Введение
Глава 1. Творчество Дж. Фаульза в контексте британской литературы второй половины ХХ века
1.1. Тема художественного творчества и творческой личности в английской литературе второй половины ХХ века
1.2. Творчество Дж. Фаульза в постмодернистской традиции
1.3. Философия искусства и образ художника в романах Дж. Фаульза
Вывод по главе 1
Глава 2. Специфика романа Дж. Фаульза «Коллекционер»
2.1. Тема искусства и свободы в романе Дж. Фаульза «Коллекционер»
2.2. Особенности проблематики, тематики, образной системы рома Дж. Фаульза «Коллекционер»
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Родиной Джона считается городок Ли-он-си недалеко от Лондона. Дж Фаульз родился 31 марта 1926 г. Являлся студентом Оксфордского унивеситета, который окончил в 1950 г., специальность «французский язык и литература». После окончания университета был преподавателм во Франции, Греции и Англии.
Дж. Фаульз стал очевидцем упадка социальных и политических систем: либеральных, коммунистических, национал-социалистических. Во всем этом крушении наблюдалось и падение личности человека, его философии и религии. Все это наложило отпечаток на его творчество.
В творчестве Дж. Фаульза отражен болезненный дисбаланс мироздания и поиска душевных сил для противостояния этим пагубным явлениям.
Изучение творчества Дж. Фаульза представляет интерес для литературоведов, так как оно содержит элементы нескольких литературных направлений, которые порой встречаются даже в рамках одного произведения.
Актуальность темы курсовой работы, прежде всего в том, что тема искусства в той или иной степени привлекала и привлекает внимание мыслителей, поэтов, живописцев и скульпторов самых разных историко-культурных эпох. Идеи свободы художественного творчества приобрели в искусстве особое значение. В центре внимания писателей оказываются проблемы искусства и морального выбора. Акцент на этической проблематике во времена создания романа обусловлен изменениями в социальной, экономической и культурной жизни людей.
Цель курсовой работы – изучить проблему искусства и свободы в романе Дж. Фаульза «Коллекционер».
ГЛАВА 1 ТВОРЧЕСТВО ДЖ. ФАУЛЬЗА В КОНТЕКСТЕ БРИТАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
1.1 Тема кроме того художественного творчества и творческой личности в английской литературе второй половины ХХ века
После Второй мировой войны (и в немалой степени под её воздействием) в литературе Англии получает широкое распространение философский жанр – романа, повести, новеллы. Впервые он заявляет о себе в начале 50-х годов, когда выходят в печати первые произведения Айрис Мёрдок (1919–1997) и Уильяма Голдинга (1911–1993).
Творческая ориентация этих и других английских писателей, выступивших на литературном поприще позднее, была различной, однако их объединяют философские и эстетические искания. В 50-е годы писатели Англии охотно обращались к опыту Ф. Кафки, который стал чрезвычайно популярен кроме того в Европе. С другой стороны, кроме того мощное влияние оказывала философия экзистенциализма, которая ещё в годы войны получила широкую известность во всем мире [3, с. 163].
Этот период в английской литературе ознаменовался тем, что многие писатели начали в своих работах уделять внимание творческой личности, ее значению в истории и историческом прогрессе. Ярким представителем такой тематики в литературе является А. Мердюк. К ее позднему творчеству относится роман «Черный принц» (1977), в самом названии которого уже таится символизм. В ее творческом пути это одно из сложнейших произведений. Данный роман затрагивает тему смысла творчества и самопознания художника. Тема рассматривается с двух сторон – искусство и любовь, правда в искусстве и любви. В исповеди главного персонажа, серьезного и взыскательного писателя Бредли Пирсона, автор отразил свой творческий опыт, свой взгляд на искусство.
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА РОМАНА ДЖ. ФАУЛЬЗА «КОЛЛЕКЦИОНЕР»
2.1 Тема искусства и свободы в романе Дж. Фаульза «Коллекционер»
Вопрос, лежащий на поверхности этого романа, – это, конечно, вопрос свободы. И, конечно, истинным пленником нам показан Клегг, запертый в своих комплексах, в своей ограниченности, в тесном темном мирке «можно» и «нельзя», «прилично» или «неприлично».
В романе «Коллекционер» непоколебимая уверенность в собственной правоте и справедливости совершаемых ими действий присуща героям-антагонистам.
И сама ситуация на первый взгляд не вызывает сомнений в том, кто злодей, а кто жертва. Но это только на первый взгляд. Только с позиции общей абстрактной справедливости. «Чудовищный и жалкий», кроме того по выражению автора, Клегг, олицетворяющий абсолютное зло, примитивную хищническую натуру, цель которой – обладание, а не кроме того творение, оказывается доверчивее и искреннее Миранды, которая, предположительно, должна нести красоту и свет. Виноват ли Клегг в том, что общество не дало ему тех возможностей, которые изначально были у Миранды: учиться, посещать художественную школу, театры и выставки, общаться с творческими людьми и расти в кроме того окружении красотой, хотя и сопряженной с немалой долей лжи (скрываемый алкоголизм матери, измены Ч.В.). Нет, не виноват.
И совершенно правильно он не кроме того верит уверениям кроме того Миранды, что способен стать её другом и быть принятым в её кругу в случае освобождения пленницы. Миранда для него – единственная надежда на спасение, а её заточение кроме того – его личный способ стремиться к свету, доброте и любви. «I’ve got a heart, for all that», – ещё надеясь на понимание говорит он ей [16, с. 58].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме, кроме того можно сделать выводы.
В английской литературе второй кроме того половины ХХ века особое место отводится теме творческой личности. Данной тематики посвящены произведения литературы мультикультурализма, постмодернизма и частино реализма. Писателями, уделявшими внимание теме художественного творчества, являются, например, Дж. Фаульз, А. Мердок, Дж. М. Кутзее и С. А. Рушди и др.
Творчество писателя Джона Фаульза нельзя рассматривать в контексте какого-то одного литературного направления, его философия, идейно-эстетичная система включает элементы постмодернизма, фантастического реализма и гуманизма. Однако большинство литературоведов все-таки относят его творчество к постмодернистской традиции.
В своем творчестве Дж. Фаульз неоднократно обращался к теме свободы личности и её связи с искусством кроме того и влиянием на исторический процесс в целом. Он, без сомнения, внес весомы вклад в британскую литературу второй половины ХХ века.
Проанализировав роман Дж. Фаульза «Коллекционер», мы может отметить следующее.
Уже первый роман писателя раскрыл его огромный творческий потенциал и принес ему признание как читателей, так и критиков.
Тема искусства и свободы проходит сквозь все части романа. Автор интерпретирует однозначные на первый взгляд роли персонажей. Наделяя положительный героев отрицательными чертами и наоборот. Искусство и свобода также по-разному трактуются с точки зрения каждого из героев.
Тематика и проблематика романа продиктованы настроением и положением масс, молодежи в послевоенном обществе.
1. Белова, Т.Н. О постмодернистском литературоведении / Т.Н. Белова // Литературоведение на пороге XXI века. – М.: Рандеву-АМ, 1998. – С. 165–208.
2. Бушманова, Н. Дерево и чайка в открытом окне: Беседа с Джоном Фаулзом / Н. Бушманова // Вопр. литературы. – 1994. – № 1. – С. 165–208.
3. Вераксич, И.Ю. Зарубежная литература. 20 век. Курс лекций / И.Ю. Вераксич. – МГПУ, 2010. – 252 с.
4. Годованпая, Э.Г. Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза: дис. ... канд. филолог, наук / Э.Г. Годованпая. – Краснодар, 2004. – 213 с.
5. Касаткина, Е. Британская литература 90-х годов / Е. Касаткина // Новый мир. – кроме того 2000. – № 8. – С. 195–200.
6. Кутзее, Дж. М. Мистер Фо / Дж. М. Кутзее. – СПб.: Амфора, 2004. – 415 с.
7. Постмодернизм и гуманизм: противоречие или поиск схождений? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.library.ru/help/docs/n45850/1.pdf.
8. Сидорова, О.Г. Британский постколониальный роман последней трети XX века в контексте литературы Великобритании / О.Г. Сидорова. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. – 262 с.
9. Струкова, Е.А. Мультикультурализм и постколониальная тематика в литературном процессе. История и творчество – магистральные темы англоязычного мультикультурного романа / Е.А. Струкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 7. – C. 175-178.
10. Фаулз, Дж. Кротовые норы / Дж. Фаульз. – СПб.; М.: Домино; Эксмо, 2008. – 720 с.
11. Фаульз, Дж. Коллекционер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://loveread.me/read_book.php?id=16215&p=63ю
12. Фаулз, Дж. Подруга французского лейтенанта / Дж. Фаулз. – М.: Правда, 1990. – 480 с.
13. Фаулз, Дж. Я пишу, следовательно, я существую / Дж. Фаульз // Кротовые норы: статьи. – СПб.; М.: Домино; Эксмо, 2008. – С. 18–40.
14. Юсупова, Ю.Л. «Дэниел Мартин» как философский роман Дж. Фаулза / Ю.Л. Юсупова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. – № 1. – С. 72–76., с. 72-73.
15. Хлыстова, А.В. Оппозиция «немногие-многие» в художественной концепции Джона Фаулза / А.В. Хлыстова, Е.О. Демидова Е.О. // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2015. – № 2. – С. 60–66.
16. Fowles, J. The Collector / J. Fowles [Electronic resource]. – Mode of access: http://begin-english.ru/download/files/8/b/3/3/333ef6205c.pdf.
17. Burden, R. J. Fawles, J. Howhes, C.I. кроме того Simon: Problems of Self and Form in Post-modernist Novel / R.J. Burden. – Oxford university press, 1980. – 189 p.