Ключевые слова: физические упражнение, техника выполнения физического упражнения, классификационные критерии физических упражнений
Объект исследования: физические упражнения.
Цель курсовой работы: систематизировать методику проведения классификации физических упражнений на основе выделения группы классификационных критериев.
Методы исследования: анализ научно методической литературы.
Выводы: классификация физических упражнений позволяет выделить основные сходные черты и отличия определенных групп, для дальнейшего анализа совершенствования их в процессе методики применения.
Практическая значимость: материал, изложенный в курсовой работе, может быть использован студентами факультета физической культуры для подготовки к практическим и семинарским занятиям по «Теории и методике физического воспитания».
Введение
Физическое воспитание – целенаправленный процесс совершенствования физических качеств человека по средствам передачи знаний в области физической культуры и физического совершенствования.
Физическое воспитание является открытой педагогической системой, которая строится на ряде принципов, как общепедагогических, так и специальных принципах физического воспитания.
Рассматривая специфические принципы физического воспитания необходимо обратить внимание, что их реализация требует специфических методов для реализации.
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств физического воспитания: физические упражнения; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.
Основным формирующим физические качества средством, конечно, являются физические упражнения. Именно физические упражнения целенаправленно формируют физически качества, дают представление об осуществлении двигательного акта, по средствам упражнений происходит разучивание техники движений, которые человек использует в повседневной жизни с наиболее правильной техникой, что в дальнейшем помогает ему эффективно использовать ресурсы организма и предотвращать травмы и осуществлять профилактику заболеваний, вызванных неправильными приемами двигательной активности.
Специфика физических упражнения, по сравнению с другими общепедагогическими средствами проявляется в том, что воздействие имеет физический характер на организм обучающегося. Потому применения физических упражнений не жесткая система построенная на принципах воздействия без учета субъекта воздействия. Поскольку воздействие происходит непосредственно на организм обучающегося необходимо учитывать его морфологические характеристики, возрастные, половые и другие особенности для возможности выполнения физических упражнений правильно, чем будет оказано воздействие на организм в плановом направлении.
Однако, стоит учитывать, что учащийся не объект воздействия, а субъект обучения и, как уже говорилось выше, воздействие физических упражнений на эмоционально-волевую сферу и личностные качества тоже происходит. Поэтому, необходимо учитывать также и личностные характеристики занимающихся.
Целью построения правильной техники выполнения двигательного акта является оптимальное выполнения двигательного действия с точки зрения физиологии и биохимии процессов происходящих в организме. Выполнение двигательной задачи способом максимально щадящим для организма занимающегося и будет основой правильной техники выполнения упражнения.
Классификация физических упражнений насчитывает больше трех сотен разновидностей в зависимости от классификационного критерия. Основополагающим признаком является принцип классификационного критерия, относительно которого упражнение принадлежит к тому или другому типу.
Актуальность работы обусловлена тем, что проведение классификации определенного упражнения в связи с этим представляется достаточно трудной задачей, поскольку каждое упражнение в зависимости от критерия может принадлежать к разным классификационным группам. Классификация позволяет выделить основные сходные черты и отличия определенных групп, для дальнейшего анализа совершенствования их в процессе методики применения.
Объект исследования – физические упражнения.
Предмет исследования – методика проведения классификации физических упражнений на основе выделения группы классификационных критериев.
Цель исследования – систематизировать методику проведения классификации физических упражнений на основе выделения группы классификационных критериев.
Для реализации цели курсовой работы необходимо решить следующие задания:
- систематизировать теоретические знания о физическом упражнении, как основном средстве физического воспитания;
- сформулировать факторы, определяющие воздействие физических упражнений;
- проанализировать основные характеристики техники физических упражнений;
- рассмотреть методику проведения классификации физических упражнений на основе выделения группы классификационных критериев.
В ходе выполнения работы применялись информационный, аналитический, сравнительный, творческий и описательный методы, а также метод синтеза.
Данная курсовая работа состоит из введения; двух разделов, в первом из которых дана теоретико-методологическая база определения классификации физических упражнений, во втором рассмотрены классификационные критерии физических упражнений; заключения. Работа выполнена на 27 страницах, включает 1 рисунок. Библиографический список содержит 20 источников, среди которых текстовые и электронные источники.
1 Теоретико-методологические основы классификации физических упражнений
1.1 Физические упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания
Физическая культура являет собой часть общей культуры человека, характеризующую его отношение к двигательной активности, здоровому образу жизни, гигиене; совокупность знаний, умений, навыков о развитии физических качеств, поддержании оптимального уровня двигательной активности.
Физическое воспитание – целенаправленный процесс совершенствования физических качеств человека по средствам передачи знаний в области физической культуры и физического совершенствования.
Физическое воспитание является открытой педагогической системой, которая строится на ряде принципов, как общепедагогических, так и специальных принципах физического воспитания [3, с.78].
Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает:
- базовый минимум всесторонней физической подготовленности;
- необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков;
- доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей.
В физической культуре процесс обучения строится на двух направлениях работы: общепедагогических принципах и специальных принципах, отражающих формирования физической культуры индивида, совершенствование его физических качеств.
Принципы обучения являются основополагающим началом, которое лежит в основе организации и управления процессом физического воспитания обучаемого. Можно выделить принципы:
-принцип сознательности и активности,
-принцип наглядности,
-принцип доступности и индивидуализации,
-принцип постепенности,
-принцип систематичности и последовательности.
2 Классификация физических упражнений
Классификация физических упражнений насчитывает больше трех сотен разновидностей в зависимости от классификационного критерия.
Классификация позволяет выделить основные сходные черты и отличия определенных групп, для дальнейшего анализа совершенствования их в процессе методики применения. В процессе классификации можно выделить два целевых компонента:
распределение каких-либо понятий (объектов, предметов, явлений, действий и др.) по отдельным категориям;
систематизация соподчинения понятий, выделенных в категории (отделы, разряды, группы т. п.), и составленную на основе учета имеющихся у них общих признаков и закономерных связей между ними, т.е. наглядно показывающую определенную их иерархию.
Классифицируемые категории располагаются (систематизируются) в таком порядке, что объекты, предметы, явления, действия, методы выделяются вначале в более обширные группы (классы) на основании общих признаков, присущих всем, в том числе и расположенным ниже, соподчиненным категориям, а затем - в более мелкие, также соподчиненные группы, с учетом уже их частных признаков.
При составлении категорий учитывается один общий признак, присущий классам объектов, но имеющий важное, часто основополагающее значение в спорте. Такая система соподчинения выделенных категорий обычно представляется в виде схемы (классификации) и используется как наглядное средство установления связей между классифицируемыми понятиями.
Основополагающим признаком является принцип классификационного критерия, относительно которого упражнение принадлежит к тому или другому типу.
Проведение классификации определенного упражнения в связи с этим представляется достаточно трудной задачей, поскольку каждое упражнение в зависимости от критерия может принадлежать к разным классификационным группам.
Один из основоположников теории физического воспитания А.Д. Новиков считал что общая систематика физических упражнений должна быть единой для всех звеньев системы физического воспитания в противном случае она теряет свое научно практическое значение [11].
Таким образом, неоднозначность выбора классификационных критериев позволяет более детально систематизировать информацию об упражнении, но вносит определенную путаницу в терминологии для недостаточно подготовленных тренеров.
Заключение
В результате проведенного исследования цель достигнута и можно сделать выводы о том, что:
1. Физическое воспитание формирует физическую культуру индивида по средствам общепедагогических и специальных воздействий. Специальным методам физической культуры можно отнести физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Можно отметить, что именно физические упражнения в процессе своего применения воздействуют на организм человека таким образом, что происходит развитие его физических качеств и морально-личностных характеристик. Физические упражнения определяются единством формы и содержания. Содержание определяет совокупность физиологических, психологических, биохимических процессов при выполнении данного упражнения. В форме физического упражнения можно выделить внутреннюю и внешнюю форму: внутренняя характеризует процессы происходящие с выполняющим упражнение, а внешняя относится к непосредственно внешней стороне двигательного действия.
2. При построении системы физических упражнений направленных на совершенствование тех или иных физических качеств необходимо учитывать ряд факторов, которые могут повлечь корректировку результативности применения физических упражнений, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. К таким факторам можно отнести особенности самих физических упражнений, методику по которой происходит их освоение, некоторые характеристики техники их выполнения. Также необходимо учитывать индивидуальные физические и личностные особенности обучаемого, эмоциональность, возрастные, половые особенности, самочувствие. К внешним факторам воздействия можно отнести метеорологические факторы, гигиенические факторы, место занятий, состояние оборудования и инвентаря. Не лишним будет упомянуть о квалификации педагога, его профессиональных и личностных характеристиках, умении взаимодействовать с учащимся, правильно воздействовать на его физические качества и эмоционально волевую сферу.
3. Классификация физических упражнений насчитывает больше трех сотен разновидностей в зависимости от классификационного критерия. Основополагающим признаком является принцип классификационного критерия, относительно которого упражнение принадлежит к тому или другому типу. Проведение классификации определенного упражнения в связи с этим представляется достаточно трудной задачей, поскольку каждое упражнение в зависимости от критерия может принадлежать к разным классификационным группам. Классификация позволяет выделить основные сходные черты и отличия определенных групп, для дальнейшего анализа совершенствования их в процессе методики применения.
Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания отражает ряд направлений и школ в физическом воспитании, которые предложили определенную концепцию физического образования, построенную на предпочтении определенному виду физических упражнений (гимнастические упражнения, игровые упражнения, туристические физические упражнения спортивные физические упражнения). На основании классификации по преимущественному воздействию на определенные физические качества формируются комплексы физических упражнений для их целенаправленного формирования на этапе решения различных педагогических задач. Также воздействие на различные физические качества комплексами физических упражнений оправданно применять в критические (сенситивные) возрастные периоды, когда организм человека в процессе индивидуального развития наиболее восприимчив к совершенствованию какого-либо физического качества (силы, скорости, координации, гибкости и других).
Данный вид классификации по преимущественной направленности использования достаточно функционален. Упражнения разделенные по данному критерию включаются в соответствующие программы подготовки и применяются в зависимости от направления. Функциональное направление также влияет на технику выполнения физического упражнения и другие характеристики.
Классификация физических упражнений по анатомическому признаку очень близка с классификацией, направленной на воздействие на определенные группы мышц. Данные виды классификации применяются при подготовке спортсменов, учитывая их специализацию по виду спорта или специфики деятельности данного игрового амплуа. Также такая классификация применяется в адаптивной и оздоровительной физической культуре, где важна детализация воздействия на тот или иной орган.
Классификация по интенсивности работы безусловно применяется, как по объективным так и по субъективным критериям. Поскольку один из принципов физического воспитания – то посильность физической нагрузки, то планировать ее увеличение необходимо в соответствии с планом подготовки спортсмена или программой дисциплины при обучении физической культуре.