Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития лексико-семантической стороны речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Развитие лексико-семантической стороны речи в онтогенезе
1.2 Особенности лексико-семантической стороны речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.3 Организационно-педагогические условия развития лексико-семантической стороны речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития лексико-семантической стороны речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Методика экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
2.3 Методические рекомендации по развитию лексическо-семантической стороны речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях
Заключение
Список использованных источников
Введение
Речевая деятельность занимает особое положение в системе психических процессов человека. Являясь фундаментом мышления и регулятором поведения, она выполняет социальную функцию, которая обеспечивает адаптацию человека в окружающей среде. Нарушения речевой деятельности могут иметь негативные последствия, выходящие за рамки психологического или социального дискомфорта.
Изучение лексико-семантической стороны речи связывается с общей системой знаний и представлений учащихся, с закономерностями фиксаций этих знаний в языковом коде, а также с особенностями восприятия окружающей действительности и возможностями его памяти.
Формирование лексической семантики, с одной стороны, выполняет развивающую функцию для познавательной деятельности. А с другой стороны, значение слова в процессе развития совершенствуется по своему строению и в отношении той системы психических процессов, которые стоят за словом. На первый план выдвигается процессуальный аспект – рассмотрение лексической семантики в динамике той интеллектуальной деятельности, которая лежит в основе языковой, и в частности, коммуникативной компетенции человека.
В настоящее время отмечается рост числа учащихся с тяжелыми нарушениями речи, у большинства из которых отмечается нарушение лексико-семантической стороны речи. Из-за этого возникают проблемы в коммуникации со сверстниками и учителями, в усвоении некоторых предметов, в школьной дезадаптации в целом. В публикациях Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской указывается на наличие у детей с тяжелыми нарушениями речи языковых нарушений, имеющих выраженную семантическую природу. Значительное большинство из них отличают трудности осмысления словесных значений, ошибки идентификации при «встрече» со словом, неумение оперировать антонимическими и синонимическими средствами языка, невозможность вариативного оформления смысла.
Также до настоящего времени существует недостаточно исследований, вскрывающих зависимость формирования лексико-семантической стороны речи у детей от неречевых процессов, в частности от восприятия. Не определена система специальных занятий, ориентированная на совершенствование основных компонентов лексического значения у учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Это подчеркивает актуальность исследования и свидетельствует о необходимости поиска путей повышения эффективности коррекционной работы с указанной категорией учащихся.
Цель исследования – теоретически обосновать и методически обеспечить процесс развития лексико-семантической стороны речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.
[...]
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития лексико-семантической стороны речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Развитие лексико-семантической стороны речи в онтогенезе
Лексико-семантическая сторона речи — это один из ключевых аспектов языка, который отвечает за словарный состав языка и значение слов.
Основные элементы лексико-семантической стороны речи:
• Лексика: Совокупность всех слов языка, включая их формы, значения и оттенки.
• Семантика: Значение слов, их взаимосвязи и отношения. Изучает как слова означают реальность и как они взаимодействуют друг с другом.
• Словообразование: Процесс создания новых слов из уже существующих (например, приставки, суффиксы, сложение).
• Фразеология: Устойчивые словосочетания с переносным значением (например, «бить баклуши», «тянуть кота за хвост»).
• Лексикография: Наука о создании словаря и описании словарного состава языка.
Важно отметить, что лексико-семантическая сторона речи тесно связана с другими уровнями языка:
• Морфологией: Структурой слов и их изменением в зависимости от грамматических функций.
• Синтаксисом: Строением предложений и связью между словами в предложении.
• Фонетикой: Звуковой стороной речи.
Влияние на речь:
Лексико-семантическая сторона речи имеет огромное влияние на нашу речь, определяя:
• Богатство и разнообразие словарного запаса: чем больше слов знает человек, тем богаче и точнее он может выражать свои мысли.
• Ясность и понятность речи: Правильное понимание значений слов и их взаимосвязей делает речь яснее и понятнее.
• Точность и выразительность речи: Использование фразеологии и разнообразных словосочетаний делает речь более яркой и выразительной.
Изучением развития лексики и семантики в онтогенезе занимались такие учёные, как: Т. Г. Аркадьева, JI. C. Выготский, М. М. Кольцова, Е. С. Кубрякова, А. Р. Лурия, А. К. Маркова, Е. И. Негневицкая, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Н. В. Уфимцева, С. Н. Цейтлин, A. M. Шахнарович, Н. Х.
[...]
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития лексико-семантической стороны речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Методика экспериментального исследования
С целью определения особенностей лексико-семантической стороны речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 7 учащихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) 5-7 классов (Приложение А). Исследование проводилось на базе ГУО «Шарпиловская средняя школа Гомельского района».
Для получения полноценного представления о состоянии письменно-речевой деятельности обучающегося необходимо учитывать информацию об учебной и внеучебной деятельности, полученную от учителей и родителей; результаты диагностики, проведенной специалистами общеобразовательной организации; результаты анализа письменных (классных и домашних) работ обучающегося; данные из медицинской документации учащегося.
Диагностические задания по лексико-семантической стороне речи (5-7 класс)
1. Планомерное формирование или расширение лексического запаса
Задание 1:
• Составление словаря: Учащиеся должны составить словарь на определенную тему (например, “экология”, “история”, “современные технологии”) с определенным количеством слов (не менее 15-20). Словарь должен включать определение каждого слова и пример его употребления в предложении.
• Словообразование: предложить учащимся составить слова из данных корней, приставок и суффиксов. (Например, корень “ход” + приставки: “от”, “за”, “про”, “пере” + суффиксы: “а”, “к”, “ик”, “ка”).
2. Уточнение, коррекция словарного запаса
Задание 2:
• “Найди ошибку” в тексте: предложить учащимся прочитать текст, в котором используются слова с близкими значениями, но употребленные неверно. Учащиеся должны обнаружить ошибки и заменить неправильно употребленные слова на правильные.
• “Толкование слова”: предложить учащимся самостоятельно составить толкование слова, используя словарь или интернет-ресурсы. Толкование должно быть полным и ясным.
3. Обогащение словаря словами в переносном значении
[...]
Заключение
У детей с ТНР отмечается расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.
Анализ литературы позволил определить цель и задачи работы и выбрать адекватную им методику проведения констатирующего эксперимента. Проведённый констатирующий эксперимент дал возможность обнаружить у учащихся 5-7 классов с ТНР не только общие, но и специфические особенности усвоения способов словообразования имён существительных.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться».
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь учащегося. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто учащийся приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные.
Также обогащение пассивного и активного словаря учащегося и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно.
В связи с полученными рекомендациями были предложены методические рекомендации по развитию лексической стороны речи учащихся с тяжелыми речевыми расстройствами на коррекционных занятиях. Все предложенные приемы необходимо использовать многократно и в комплексе.
Вся работа по лексико-семантической стороне речи обязательно должна опираться на реальные представления и постоянно совершенствующая слуховое восприятие.
Исходя из выше сказанного, предложены следующие рекомендации для родителей:
1. Учить учащегося правильно объяснять значения слов, отвечать на заданные вопросы.
2. Учить правильно согласовывать прилагательные с существительными.
3. Постоянно следить за речью учащегося и исправлять неточности.
4. Активизировать речь учащегося.
[...]
1. Аксенова, А. К., Галунчикова, Н. Г. Развитие речи на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002. - 144с.
2. Архипова Е.Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://arkhipovaef.ru/deti-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-doo/
3. Баль, Н. Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск: Народная асвета, 2015. – 110 с.
4. Баль, Н. Н. Современные подходы к определению содержания и методики коррекционных занятий с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Баль // Спец. адукацыя. – 2014. – № 3. – С. 43–47.
5. Винярка Ю. Т. Основные виды детей с ОВЗ и особенности их психолого-педагогической поддержки в начальной школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/category/130000/disabilities-education.
6. Возможности обучения детей с ТНР в условиях общеобразовательной школы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchitelya.com/pedagogika/181754-vozmozhnosti-obucheniya-detey-s- tnr-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly.html.
7. Волобуева Т. В. Особенности организации учебного процесса в классах для детей с ТНР. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-organizacii-uchebnogo-processa-v-klassah-dlya-detey-s-tnr-3443607.html.
8. Вопросы инклюзивного образования. Часть 3 Обучение детей с нарушениями речи и интеллекта. Практическое пособие. /Под редакцией Е.В. Коневой. – Ярославль, 2013 – 73 с.
9. Воробьева В.К. Методика развития связной монологической речи детей с системными нарушениями речи. – М.: АРКТИ, 2006. – 214 с.
10. Горюнова Ж.В. Рекомендации педагогам по организации работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: sc5achinsk.ru
11. Грищенкова, О. В. Специфика педагогической работы с учащимися с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированного обучения и воспитания / О. В. Грищенкова // Адукацыя і выхаванне. – 2016. – № 1. – С. 66–72.
12. Дружинина В. Н., Марычева О. И., Минина С. В., Петрунина Е. И., Чайковская А.В., Шнюкова Е. А. Сборник методических материалов. Особый ребёнок – особый подход. (Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья). [Текст] / под ред. Марычевой О. И., Рябовой О. А. – Карпогоры, 2018.
13. Елецкая О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебно-методическое пособие / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова; Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Спб.: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2012. - 311 с.
14. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2001. — 332 с.
15. Зикеев, А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Зикеев. – М. : Акад., 2002. – 176 с.
16. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. Г. Зикеев. – 3-е изд., испр. – М. : Акад., 2007. – 198 с.
17. Козловская Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 2009. – 300 с.
18. Комаишко, Э. К проблеме формирования терминологической лексики у учащихся с тяжѐлыми нарушениями речи на уроках математики [Электронный ресурс] / Э. Комаишко // Специальная педагогика: профессиональный дебют : материалы Междунар. cтуден. науч.-практ. конф., Минск, 19 апр. 2017 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: В. В. Хитрюк [и др.]. – Минск, 2017.
19. Коньшина, Н. А. Обогащение словарного запаса младших школьников с ОНР / Н. А. Коньшина // Логопед. – 2005. – № 3. – С. 95.
20. Кривовязова, Н. Д. Обучение русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. пособие для студентов / Н. Д. Кривовязова. – Минск : Зорны верасок, 2011. – 215 с.
21. Лалаева, Р. И. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Р.И. Лалаева, А. Гермаковска // Дефектология. – 2000. - №4. – С. 17-21.
22. Логопедия. // под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 2012. - 364 c.
23. Мичкова, Ю. Д. Формирование лексико-семантических представлений о слове у учащихся начальных классов с недоразвитием речи : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Ю. Д. Мичкова. – М., 2015. – 185 л.
24. Надолинная, Т. В. Устранение лексических нарушений у младших школьников с ОНР / Т. В. Надолинная // Логопед. – 2014. – № 7. – С. 84.
25. Пантелеева, Л. А. К вопросу об усвоении учебной лексики младшими школьниками с системными нарушениями речи / Л. А. Пантелеева // Логопедия. – 2005. – № 2 (8). – С. 40–45.
26. Пантелеева, Л. А. Основные подходы к оптимизации процесса формирования учебно-терминологической лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л. А. Пантелеева // Логопедия сегодня. – 2008. – № 2 (20). – С. 71–73.
27. Параманова Л.Г. Логопедия для всех – Спб, Питер, 2009. – 416 с.
28. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.
29. Поливара З.В. Нейролингвистические основы нарушения речи. – М.: Флинта, 2015. – 176 с
30. Шулекина, Ю. А. Выявление и коррекция нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Ю.А. Шулекина, Московский пед. гос. ун-т. – Москва, 2008. – 28 с.