 2015. ‒ 671 с.
21. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.