Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим восприятием
1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим восприятием
1.2 Особенности развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим восприятием
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим восприятием
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Глава 3 Методическая система использования дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико- фонематическим восприятием
3.1 Разработка направлений повышения уровня развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим восприятием посредством использования дидактических игр
3.2 Рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим восприятием посредством использования дидактических игр.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВведениеНа современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи или интеллектуальной недостаточностью фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространённым.
Фонетико-фонематическое недоразвитие часто связанно с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, а, кроме того, не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом [5, с. 43].
Устранение дефектов речи у детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукослогового анализа и синтеза, усваивать грамоту [11, с. 94].
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную педагогическую работу. Все больше уделяется внимания психологически ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе учитывается не только структура дефекта, но и психологические особенности ребенка, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий.
Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
Объект исследования: фонематическое восприятие детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет изучения: использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико- фонематическим восприятием.
Цель исследования – изучить особенности использования дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико- фонематическим восприятием.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи исследования:
1. выявить психологические особенности детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим восприятием;
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим восприятием
1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим восприятиемПсихологические процессы (восприятие, память, мышление, эмоции и пр.) играют центральную роль в отражении объективной реальности, ориентации в ней и регуляции действий. По мнению Б. Ананьева, каждый психический процесс формируется «как некое созвездие психофизиологических функций (сенсорных, мнемологических, вербальных, тонических и пр.), действий с различными операциями (перцептивных, мнемологических, логических и пр.) и мотивации (потребностей, установок, интересов и ценностных ориентаций) [2, с. 89].
Характерным для детей с ФФНР является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но и сопровождаются недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается. Изменения в психической сфере могут проявиться в повышенной раздражительности, возбудимости, замкнутости, негативизме, застенчивости, нерешительности, чувстве неполноценности [10, с. 54]. Поэтому, помимо устранения речевого недочета, таким детям необходимы специальные занятия с педагогом-психологом.
Помимо нарушений речевого (вербального) характера, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют особенности в протекании высших психических функций:
- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также отмечается слабо сформированное произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой. Ряд авторов отмечают у детей с ФФН недостаточные устойчивость и объём внимания, ограниченные возможности его распределения – это Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова [14, с. 76];
- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал. Т.Б. Филичева отмечает: «Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырёх предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку» [18, с. 107].
[...]
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим восприятием
2.1 Организация и методы исследованияЦелью экспериментального исследования стало выявления состояния фонематического анализа и синтеза детей у дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
– выявить уровни сформированности состояние восприятия и дифференциации звуков;
– выявить уровни сформированности умений фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений;
– выявить уровни сформированности умений звуко-слогового анализа и синтеза.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
– подобрать методы и методики для определения уровня фонематического анализа и синтеза в исследуемых выборках;
– определить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речии у нормально развивающихся детей;
– определить содержание коррекционной работы по формированию умений фонематического анализа и синтеза детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
– провести повторное исследование состояния фонематических процессов, анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с целью оценки эффективности формирующего этапа исследования.
Эмпирическое исследование состояния уровня фонематического анализа и синтеза дошкольников с общим недоразвитием речи проводилось на базе ГУО "…." В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста: 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (5 мальчиков и 5 девочек). Возраст учащихся: 5-7 лет. У всех детей наблюдалось нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов.
[...]
Глава 3 Методическая система использования дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим восприятием
3.1 Разработка направлений повышения уровня развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим восприятием посредством использования дидактических игрПреодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста (в том числе коррекция звукопроизношения и формирование фонематического восприятии) будет эффективным, если:
– включить логоритмические занятия в коррекционную работу;
– содержание логоритмических занятий будет направлено на формирование фонематического восприятия детей, развития у них основных моторных функций организма в целом и артикуляционного аппарата в частности;
– использовать специально-подобранный комплекс дидактических игр» [7, с. 95].
Выделяются следующие направления в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:
– развитие неречевых процессов;
– развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности [12, с. 51].
Представили методы и приемы, используемые в коррекционно-логопедической работе по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на занятиях логоритмикой.
Методы: наглядные, словесные, практические
Приемы: наглядно-зрительные; тактильно-мышечные; наглядно-слуховые. пояснение; указание; описание; вопросы; словесная инструкция; команды, распоряжения, сигналы; беседа; образный, сюжетный рассказ. игровой; соревновательный.
Основная форма проведения организованной образовательной деятельности – логоритмические занятия.
Содержание логоритмического занятия связано с лексической темой, которую изучают дошкольники, задачами логопедического развития и коррекции [23].
[...]
ЗаключениеФонетико-фонематическое недоразвитие является сложным речевым расстройством. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития.
У детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на фоне недостаточности словарного запаса и нарушений грамматического строя наблюдаются пробелы в фонематическом восприятии. Отличительной чертой речевого развития детей является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова, отмечается их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Диагностика фонематического восприятия осуществляется поэтапно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы: у 8 нормально развивающихся дошкольников при выполнении задания отмечается безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях; у 2 – один-два звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы). Среди детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи выявлено 9 детей (или у 90% от общего числа испытуемых), у которых искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от шести до десяти звуков. У 1 ребенка (или у 10%) при выполнении задания выявлено нарушение четырех звуков. Так, можно говорить о том, что состояние звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи хуже, чем у нормально развивающихся детей. Все дети дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи испытывают значительные трудности при определении наличия или отсутствия заданного звука в слове; при повторении слогов с оппозиционными звуками; при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении, а также при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении; произношение свистящих звуков нарушены у 9 детей экспериментальной группы, шипящих звуков – у 8 детей; ламбдацизм отмечается у 8 детей, ротацизм – у всех детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Все дети дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи испытывают значительные трудности при: выделении звука на фоне слова, выделении начального ударного гласного из слова, выделении конечного согласного из слова, выделении начального согласного из слова, а также при определении последовательности звуков в слове.
[...]
1. Агранович, З. И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2001.
2. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания / Г. А. Быстрова, Э А. Сизова, Т. А. Шуйская – Спб. : Каро, 2002.
3. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях школьного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова – СПб. : Детство-пресс, 2001.
4. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у школьников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова – М. : Владос, 1997.
5. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова – СПб. : Детство – пресс, 2005.
6. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического / О. Е. Грибова – М.: Айрис-пресс, 2008.
7. Гриншпун, Б. М. Дислалия // Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. – М., 2004. – С. 142–145.
8. Екжанова, Е. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы / Е. А. Екжанова, О. А. Фроликова – СПб. : Каро, 2007.
9. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская – М. : ТЦ Сфера, 2007
10. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников // Начальная школа, 2001 – № 11. – С. 48–52.
11. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова. – М., 1990. – 541 с.
12. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова. – М. : Просвещение, 1963. – С. 213–227.
13. Зикеева, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А. Г. Зикеева – М., 2000.
14. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. Вып. 2. – М., 1987.
15. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г. А. Каше, Т. Б. Филичёва – М., 1978.
16. Лалаева, Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева – М.: Владос, 2004.
17. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн.. – М. : Владос, 2003. – Кн. 5.
18. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар., изд. центр ВЛАДОС, 2004.
19. Лопатина, Л. В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, В. А. Калягин – СПб., Москва: САГА: Форум, 2006.
20. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т. А. Ткаченко – СПб., 1998.
21. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова – М. : Владос, 1999.
22. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин. – М., 1998. – 645 с.
23. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко – М., 1983.