ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших составляющих человеческого бытия, которое определяет нашу реальность, является время. Со временем связаны все процессы, состояния человеческой психики и процесса социализации. Время является организатором и регулировщиком нашей жизнь и нашей деятельности, и всё живое подчиняется его течению.
Нехватка времени – известная каждому современному человеку проблема. В любом возрасте и в любой профессии необходимо обладать умением чувствовать время, уметь его анализировать, ценить и использовать рационально. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современное производство рассчитаны на высокоразвитую культуру восприятия времени человеком. Современному человеку необходимо научиться быстро оценивать и реагировать на время, мобильно перестраивать свои планы, корректировать перспективы, учитывая отсутствие стабильности современного мира и постоянно видоизменяющиеся условия жизнедеятельности.
Умение осуществлять ориентировку во времени является необходимой составляющей личностной культуры ребёнка и предпосылкой формирования гармоничной личности.
Овладение навыками ориентироваться во времени предоставляет широкие возможности для успешного детского развития, овладевания различными видами деятельности, познания окружающего мир и, как следствие, успешной подготовки к процессу обучения в школе.
Актуальность темы исследования подтверждает необходимость организации в старшем дошкольном возрасте целенаправленной подготовки к школе. Сформированность временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.
Старший дошкольный возраст является благоприятным
периодом для обучения детей умению ориентироваться во времени,
Достигнутый к этому возрасту уровень развития наглядно-образного
мышления позволяет в качестве педагогического средства широко
использовать моделирование, обеспечивающее возможность наглядного
представления временных интервалов и их последовательности, что развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляется через повседневную жизнь и непосредственную образовательную деятельность. Значительная роль в освоении временных представлений детьми принадлежат педагогической работе в повседневной жизни.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ВО ВРЕМЕНИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Исследование проблемы формирования представлений о времени у дошкольников в отечественной науке
Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития.
В XX веке исследованиями по вопросам восприятия времени и формирования представлений о времени у дошкольников занимались как К.А. Абульханова - Славская, А.А. Кроник, Ф.Н. Блехер, С.А. Рубинштейн, А.А. Люблинская, A.M. Леушина, Т.Д. Рихтерман, Ф. Чуднова, И. Кононенко, Е. Щербакова, О. Фунтикова Р.Л. Непомнящая.
Отечественный психолог С.А. Рубинштейн затрагивает вопросы восприятия времени детьми дошкольного возраста. Так в работе «Основы общей психологии» он акцентировал внимание на различии двух понятий: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности. Данные о времени обобщены в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется для ребенка [1, с. 23].
А. Люблинская в своей работе «Восприятие времени» раскрывает природу времени как объект познания и его роль в жизни детей. И указывает на то, что ребенок дошкольного возраста ориентируется во времени на основе чисто бытовых показателей.
Ф.Н. Блехер разработала систему дидактических игр и упражнений, в которой детей вводили в мир временных отношений. В играх они усваивали способы оценки временной деятельности. В реализации поставленных задач Ф.Н. Блехер рекомендовала использовать два сюжета: формировать временные представления попутно, используя все многочисленные поводы, возникающие в жизни и проводить специальных игры. По ее мнению дети должны активно участвовать в практических, жизненных ситуациях (например, определить самостоятельно путем подсчета по календарю, количество дней до праздника), выполнять поручения взрослого [2].
Под руководством A.M. Леушиной разработаны содержания и методы формирования у детей временных представлений. Время для своего точного определения требует количественных и числовых знаний, оно неразрывно связано с определением величины, а не редко и пространства. Поэтому работу по формированию у детей умения ориентироваться во времени необходимо проводить, как указывает A.M. Леушина, в единстве с работой над числом, количеством, величиной и пространственным ориентирам.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация эксперимента и методики исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли-сад № 141 г. Гомеля». Апробация экспериментальных разработок осуществлялась автором совместно с воспитателем группы старших дошкольников Бережной Н.И. в рамках занятий по ФЭМП. Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа:
– констатирующий;
– формирующий;
– контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента было изучение состояния исходного уровня представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап был направлен на подбор дидактических игр упражнений на формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный эксперимент был проведён по той же методике что и констатирующий и был посвящен уточнению, обработке результатов опытно-экспериментальной работы, отслеживанию динамики изменений представлений о времени у дошкольников и оформлению документов педагогического эксперимента.
В эксперименте принимало участие 20 детей старшей группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый – 5-6 лет.
На первом этапе исследования использовалась диагностика уровня усвоения представления о времени у детей старшей группы. Была использована диагностика по методике Е.И. Щербаковой [23].
Методика Е.И. Щербаковой по определению уровня представления о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Вопросы:
1. Что ты делаешь утром? Днем? Вечером? Ночью?
2. Назови дни недели.
3. Какое сейчас время года? Какое было, будет?
4. Когда бывает новый год?
5. Когда день твоего рождения?
6. Что можно сделать за одну минуту? За час?
7. Какое занятие у вас сегодня было? А завтра?
8. Какая стрелка на часах движется быстрее, а какая медленнее?
9. Что длиннее день или ночь? Утро или вечер?
10. Назови месяцы зимы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предмет математики самый сложный учебный предмет в учебном процессе средней школы. Уровень успеваемости по данному предмету во многом будет зависеть от тех основ, которые дошкольное учреждение заложит в ребёнка в период старшего дошкольного детства.
Формирование представлений о времени происходит с опорой на доступные и продуктивные формы обучения, к которым и относится дидактическая игра и метод моделей.
Категория времени является одной из самых трудным математических дефиниций для познавательного развития дошкольника и требует от педагога необходимости использования в системе работы самых новейших способов и математической наглядности: это и картинки, и модели, знаки-символы, различные календари и измерительные приборы – песочные часы, секундомер, часы – конструктор, другие виды часов.
Педагогическая деятельность по ознакомлению дошкольников со временем должна иметь особо выраженную связь с практикой. Дошкольники должны уметь определять и измерять время при помощи доступных им средств и способов действия.
Категория «время» тесно связана с понятием числа. Целесообразно представления детей о количестве и времени развивать в единой методической связке.
На наш взгляд, работа педагога по формированию у дошкольников умений ориентироваться во времени следует определять не как самоцель, а в контексте общего интеллектуального развития детей и важнейшее средство подготовки к обучению в школе.
Мы считаем, что деятельность дошкольного учреждения по формированию у детей способностей ориентироваться во времени имеет характер пропедевтики и требует грамотно и последовательно выстроенной системы с учётом специфики восприятия времени на каждом возрастном этапе и использованием редуктивных методов и приемов обучения.
В арсенале педагога самые разнообразные средства: система наблюдений, дидактические игры и упражнения, наглядный материал, книжные иллюстрации и графика, модели, моделирование, богатейшее фольклорное наследие (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки).
На oсновании теоретического изучения проблемы и проведённого эмпирического исследования, знакомства с опытом рабoты педагогов дошкольного обучения мы можем сформулировать следующие рекомендации:
1. Педагогам дошкольного oбучения больше внимания уделять использованию дидактических игр математического содержания как необходимому условию формирования представлений о времени у детей.
1. Арапова – Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду/ Н.А. Арапова-Пискарёва. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 162 с.
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: Курс лекций / А.В. Белошистая.– М.: ВЛАДОС, 2010.– 400 с.
3. Виноградова, Н. А., Позднякова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 93 с.
4. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду/ Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 164 с.
5. Житко, И.В. Веселые игры с числами и фигурами: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. – Мн.: Жасскон, 2012. – 64 с.
6. Житко, И.В. Навстречу математике: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И.В. Житко. – Мн.: Пачатковая школа, 2013. – 24 с.
7. Левчук, З.К. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: курс лекций: Модуль 1 / З.К. Левчук, И.В. Ермольчик. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48 с.
8. Локоть, Н. Объёмная модель: использование её при формировании временных представлений / Н. Локоть // Дошкольное воспитание. –1991.– № 1. – С. 15–17.
9. Касицына, М.А., Смирнова, В.Д. Дошкольная математика. 2-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей /М.А. Касицына. – М.: Гном – Пресс», 2009. –176 с.
10. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 5 – 7 лет / Е.В. Колесникова. – М.: Гном – пресс, 2000. – 79 с.
11. Михайлова, З.А., Непомнящая, Р.Л. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Фирма Икар, 2009. – 166 с.
12. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста/ Р.Л. Непомнящая. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. –167 с.
13. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 98 с.
14. Позднякова, В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений /В. Пзднякова // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 1. – С. 20 –27.
15. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования. В 5 ч. Ч. 1. / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 112 с.
16. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления / Г.А. Репина – М.: ТЦ Сфера, 2008.– 128 с.
17. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей в дошкольном возрасте / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.
18. Смоленцева, А. А. Формирование временных представлений у дошкольников. Конспекты занятий/ А.А. Смоенцева // Дошкольная педагогика. – 2004. – № 6. – С. 16 – 25.
19. Сополова, Е.И. Время и пространство / Е. Сополова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 77 с.
20. Соловьева, Е. В. Математика и логика для дошкольников / Е. В. Соловьева. –М.: Академия, 2001. – 98 с.
21. Тарабарина, Т.И. Детям о времени / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 81 с.
22. Учебная программа дошкольного образования. – Мн.: Национальный институт образования, 2012. – 416 с.
23. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2 е изд., стереотип. – М.: Академия. 2000. – 272 с.
24. Щербакова, Е., Фунтикова, О. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели /Е. Щербакова, О. Фунтикова // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 7. – С. 36-42.