ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОКАХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие об активных методах обучения
1.2. Общая характеристика детей с нарушениями речи
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОКАХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего исследования
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования и анализ полученных данных
2.3. Рекомендации по использованию активных методов обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития речи является центральной в обучении детей с речевым нарушением. Успешность обучения в школе детей, их дальнейшее развитие в значительной мере зависят от уровня овладениями связной речью.
Инновационные подходы к обучению детей с речевыми нарушениями получили широкое распространение в логопедической практике. Это связано в первую очередь с тем, что количество детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет из года в год. Кроме этого, обучение, основанное только лишь на простой передаче знаний, заведомо обречено на неудачу. Оно не интересно ни детям, ни педагогам, а поэтому малоэффективно. И часто коррекционная работа не всегда бывает успешной, если ребенок не мотивирован, не вникает в задание, а просто заучивает речевые шаблоны. Поэтому для повышения результативности коррекционно-развивающей работы, возникает потребность в использовании инновационных методик, технологий, приемов коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих речевые нарушения.
Поскольку привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, необходимо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно для школьников с нарушениями речи. В этом помощь окажут активные методы обучения.
В специальной педагогике состояние речи детей с нарушениями речи и методические аспекты этой проблемы исследованы и освещены в работах В. К. Воробьевой, О. Е. Грибовой, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой и др.
Цель курсовой работы – теоретически и экспериментально проанализировать особенности использования активных методов обучения на образовательных уроках детей с нарушением речи.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников с нарушениями речи.
Предметом исследования настоящей работы являются особенности использования активных методов обучения на образовательных уроках детей с нарушением речи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОКАХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие об активных методах обучения
Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю. К. Бабанский) [2]; «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И. П. Подласый) [18].
Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу.
Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.
В ней выделяются следующие методы:
объяснительно - иллюстративный (информационно - рецептивный);
репродуктивный;
частично поисковый (эвристический);
проблемное изложение;
исследовательский [18, с. 19].
Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским. Эта классификация представлена тремя группами методов:
• методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.);
• репродуктивные и проблемно - поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
• методы стимулирования и мотивации учебно - познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОКАХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего исследования
Экспериментальное исследование было проведено на базе класса интегрированного обучения ГУО «Средняя школа № 1 г. Мозыря». Всего в исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 6-7.
Цель констатирующего экспериментального исследования: выявить уровень речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального эксперимента. В основу исследования была положена методика М.Н. Ильиной.
Цель: Исследовать умение дифференцировать звуки на слух.
Содержание. Ребенку показывают картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова МИШКА и МИСКА, он может различить только при условии четкой дифференциации звуков [с] и [ш], поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия:
картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает;
картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд;
нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги).
Критерии оценок:
3 балла – ребенок различает на слух все группы звуков;
2 балла – нарушена дифференциация 1-2 групп звуков;
1 балл – нарушена дифференциация трех и более фонетических групп.
По итогам результатов эксперимента можно судить об особенностях речи младших школьников с нарушениями речи (рисунок 2.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Активные методы обучения – форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель активного подхода – познакомить с информацией и сформировать навыки через совместную деятельность.
Коррекционная работа с детьми, страдающими недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Экспериментальное исследование было проведено на базе класса интегрированного обучения ГУО «Средняя школа № 1 г. Мозыря». Всего в исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 6-7.
Опираясь на данные проведенного эксперимента, можно сделать вывод, что специфические ошибки у детей экспериментальной группы значительны и связаны, прежде всего, с несформированностью фонематического слуха и недоразвитием навыков звукового анализа, что зачастую является причиной для развития тяжелых форм дисграфии.
Анализ научной литературы, опыта педагогов, результатов проведенного экспериментального исследования позволяет выделить такие проблемы детей с нарушениями речи, как трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слов, слишком медленный темп чтения, нарушение понимания прочитанного, замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам; пропуски гласных и согласных в их стечении и т.д.
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2004. – 267 с.
2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985. – 220 с.
3. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
4. Ветошкина, Т.А. Активные и интерактивные методы обучения : учебно-методическое пособие / Т.А. Ветошкина. – Екатеринбург, 2013. – 154 с.
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М. : ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с.
6. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2006. – С. 13–24.
7. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
8. Давлетшина, Т.И. Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста: проект «Тропинками грамоты» / Т.И. Давлетшина // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 2 (127). – С. 21-27.
9. Давыдов, В. В. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1990. – 285 с.
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников и младших школьников / Л.Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2010. – 132 с.
11. Жукова, Н. С. Формирование устной речи: Учебно-методическое пособие / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
12. Игнатьева, С.А. Особенности подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / С.А. Игнатьева // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2016. – Т. 4. – С. 66-69.
13. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
14. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию устной речи / Т. А. Ладыженская.– М. : Педагогика,1980. – 225 с.
15. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Академия, 1997. – 256 с.
16. Насибуллина, А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе / А.Д. Насибуллина // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 2 (121). – С. 130-135.
17. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 448 с.
18. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2004. 365 с.
19. Селиверстов, В. И. Хрестоматия по логопедии / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Норма,1997. – 656 с.
20. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография / Т.Б. Филичева. – М. : Айрис-Пресс, 2000. – 340 с.
21. Хакимуллаева, Н.Н. Развитие звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей с ОНР посредством использования дидактической игры «Знай-ка» / Н.Н. Хакимуллаева //Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. – 2016. – С. 179–181.
22. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. – М. : Наука, 1999. – 457 с.
23. Чечет, В. В. Активные методы обучения в педагогическом образовании : учеб.-метод. пособие / В. В. Чечет, С. Н. Захарова. – Минск : БГУ, 2015. – 127 с.
24. Шаромова, В.С. Формирование навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи / В.С. Шаромова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4-2. – С. 83-87.
25. Шашкова, Е. Г. Работа над связной речью / Е. Г. Шашкова. – М. : Высшая школа, 1967. – 305 c.
26. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. – М. : Просвещение, 1984. – 168 с.
27. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова – М. : АРКТИ, 1997. – 131 с.