ВВЕДЕНИЕ
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.
В методической и психолого-педагогической литературе, ряде исследований обозначенная проблема представлена достаточно полно, что можно проследить как в работах представителей советской педагогики: В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, Н. А. Добролюбова, Т. И. Богомоловой, А. С. Макаренко, Е. Е. Казаевой, Л. Л. Кондрыкинской. Т. Н. Антоновой, Т. Т. Зубовой, Е. П. Арнаутовой, О. А. Князевой.
Проблема исследования – содержание и формы формирования представлений о родном городе у старших дошкольников.
Объект исследования – методика воспитания дошкольников.
Предмет исследования – формирование представлений о родном городе у старших дошкольников.
Цель исследования – определить особенности формирования представлений о родном городе у старших дошкольников и опытным путем проверить ее содержание и формы.
Гипотеза исследования: формирование представлений о родном городе у старших дошкольников будет успешным, если:
• она носит целенаправленный и систематический характер;
• используются разнообразные формы методической работы;
• воспитатели овладевают методами и приемами формирования представлений о родном городе у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности патриотического воспитания в учреждениях дошкольного образования на современном этапе.
2. Выявить уровень представлений о родном городе у старших дошкольников.
3. Определить формы работы по формированию представлений о Минске у старших дошкольников и установить их эффективность.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Содержание патриотического воспитания в детском саду, формы и методы организации
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Эта проблема выпала из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет. Но в настоящее время интерес к ней снова возрастает.
Понятие «патриотизм» в психологии определяется как «высшее морально-политическое чувство, выражающее любовь к своей Родине, к своему народу» [3,c.160].
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, достижениям. У детей следует формировать чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В пособии Н.В. Ипполитовой указывается, что содержание понятия «патриотизм» включает в себя следующие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни и другие социально-политические аспекты [2,c.96].
Структуру понятия патриотизма предлагает Л.И. Божович. Она выделяет ряд компонентов патриотизма:
1. Интеллектуальный компонент - характеризует знания, взгляды, убеждения человека.
2. Деятельностный компонент – активный характер патриотизма, проявляется в практической деятельности человека.
3. Волевой компонент – связан с высшими нравственными ценностями, человек действует осознанно, управляет своими поступками, преодолевая возникающие препятствия.
4. Потребностно-мотивационный компонент – объясняющий поведение человека, характеризует потребности, мотивы, интересы человека.
5. Эмоциональный компонент побуждает человека к дальнейшей деятельности, к преодолению препятствий на пути к поставленной цели. Это способствует формированию умений и навыков, необходимых для практической деятельности, и развитию чувств и мотивации более высокого уровня.
Данные компоненты, по мнению Л.И. Божович, тесно связаны и представляют собой единое целое, отсутствие одного компонента приводит к нарушению целостности структуры патриотизма.
Принимая во внимание данную структуру и содержание понятия «патриотизма», Н.В. Ипполитова в своей монографии даёт определение понятия «патриотическое воспитание» следующим образом: «Патриотическое
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Определение уровня представлений у старших дошкольников о родном городе (контрольная и экспериментальная группа)
Актуальной задачей выступает подбор методов и средств для осуществления диагностики, в частности для изучения уровней развития представлений детей о родном городе, изучение педагогического процесса организации работы с детьми по развитию данных представлений в практике работы детского сада.
Для определения сформированности представлений старших дошкольников о своем городе нами было исследовано по 10 детей в контрольной и экспериментальной группе.
Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов – констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе эксперимента были определены критерии исследования патриотических чувств у дошкольников и проведена соответствующая диагностика; на формирующем проведена работа по формированию представлений дошкольников о родном городе, на контрольном этапе проведена повторная диагностика, проанализированы результаты.
Цель констатирующего этапа - выявить представления о Минске у детей старшего дошкольного возраста. Оценка осуществлялась по следующим компонентам: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Первоначально с детьми была проведена беседа на тему «Наш город».
Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на 7 вопросов:
1. Как называется страна, в которой ты живешь? (РБ)
2. В каком городе ты живешь? (Минск)
3. Как называется улица, на которой находится твой детский сад?
4. На какой улице живешь ты?
5. Какие еще улицы ты знаешь?
6. Какие достопримечательности ты знаешь?
7. Какие ты знаешь памятные места?
За каждый правильный ответ воспитаннику начислялся 1 балл, таким образом, максимальное количество баллов – 7.
Высокий уровень – 6-7 баллов, средний – 4-5 баллов, низкий – менее 4 баллов.
Таким образом, обработав данные, результаты проведенной беседы показали, что у большинства исследуемых детей недостаточно сформированы знания о родном городе, в процессе беседы дети сомневались в ответах, недостаточно владели информацией, 5 детей оказалось с высоким уровнем, называли страну, город, улицу на которой находится наш д/с, свой адрес, 2-3 улицы, хотя бы 1 памятное место; 3 детей со средним уровнем так же называют страну, город, улицу, но затрудняются называть памятники; 2 человека показали низкий уровень осведомленности, затрудняются во многих ответах (рисунок 2.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс ознакомления ребенка с родным городом, с его достопримечательностями, заводами и фабриками, памятниками и скверами – сложный процесс. Чтобы он был эффективен, необходимо соблюдать ряд условий. К таковым относятся сотрудничество взрослого и ребенка, когда ребенок активно воспринимает знания, умения и навыки, а воспитатель, ориентированный определить педагогические условия воспитания любви к родному городу у старших дошкольников, признающий патриотическое воспитание в качестве объекта исследования, является его партнером, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь, доброжелательно и ненавязчиво руководящий ребенком, становясь посредником между ним и социальной действительностью; создание положительной атмосферы в группе, когда между детьми складываются положительные взаимоотношения дружбы, поддержки, заботы, общения, уважения к друг другу.
Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования патриотического воспитания. У старших дошкольников появляются представления о явлениях и событиях. К показателям сформированности знаний о родном городе относят такие, как знание дошкольниками герба, флага, гимна нашей страны, улиц и достопримечательностей города.
Опытно-экспериментальная работа показала, что уровень сформированности представлений о Минске на этапе старшего дошкольного возраста недостаточен, родители не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию детей в целом.
В методическом сопровождении, направленном на освоение педагогами методов, приемов и средств формирования представлений о Минске у дошкольников оправданным были групповые консультации.
Работа по формированию представлений о Минске как о малой родине у старших дошкольников должна строиться последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей. Оптимальными формами работы выступают экскурсии, прогулки, просмотр фильмов и презентаций, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине, встречи со знаменитыми людьми, дидактические игры, тематические выставки, праздники, развлечения.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине.
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. 1. Виноградова [и др.]; под ред. А. М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
2. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Мн., 1991.
3. Нравственное воспитание в детском саду / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова [и др.]; под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1984.
4. Ковалевіч М.С. Педагогіка. – Брэст, 2000.
5. Грымаць А.А. Беларуская народная педагогіка. – МН., 1999.
6. Жирякова,И. В.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику / И. В. Жирякова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. - 2008. - № 4. - с. 479.
7. Деркач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Деркач // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. - 2009. - № 2. - с. 326
8. Деркунская, В. А. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. А. Деркунская // ребенок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. - 2009. - № 4. - с. 657 .
9. Мошнина, О. Патриотическое воспитание дошкольников : проект &Салют Победы& / О. Мошнина, Л. Гасец, С. Елизарьева // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал. - 2011. - № 4. - с.482 .
10. Чембрович, Е. Мини-музеи для дошкольников / Е. Чембрович // Пралеска : штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. - 2013. - № 10. - с. 360.
11. Курочкина,И. Н. Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях] / И. Н. Курочкина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2016. - № 2. - с. 473
12. Ладуцька, Л.М., Шкаляр, С.В. Праграма “Мая Радзіма – Беларусь”. / Л.М. Ладуцька, С.В. Шкаляр // Пралеска. – 2002. - №12. – с. 323.
13. Пралыгіна, Н.В. Вянок гульняў: фарміраванне ўяўленняў аб родным краі сродкамі гульнявой дзейнасці: дапаможнік для педагога ўстаноў дашк. адукацыі і 1-й ступені агул. сярэд. адукацыі з рус. і беларус. мовамі навучання / Н.В. Пралыгіна. – 2-е выд., выпр. – Мінск : Новое знаніе, 2016. – 280 с.
14. Пралыгіна, Н.В. Гутаркі-размоўкі пра родную старонку: дыдакт. матэрыял для педагогаў устаноў дашк. адукацыі і 1-й ступені агул. сярэд. адукацыі з рус. і беларус. мовамі навучання / Н.В. Пралыгіна. – 2-е выд., выпр. – Мн.: Новое знание, 2016. – 256 с.
15. Сахута, Я. М. Народнае мастацтва / Я. М. Сахута. – Мн.: Беларуская навука, 2015. – 180 іл. – (Традыцыйны лад жыцця). 7. Столерава, В.В. «Залатая рыбка» аб нашай Радзіме. /В.В. Столерава // Пралеска. – 2004. - №9. – с. 417.
16. Прохоренко, А.Т. Патриотизм как качество личности: генезис и структура / А.Г. Прохоренко // Весці БДПУ, Серыя 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філасофія. – 2006. - №1. – с. 327.
17. Учебная программа дошкольного образования /М-во образования Респ. Беларусь. – 2-е изд. – Минск: НИО; Аверсэв, 2014. – 416 с.
18. Никова М.А. Формирование патриотизма у российского студенчества: Дисс. канд. соц. наук. - М, 2004.-243 с.
19. Никонова. Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - Минск : Нар. асвета, 1991. - 310 с.
20. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М.: Изд-во "Советская энциклопедия". М.; 1996. — 879 с.
21. «Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении» Базисная программа и методические рекомендации.2-е изд-е, перераб. и доп-ое. /Е.А. Панько, А.И. Васильева, А.Н.Белоус и др. - Мн., 2000.