Введение
1 Теоретико-методологические основы подготовки футболистов
1.1 Направленность и динамика тренировочных нагрузок в практике подготовки футболистов
1.2 Нормирование тренировочной нагрузки при подготовки футболистов
2 Использование средств восстановления в системе спортивной тренировки футболистов
2.1 Использование педагогических средств восстановления
2.2 Медико-биологические средства восстановления
2.3 Методики психолого-педагогического средств восстановления спортсменов
3 Особенности применения средств восстановления в системе спортивной тренировки футболистов
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Футбол - один из самых эмоциональных и сложных видов спортивной деятельности. Подготовка спортсмена футболиста идет с учетом физиологической характеристики деятельности футболистов и на основании исследований об особенностях их игровой деятельности в различных игровых амплуа. Деятельность в разных направлениях характеризуется различной интенсивностью нагрузки на все системы организма. Также важно учитывать индивидуальные особенности игрока для определения его специализации. Особенности подготовки в футболе, впрочем, как и в других видах спорта, зависят от психофизической подготовки футболиста.
Футбол практически самый популярный вид игрового спорта в мире, а также один из самых динамичных. В соответствии с этим можно определить особенности психофизической нагрузки на игрока во время игры.
Постоянно меняющаяся ситуация на игровом поле требует от футболиста не только высоких технических навыков, чтобы в стрессовой ситуации смоделировать и правильно технически отреагировать на обстановку на поле, а и тактического мышления, чувства партнера и взаимодействия в команде, чтобы реализовать все игровые моменты.
Ввиду разнообразия и изменчивости двигательных раздражителей футбол как игра предъявляет к спортсменам особые требования. На основании изучения физиологической деятельности спортсмена футболиста разработана методика подготовки, которая включает различные виды упражнений, воздействующих на основные физические характеристики, такие как сила, выносливость, быстрота, координация движений. Основным средством подготовки являются упражнения, направленные на подготовку и развитие, наиболее важных качеств.
На основании изучения физиологической деятельности спортсмена футболиста разработана методика подготовки, которая включает различные виды упражнений, воздействующих на основные физические характеристики, такие как сила, выносливость, быстрота, координация движений. Основным средством подготовки являются упражнения, направленные на подготовку и развитие, наиболее важных качеств.
Важность темы исследования основана на теоретических исследованиях, которые подтверждают важность восстановления спортсмена футболиста, ее связь с волевыми и мотивационными качествами спортсмена и результативностью игровой деятельности. Однако, меняются техника игры и мотивация спортсменов, также тематику психологического воздействия никогда нельзя считать исчерпанной, как и изучение человеческой личности, этим обусловлена актуальность исследования на заданную тематику.
Целью курсовой работы является изучение особенностей применения средств восстановления в системе спортивной тренировки футболистов.
Для реализации цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы подготовки футболиста;
- проанализировать особенности применения средств восстановления футболистов;
- разработать рекомендации по применению средств восстановления в системе спортивной тренировки футболистов.
Объект исследования – средства восстановления футболистов.
Предмет исследования – особенности применения средств восстановления в системе спортивной тренировки футболистов
Для реализации цели, задач курсовой работы были использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической, научной, учебно-методической отечественной и зарубежной литературы; анализ учебно-программной документации, учебных пособий, учебников; обобщение педагогического опыта ведущих педагогов и тренеров.
Курсовая работа выполнена на 30 листах и состоит из вступления; основной текст состоит из трех глав (в первой раскрываются теоретико-методологические основы подготовки футболиста, во второй проведен анализ особенностей применения средств восстановления футболистов, а в третьей даны основные рекомендации по применению средств восстановления в системе спортивной тренировки футболистов), заключения и списка использованных источников в количестве 31 наименования.
1 Теоретико-методологические основы подготовки футболистов
1.1 Направленность и динамика тренировочных нагрузок в практике подготовки футболистов
Подготовка спортсмена футболиста идет с учетом физиологической характеристики деятельности футболистов и на основании исследований об особенностях их игровой деятельности в различных игровых амплуа. Деятельность в разных направлениях характеризуется различной интенсивностью нагрузки на все системы организма. Также важно учитывать индивидуальные особенности игрока для определения его специализации.
Особенности подготовки в футболе, впрочем, как и в других видах спорта, зависят от психофизической подготовки футболиста. Естественно ее составляющими являются психологическая подготовка и физическая подготовка, которая рассматривается в данном параграфе.
Специалисты физиологии, биохимии, а также спортивной медицины, анализируя такие зависимости, пришли к выводу, что к числу основных показателей, характеризующих интенсивность нагрузки в футболе, следует отнести, прежде всего, уровень расхода энергии игроком в процессе самой игры. Интенсивность метаболических превращений выражается при этом в калориях либо в количестве потребляемого кислорода.
Известно, что при потреблении (расходе) 1 л кислорода в организме высвобождается около 5 ккал. Энергетические затраты и кислородная потребность при игре в футбол составляют соответственно 0,18 ккал/кг мин и 37 мл/кг мин. Высокий уровень метаболических превращений и большая разновидность движений, которыми характеризуется футбол, с одной стороны, оказывают всестороннее влияние на организм, а с другой - предъявляют огромные требования к спортсменам [3, с.67].
По существующий классификации игру в футбол с ее энергозатратами можно отнести к работе весьма значительной.
2 Использование средств восстановления в системе спортивной тренировки футболистов
2.1 Использование педагогических средств восстановления
Организм способен самостоятельно восстанавливать израсходованные в ходе тренировки энергетические и функциональные ресурсы. Именно поэтому педагогические факторы, рационально организующие мышечную деятельность в соответствии с возможностями организма, являются в футболе основными.
К педагогическим средствам восстановления относят использование различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, на природе, различные виды переключения с одного вида работы на другой. Также они включают в себя:
- правильное построение отдельного занятия с применением способов снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор технических средств и мест для тренировок, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона);
- варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и занятиями;
- рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма футболиста; правильное сочетание общих и специальных средств; оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макроциклов; широкое использование переключений; четкую организацию работы и отдыха;
- разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;
- разработку специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности, совершенствование двигательных навыков, обучение тактическим действиям [20, с.63].
3 Особенности применения средств восстановления в системе спортивной тренировки футболистов
В практике после серии напряженных тренировок используются так называемые разгрузочные, а также восстановительные микроциклы. Они предусматривают повышение и снижение объема и интенсивности применяемых средств, изменение характера упражнений. В разгрузочные дни рекомендуется проводить занятия своим видом спорта, но их интенсивность не должна превышать 13-15 процентов от максимальной.
Можно рекомендовать в планировании нагрузок и принцип «маятника», предусматривающий чередование специфических и неспецифических упражнений.
Например, в первый день предусматривают 80 процентов упражнений своего вида спорта и 20 — неспецифических.
Во второй день — 80 процентов неспецифических средств и 20 — специфических.
В третий день — 90 процентов специфических и 10 процентов неспецифических.
В четвертый день — соответственно 90 и 10 процентов.
В пятый -100 процентов специфических и в шестой —100 процентов неспецифических.
Это примерная схема, все зависит от конкретных задач, готовности спортсмена, но именно чередование специфических и неспецифических средств отдаляет утомление.
К первым относятся те упражнения, которые:
- по характеру нервно-мышечных усилий соответствуют избранному виду спорта;
- по структуре самого движения напоминают избранный вид спорта;
- развивают группу мышц, несущую основную нагрузку в избранном виде спорта.
Все остальные упражнения относятся к неспецифическим средствам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенных исследований можно резюмировать выводы:
1. Основой подготовки футболиста являются методики, в основу которых положены труды ученых биологов, медиков, в том числе и спортивных, физиологов, тренеров по футболу по изучению физиологических характеристик работы футболиста во время игры. Результаты изучения констатируют повышенную аэробную нагрузку, при чем чередование периодов повышенной нагрузки и простоя, что сказывается на амплитуде работы систем организма. Потеря жидкости организмом в результате потоотделения, в результате чего происходит существенная потеря веса во время игры и интенсивных тренировок. А также существенная нагрузка, на грани предельной, на сердечно-сосудистую систему, характеризующаяся частотой сердечных сокращений на уровне примерно 170 ударов в минуту без учета игрового амплуа.
2. С психологической точки зрения деятельность футболиста на игровом поле, как и его физическая нагрузка, находится на предельном показателе. Это обуславливается несколькими аспектами: во-первых, деятельность на высокой скорости, в постоянно меняющейся обстановке; во-вторых, футбол - игра командная и действия одного игрока, даже очень результативные могут не привести к победе, необходимость взаимодействия и сплоченных действий влияют на результативность; в-третьих, влияют на ход игры соперники, разрабатывают свою тактику игры, которую нужно переломить или использовать в своих целях, что тоже накладывает отпечаток на психологию деятельности футболиста; в-четвертых, огромный психологический прессинг толпы болельщиков, деятельность под пристальным вниманием. Деятельность футболиста на поле требует высоких психофизических затрат.
3. На основе направлений подготовки футболистов подготовка делится на физическую и психологическую. Однако, открытым остается процесс дозирования нагрузок. Он решается в зависимости от целей подготовки (занятия физической культурой, подготовка детского клуба, тренировка профессионалов), а также степенью подготовки спортсменов к этапу обучения. Подготовка может иметь различные темпы, уровень нагрузки, чередование циклов тренировок в годичном цикле и их дозирование. Интенсивность нагрузки тесно связана с процессами расслабления и восстановления.
4. Педагогические средства восстановления и методики их реализации практически полностью ложатся на тренера. Планирование тренировочной нагрузки на конкретном занятии, в годичном цикле. Чередование режимов тренировочных нагрузок по мере интенсивности, также способствует более быстрому процессу восстановления. Смена вида деятельности с тренировочного процесса на активный отдых также является видом отдыха, способствующем восстановительному процессу.
5. Наряду с педагогическими средствами восстановления футболистов применяются также и медико-фармокологические, которые состоят в соблюдении режима питанию, составления меню, в соответствии не только с энергозатратами спортсмена, но и с потребностями организма, развивающегося на пределе нагрузки.
6. Сочетание процессов утомления и восстановления - физиологическая основа постоянной и долговременной адаптации организма к физическим и спортивным нагрузкам. Поэтому применение различных восстановительных средств и методов после тренировочных и соревновательных нагрузок рассматривается как неотъемлемая составная часть подготовки спортсменов. Среди факторов, оптимизирующих подготовку спортсменов, основное место занимают различные средства и методы восстановления и повышения спортивной работоспособности. В каждом случае в процессе выбора и разработки восстановительных мероприятий необходимо учитывать основные функциональные звенья, обеспечивающие работоспособность в данном виде спорта, и конкретные, лимитирующие работу звенья данного спортсмена. При этом: - с одной стороны, используемое средство должно быть достаточным для обеспечения восстановительных реакций и предупреждения срыва механизмов адаптации, - а с другой - не должно снижать эффективность тренировки, ее воздействие на скорость течения естественных восстановительных процессов.
1. Абалян, А.Г. Сравнительная оценка психофункциональных показателей борцов и футболистов // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М. - 2010. - С. 67-71
2. Аванесян, Г.М. Интегральная диагностика психического состояния спортсменов: Тезисы докладов XIII научно-практической конференции по психологии физического воспитания и спорта. - М., 1992.- С. 29-30
3. Аверьянов, A.M. Контроль уровня подготовленности футболистов высокой квалификации // Теория и практика футбола. - 2009. - N 3. — С. 3-4
4. Акрамов, Р.А. Организация и планирование подготовки футболистов. - Ташкент, 2016. - 232 с
5. Аладашвили, Г.А. Прыжковая подготовленность футболистов и методика ее оценки: Автореф. дис. .канд. пед. наук / РГАФК. - М., 1999. - 25с
6. Ангелов, В.А. Роль скоростной выносливости для спортивной формы футболистов. - Л., 2013. - 180 с
7. Андреев, С.Н. Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спорт, совершенствования ДЮСШ И СДЮШОР. - М., 2016. - 262 с
8. Базилевич, О.П. Управление подготовкой высококвалифицированных футболистов на основе моделирования тренировочного процесса: Автореф. дис. .канд. пед. наук / ВНИИФК. -М., 1983.-20 с
9. Бадаев, Б.А. Зрительные компоненты техники игры в футболе при решении игровых задач // Готовность спортсмена к соревнованиям. - М.: ВНИИФК, 2007. - С. 74-108
10. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №3. - С.21-40
11. Булкин, В.А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта: Учебное пособие. - СПб., 2016. – 128 с
12. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 2008. - 112 с
13. Гагаева, Г.М. Психологический анализ трудностей в футболе // Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. - М.: ФиС, 2008. - С. 24-33
14. Ганюшкин, А.Д. К вопросу о технологии психической подготовки спортсмена // Психологические аспекты подготовки спортсменов. - Смоленск: Изд-во СГИФК, 2010. - С. 3 -9
15. Жоров, JI.A. Актуальные проблемы психологии футбола: Метод, рекомендации. - Душанбе, 2012. - 98 с
16. Золотарев, А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе // Теория и практика физической культуры.- 2009. - N 3. - С. 20-22
17. Казаков, П.Н. Футбол: Учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: ФиС, 2008. - 256 с
18. Каликинский, Ю.А. Игровое мышление футболиста. - М., 2016. - 68 с
19. Каратаев, М.И. Исслеование индивидуальных особенностей футболистов, проявление быстроты и точности. - М.: ВШТ, 2014. -236 с
20. Левин, B.C. Педагогические параметры тренировочных нагрузок футболистов: Учеб. пособие. – М., 1997. - 328 с
21. Левитов, Н.Д. Психология характера. - М.: Просвещение, 1969. - С. 99
22. Новиков, Б.И. К вопросу о предыгровых психических состояниях футболистов высшей квалификации // Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. - М.: ФиС, 1968.-С. 33-38
23. Попов, A.JI. Психология спорта: Учеб. пособие. - М.: Флинта, 1998.-279 с
24. Полишкис, М.С. Футбол: Учебник для ин-та физ. культуры. - М.: Физ-ра, образование и наука, 1999. - 254 с
25. Родионов, А.В. Психология спорта высших достижений. - М.: ФиС, 1979. - 144 с
26. Соломонко, В.В. Единоборства у футболистов. - Киев: Здоровье, 1981.-124 с
27. Черникова, О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. - М.: ФиС, 2010. - С. 55-62.
28. Чанади, А.А. Футбол: Тренировка. - М.: ФиС, 2015. - 256 с.