ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
1.1 Нетрадиционные формы организации обучения предмету «Человек и мир»
1.2 Экскурсия в учебном процессе: роль, виды экскурсии
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИИ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Особенности организации и проведения экскурсий по предмету «Человек и мир»
2.2 Моделирование педагогического процесса по организации и проведению экскурсий по предмету «Человек и мир» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Внеклассная работа представляет собой вид деятельности школьников, который организован педагогом и обеспечивает необходимые условия для социализации личности школьника. Внеклассная воспитательная работа является совокупностью различных видов деятельности, она владеет возможностью широкого воспитательного воздействия на личность учащегося.
Разнообразная внеклассная деятельность более разносторонне раскрывает индивидуальные способности школьника, которые не всегда есть возможность рассмотреть в рамках обычного урока. В различных формах внеклассной работы учащиеся не только могут проявить свои индивидуальные особенности, но и учатся взаимодействовать внутри коллектива, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих одноклассниках, ставить себя на место другого человека и пр. При этом, каждый из видов внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия учащихся в определенных аспектах, что в итоге дает большой воспитательный эффект.
В частности, советский педагог К.Д. Ушинский отмечал положительное воздействие на психику детей, их всестороннее развитие в процессе общения с природой. Ученый писал: «Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных» [23].
Опираясь на результаты исследований Н.И. Болдырева, Э.М. Браверманна, Н.М. Верзилина, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Т.Н. Калечиц, О.Ф. Кабардина, И.Я. Ланиной, А.И. Никишова, М.С. Пак, Л.М. Панчешниковой, Д.И. Трайтака, А.В. Усовой и др., посвященных вопросу организации внеклассной работы по различным учебным предметам, можно сделать вывод о том, что данная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся и формирует важные качества личности. В настоящее время внеклассная работа необходима как эффективное условие получения результатов, так как особое место в их структуре занимает вариативная часть и внеаудиторная занятость – различного рода кружки, секции, творческие мастерские. Несмотря на важность организации внеклассной работы в современной школе, в методической литературе сегодня нет четкого определения и классификации видов внеклассной работы по «Человеку и мир».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
1.1 Нетрадиционные формы организации обучения предмету «Человек и мир»
Внеклассная работа, в отличие от внеурочной, не является обязательной. Она организуется в зависимости от интересов учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа учитывает возрастные особенности учащегося. Ведущая задача внеклассной работы представляет собой расширение эрудиции школьника, развитие его личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Этим обусловлена особая значимость внеклассной работы в развитии индивидуальных творческих способностей школьников. Кроме того, значительна роль внеклассной работы и в развитии исследовательских умений, профессиональных предпочтений школьников. В частности, внеклассная природоведческая работа активирует в детях интерес к естествоведческой науке.
Перечисленные аспекты являются существенным отличием внеклассной работы от обязательной учебной деятельности учеников, в процессе которой происходит их общее развитие по многим направлениям. Содержание внеклассной работы связано с выполнением обязательной учебной программы, но не направлено на нее напрямую. Внеклассная работа не регламентируется жесткими временными и возрастными ограничениями. Продолжительность внеклассного занятия определяется в каждом отдельном случае педагогом, который проводит это занятие, или руководителем учреждения. В группах могут объединяться дети как одного возраста, так и разного. Количественный состав группы также определяется в каждом отдельном случае индивидуально. При этом учитывается содержательный аспект внеклассного занятия, его потребности в определенном оборудовании и т.п. [2, c. 15]
Внеклассная работа часто организовывается в школе. Она представляет собой основной вид деятельности внешкольных учреждений таких направлений, как, например, дом детского творчества, станция юных натуралистов, художественная школа.
Таким образом, внеклассная работа обладает существенными отличиями от уроков и внеурочной работы.
Выводы по главе 1
Внеклассная работа, в отличии от внеурочной, не является обязательной. Она организуется в зависимости от интересов учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа учитывает возрастные особенности учащегося. Ведущая задача внеклассной работы представляет собой расширение эрудиции школьника, развитие его личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Этим обусловлена особая значимость внеклассной работы в развитии индивидуальных творческих способностей школьников. Кроме того, значительна роль внеклассной работы и в развитии исследовательских умений, профессиональных предпочтений школьников. В частности, внеклассная природоведческая работа активирует в детях интерес к естествоведческой науке.
Внеклассная работа часто организовывается в школе. Она представляет собой основной вид деятельности внешкольных учреждений таких направлений, как, например, дом детского творчества, станция юных натуралистов, художественная школа. Экскурсия по предмету «Человек и мир» является эффективным средством воспитания и обучения, потому что в процессе ее осуществления происходит гармоническое развитие всех сторон личности учащегося.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИИ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Особенности организации и проведения экскурсий по предмету «Человек и мир»
Экскурсия не может быть простым повторением пройденного материала, она должна давать детям что-то новое, углублять и расширять их знания об окружающем мире
Во время экскурсии учитель должен обеспечивать надлежащую дисциплину, заботиться о том, чтобы экскурсия была организованной и целенаправленной. Чтобы внимание учащихся во время экскурсии не рассеивалось, не следует выбирать для рассмотрения много объектов, быстро переходить от одного объекта к другому без фиксированного порядка, заострять внимание на мелочах.
В том случае, когда у учащихся появляются вопросы, которые не касаются данной темы, необходимо переключить их внимание на изучаемый объект, а если это трудно, то кратко объяснить то, что заинтересовало детей, или пообещать сделать это позже. Отказом или уклонением на такие вопросы можно погасить интерес у детей к экскурсии в целом, их стремление глубже, всесторонне познавать окружающий мир.
Искусство руководства экскурсией заключается в четкой формулировке цели экскурсии, в умении организовывать работу всей группы и отдельных учащихся, руководить ею, акцентировать внимание школьников на изучаемом объекте. По мере приобретения экскурсионного опыта в деятельности учащихся будет появляться все больше самостоятельности. Задача руководителя экскурсии – развивать инициативу и активность детей, организовывая во время экскурсии наблюдение и коллекционирование, измерение, рисование и фотографирование, ведение необходимых записей, рекомендуя учащимся определенные технические приемы и способы выполнения работы. Все это способствует мобилизации их внимания, активизации познавательной деятельности, развитию наблюдательности, стойкому запоминанию [9].
Стойкому вниманию и активности учащихся способствуют групповые и индивидуальные задания, которые учитель дает им перед экскурсией. Групповые задания получает каждое звено. В процессе выполнения самостоятельной работы у учащихся скорее всего возникнут определенные трудности, потребность в дополнительных пояснениях, своевременной помощи.
Выводы по главе 2
Экскурсия не может быть простым повторением пройденного материала, она должна давать детям что-то новое, углублять и расширять их знания об окружающем мире
Искусство руководства экскурсией заключается в четкой формулировке цели экскурсии, в умении организовывать работу всей группы и отдельных учащихся, руководить ею, акцентировать внимание школьников на изучаемом объекте. По мере приобретения экскурсионного опыта в деятельности учащихся будет появляться все больше самостоятельности. Задача руководителя экскурсии – развивать инициативу и активность детей, организовывая во время экскурсии наблюдение и коллекционирование, измерение, рисование и фотографирование, ведение необходимых записей, рекомендуя учащимся определенные технические приемы и способы выполнения работы. Все это способствует мобилизации их внимания, активизации познавательной деятельности, развитию наблюдательности, стойкому запоминанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо отметить, что экскурсии представляют собой очень важную органическую составную часть нормальной работы школы, по этой причине они должны быть тесно связаны со всем процессом обучения. Их нельзя рассматривать в качестве случайного эпизодического явления, которое мало связано с процессом преподавания, как, например, школьные прогулки. Экскурсия – это тот же урок, но урок в природной среде или музее, на выставке и так далее, то есть в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школы к экскурсии должно быть таким же, как к урокам. Они входят в план школы, тесно связаны с программой предмета, занимают определенное место в годовом, тематическом планировании учебного предмета в каждом определенном классе.
Знания по предмету «Человек и мир» являются важными для формирования материалистического миропонимания. В дальнейшем они составят базу соответствующего научного понятийного аппарата, облегчат изучение предметов естественного цикла в старшей школе. Отсутствие или недостаток достоверных знаний о природе служат причиной появления определенных суеверий, предрассудков, а искаженные представления могут вызвать неправильное, а иногда и жесткое отношение к растениям, животным.
Умственное и нравственное воспитание школьников осуществляется в неразрывном единстве с эстетическим развитием. Обличие и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания.
В комплексе воспитательно-образовательных задач, которые реализуются при подготовке и проведении экскурсий, одна из центральных представляет собой стремление научить детей видеть и понимать красоту окружающей природы, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в различных видах художественной деятельности (рисунок, слово, песня и др.). Однако качество эстетического восприятия во многом зависит от того, кто руководит данным процессом. Поэтому педагог, обдумывая предстоящую экскурсию, определяет, что именно в том или ином объекте, явлении может вызвать у детей эстетическое переживание. Педагог может использовать различные выразительные средства, чтобы вызвать эстетическое воспитание наблюдаемого: образную эмоциональную речь, вопрос, жест.
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А., Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.: Владос, 2001. – 216 с.
2. Баконина Е.А. Внеклассные занятия по естествознанию. Начальная школа – 1999 г., № 5.
3. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004. – 289 с.
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Академия, 2010. – 269 с.
5. Внеклассная работа с учащимися. Методическое пособие для учителей и студентов. – Ангара: Ангарский педагогический колледж, 2010. – 36 с.
6. Гризик, Т.И. Я познаю мир М.: Просвещение, 2001. – 301 с.
7. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
8. Грищенкова, О.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: пособие / О.В. Грищенкова – Минск: БГПУ, 2005. – 32 с.Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 272 с.
9. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Просвещение, 2000. – 312 с.
10. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, 2007. – 216 с.
11. Захарова Е. А. Экскурсия как форма внеклассных занятий учащихся по иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/archive/91/19353/ (дата обращения:).
12. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования – М: Школьная пресса, 2006. – 198 с.
13. Каргина, З.А. Учиться, чтобы учить // Внешкольник – 2003 №10, с 22 – 24.
14. Клепинина 3.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студ. Учреждений высш. проф. Образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – М.: Издательский центр, 2013. – 336 с.
15. Козина, Е.Ф., Степанян, Е.Н. Методика преподавания естествознания. – М.: Academia, 2008. – 224 с.
16. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К. «Календарь» - специализированная компьютерная коррекционно-диагностическая среда для дошкольников и младших школьников//Дефектология, 1997, №4.
17. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с.
18. Михайловская Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» детей с нарушенным слухом : учеб.- метод. пособие / Л.В. Михайловская – Минск: БГПУ, 2004. – 125 с.Петрова О., Долганова О., Шарохина Е. Педагогика. Конспект лекций.
19. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
20. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2003. – 368 с.
21. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 5 т. / Сост.В.Я. Струминский. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1949.
22. Экскурсионные занятия в группе продленного дня в начальной школе. – Мет. рекомендации / авт.-сост. Н.А. Князева. – Пермь, 2009. – 21 с.