Введение
В данном исследовании рассматривается образ исторической личности в рамках медиадискурса и художественного текста, анализируются и сравниваются приемы и средства создания образа.
Достигнув уровня дискурса, обнаруживаются разные формы коммуникации, основанные на таких характеристиках современных медиа, как поликодность и гипертекстуальность» [8, с. 20] Поликод – это свойство, обнаруживаемое при добавлении к тексту изображения или видео, т.е. В современных новостных текстах, публикуемых в Интернете, выражается разнообразная информация – текстовая, аудиальная, визуальная. Гипертекстуальность – это способ структурирования интернет-пространства, при котором большое количество документов или, шире, связных текстов связаны между собой и представляют собой не линейную, а многомерную структуру медиадискурса» [8, с. 14]. В современном медиаязыке, который все чаще присутствует в электронной форме, эти две характеристики являются результатом экстралингвистических отношений между медиатекстами, поэтому можно выделить типы общения между поликодом и гипертекстом [8, c. 14].
Публицистический стиль – это исторически функциональные дискурсы, обслуживающие широкий спектр общественных отношений: политические, экономические, морально-этические, культурно-религиозные и т. д. Этот стиль широко используется в общественно-политической литературе в различных формах, периодических изданиях (газетах, журналах), радио- и телепередачах, стенограммах, в различных публичных выступлениях (выступлениях на собраниях, симпозиумах, банкетах и т. д.). Публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы» [8, c. 15].
Характеристик медиадискурса в различных зарубежных изданиях много, но важнейшей чертой все исследователи признают связность [8, с. 15]. В его основе лежат смысловые отношения в тексте, которые проявляются на двух уровнях: локальном и глобальном [10, с. 10].
В рамках данного исследования понятие образ трактуется, в общем, в целом, как отражение в лингвистических справочниках, и в научных исследованиях отсутствует его единая трактовка» [10, с. 14]. В случае электронных изданий это отражение выходит за пределы отдельных текстов, заголовков или публикаций и устремляется дальше.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью глубокого и досконального изучения образа исторической личности как элемента художественного текста и медиадискурса. Ученые всего мира разработали теории, описывающие процессы создания изображения исторической личности на основе художественной литературы; указывая на значение национального характера в изображении искусства исторического деятеля; указывая на тесную взаимосвязь воображения автора и художественного образа, воплощающего.
[...]
Глава 1 Дискурсивный аспект исследования функциональной и реальной репрезентации образа исторической личности
1.1 Дискурс как объект исследования в современном языкознании
Основное внимание в настоящей работе уделяется использованию понятия «дискурс» в лингвистике. Различные направления и методики анализа дискурса объясняют существование большого числа определений данного понятия, однако, несмотря на множество исследовательских концепций, исследователи дискурса объединены стремлением изучать не абстрактную языковую систему, а живую речь в условиях реального общения.
Голландский исследователь Т. Ван Дейк определяет дискурс как «сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста» [5, с. 8] С позиций прагмалингвистики дискурс представляет собой интерактивную деятельность участников общения, обмен информацией, оказание воздействия друг на друга, использование различных коммуникативных стратегий, их вербальное и невербальное воплощение в практике общения. Всякое коммуникативное действие в рамках спонтанного или организованного дискурса представляет собой реализацию тех или иных коммуникативно-когнитивных структур.
«Категория дискурс, одна из основных в коммуникативной лингвистике и современных социальных науках, как и всякое широко употребляющееся понятие, допускает не только варианты произношения (с ударением на первом или втором слоге), но и множество научных интерпретаций, и поэтому требует уточнений, особенно в отношении к смежным терминам текст, речь и диалог» [16, с. 84]
Так, М.Л. Макаров определяет дискурс с точки зрения формальной, функциональной и ситуативной интерпретации. Формальная интерпретация – это понимание дискурса как образования выше уровня предложения. Функциональная интерпретация в самом широком понимании – это понимание дискурса как использования (употребления) языка, т.е. речи во всех ее разновидностях. Ситуативная интерпретация дискурса – это учет социально, психологически и культурно значимых условий и обстоятельств общения [15, с. 84].
[...]
Глава 2 Языковые особенности функциональной и реальной репрезентации исторической личности на примере образа Дж. Ф. Кеннеди
2.1 Образ Дж. Ф. Кеннеди как фонового персонажа литературного произведения в научно-фантастическом романе С. Кинга «11.22.63»
В ходе настоящего исследования из художественного произведения «11.22.63» на английском языке [13] нами были отобран блок материала (перечень диалогов и микроконтекстов), в котором герои затрагивают личность Дж. Ф. Кеннеди, обсуждают его, выдвигают прогнозы о том, как выглядела бы Америка настоящего, если бы 35-й президент США не был убит и продолжил заниматься политической деятельностью. Эмпирический материал подвергся анализу, что позволило нам выявить языковые средства, приемы создания исторической личности Дж. Ф. Кеннеди как художественного образа сериала «11.22.63».
Анализ отобранного эмпирического материала позволил отметить, что герои художественного произведения С. Кинга «11.22.63» условно подразделяются на три группы
– те, кто уважает и ценит президента Дж. Ф. Кеннеди, например, владелец закусочной Эл.
– те, кто сомневаются в том, что Дж. Ф. Кеннеди – хороший президент и во всех его действиях, герои без понятной, однозначной позиции, кто походу изменения событий меняют свое мнение, например, главный герой произведения С. Кинга «11.22.63» Джейк Эппинг;
– те, кто относятся к Дж. Кеннеди с презрением, осуждают его выбор, его политическую позицию и его действия на мировой арене, например, Ли Харви Освальд.
Впервые о Дж. Ф. Кеннеди и предотвращении его смерти отмечается в диалоге Эла и Джейка. В данном диалоге Эл рассказывает об эффекте бабочки и портале в закусочной, как он работает и как при помощи него можно исправить то, что случилось с Дж. Ф. Кеннеди.
[...]
Заключение
Многообразие интерпретаций дискурса создает ту ситуацию, при которой крайне сложным представляется построение универсальной теории дискурса, разработку универсальных принципов его изучения и выбор универсального метода его измерения. Фактически в современных исследованиях сложилось несколько традиций исследования дискурса, каждая из которых непосредственно строится на той или иной его трактовке, которая, в свою очередь, в значительной степени зависит от исследовательской традиции, от тенденций развития научной отрасли, от инновационных достижений исследователей и исследовательских групп и, в конце концов, от установок и мотивов самого исследователя.
Историческая личность – это реальный человек, о жизни и поступках которого сохранились письменные свидетельства, мы не можем и не должны ожидать от автора художественного произведения абсолютной правды в изображении самого исторического деятеля или всего времени его жизни. Для писателя историческая личность выступает лишь прототипом героя, то есть «прототипом(ами) для создания литературного деятеля. В практической части данного исследования, нашей задачей является использование заметок в газетах и журналах о Дж. Ф. Кеннеди как об исторической личности, для которых политик – уже больше историческая личность и образ, чем живой человек. Так как нашим основанием является сравнения с художественной подачей.
Анализ диалогов и микроконтекстов произведения С. Кинга «11.22.63» мы отметили, каким образом строится историческая личность Дж. Ф. Кеннеди в художественном тексте, определив и описав ключевые средства и приемы ее создания.
В результате анализа диалогов и микроконтекстов произведения С. Кинга «11.22.63» мы отметили, каким образом строится историческая личность Дж. Ф. Кеннеди в художественном тексте, определив и описав ключевые средства и приемы ее создания. Нами было отмечено, что образ президента строится постепенно от абсолютно положительного до не отрицательного (художественная выдумка автора). Образ 35-го президента реализуется постепенно походу происхождения событий в произведении.
При помощи языковых средств и приемов создания образа исторической личности Дж. Ф. Кеннеди в печатном медиадискурсе реализуется настоящий образ президента. Образ, который позиционировался 35-м президентом в обществе. Было отмечено, что Дж. Ф. Кеннеди с самого детства являлся человеком, который привык к публике, камерам и журналистам.
[...]
1. Арутюнова, Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / Н.Д. Артюнова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1990. – С. 136-137.
2. Бёрк, П. Что такое культуральная история? / П. Бёрк; пер. с англ. И. Полонской; под науч. ред. А. Лазарева. – 2-е изд. – Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 240 с.
3. Блок, М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / М. Блок; пер. с фр. В. А. Мильчиной; предисл. Ж. Ле Гоффа; науч. ред. и послесл. А. Я. Гуревича. – Москва: Языки русской культуры, 1998. – 712 с.
4. Бродель, Ф. Очерки истории / Ф. Бродель; пер. с фр. Э. Орловой. – Москва: Академический проект: Альма Матер, 2015. – 223 с.
5. Ван Дейк, Т.А К определению дискурса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm.
6. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. Ван Дейк. Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. – 308 с.
7. Дильтей, В. Наброски к критике исторического разума / В. Дильтей // Вопросы философии. – 1988. – № 4. – С. 135–152.
8. Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов / Т.Г. Добросклонская – М., УРСС, 2005. – 288 с.
9. Добросклонская, Т.Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации / Т.Г. Добросклонская // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика. 2006. № 2. С. 20-33.
10. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т.Г. Добросклонская. – Москва, 2008. – 203 с.
11. Калинина, Л.В. Языковые средства создания образа харизматической личности (на примере образа А.Д. Меншикова в исторической и художественной литературе) / Л.В. Калинина // Семантика. Функционирование. Текст: межвузовский сборник научных трудов. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. – С. 15–27.
12. Карасик В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5-20.
13. Кинг, С. «11.22.63» [Электронный ресурс]. – https://onlinereadfreenovel.com/stephen-king/p,77,31705-11_22_63_read.html. – Дата доступа: 21.02.2024.
14. Литературная энциклопедия терминов и понятий / [гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин]. – М. : НПК Интелвак, 2001. – 1600 с.
15. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. – М., 2003. – 280 с.
16. Марков, А. П. Конфликт культурно-антропологических матриц России и Запада как источник информационных войн / А. П. Марков // Вестник КемГУКИ. – 2016. – № 36. – С. 13–24.
17. Тамарченко, Н. Д. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике ХХ века / Н. Д. Тамарченко // Известия РАН. Серия литературы и языка. – М., 2001. – № 6. – Т. 60. – С. 3–14.
18. Хализев, В.Е. Жизненный аналог художественной образности / В.Е. Хализиев // Принципы анализа литературного произведения. - М., 1984. - С. 32-41.
19. Чернова, С.В. Образ человека: толкование термина, источники для изучения, множественность интерпретаций, лингвистический анализ / С.В. Чернова // Интерпретация образа человека как лингвистическая проблема: материалы Международной конференции 5–7 октября 2011 г. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – С. 9–24.
20. Чернявская, В.Е. Дискурс как объект лингвистических исследований / В.Е. Чернявская // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: Сб. науч. тр. СПб.: Изд-во С.- Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2001. – С. 11–22.
21. Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. –М.: Языки славянской культуры, 2003. –312 с.
22. Щедрина, Н.М. Когнитивный аспект в изображении исторического лица (на материале эпопеи А.И. Солженицына «Красное колесо»)/ Н.М. Щедрина // Вопросы когнитивной лингвистики. 2017. № 3. – С. 102–107.
23. Halliday, M.A.K., Hassan R. Cohesion in English. L.: Longman, 1976. – 392 p.
24. Leech, D. A Linguistic Guide to English Poetry / D. Leech. – London.: Longman, 1968. – 123 p.