ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность формирования духовных потребностей у учащихся старшего школьного возраста
1.2 Специфика старшего школьного возраста
1.3 Роль учителя в формировании духовных потребностей у учащихся старшего школьного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Личный пример в формировании дух потребностей у учащихся старшего школьного возраста
2.2 Содержание учебного материала в формировании духовных потребностей у учащихся старшего школьного возраста
2.3 Внеаудиторная работа
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современная молодежь не стремится понять всю ценность духовной жизни. А ведь именно духовность формирует наше сознание, мировосприятие, определяет нашу судьбу, именно она дает начало к познанию прекрасного.
Под духовностью понимается состояние, при котором основными ориентирами жизнедеятельности личности становятся непреходящие человеческие ценности (действия во благо окружающих, доброжелательность, осознание своей жизни через призму нравственных признаков). Она проявляется в уважении свободы личности (экономической и социально-политической, в том числе и свободы слова); внимательном отношении к вере, языку, законам, традициям и обычаям национальных этносов; восприятии творческого наследия прошлого и его пере¬ оценке; приоритете добра, гуманности, справедливости, честности; признании личной ответственности и ответственности всех граждан за происходящее; уважении индивидуальности и достоинства каждого человека; понимании целей и смысла жизни и многом другом.
И в связи с этим становится очевидным, что исследования уровня духовности, исследование духовных потребностей (особенно современной молодежи) в настоящее время особенно актуальны.
Актуальность темы вытекает из гуманистической парадигмы современной педагогики, нацеленной на формирование личности, способной выжить в сложных социальных условиях и найти свое место в жизни, не потеряв человеческого достоинства, не нарушая прав и свобод человека. Проблема духовного развития и воспитания детей была актуальна всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной. Бороться с этим негативным воздействием необходимо всем, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение – учителям, психологам, воспитателям.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность формирования духовных потребностей у учащихся старшего школьного возраста
В современной науке понятие «духовность» рассматривается как:
• результат приобщения человека к общечеловеческим ценностям, духовной культуре;
• принцип саморазвития и самореализации человека, способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность;
• имеющее религиозный характер – понятие «дух» ассоциируется с понятием «Бог» (Л.П. Буева, И.А. Ильин, В.А. Лекторский. И.В. Силуянова, В.А. Салеев и др.).
По мнению некоторых ученых, духовность субъекта представляет собой результат его приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре (В.А. Пономаренко. И.А. Коваль и др.).
В.И. Слободчиков указывает на зависимость духовного богатства человека от становления закрепленных в общественных нормах духовных ценностей как неотъемлемой части его духовного мира [15]. Этот вывод ученого как раз подтверждает нашу позицию о необходимости подготовки специалистов, способных помочь молодым поколениям освоить и принять как собственные нормы общественных духовных ценностей.
В традиционном философском понимании «духовность» включает в себя три начала – познавательное, нравственное и эстетическое. Ядром духовности считается нравственность.
ГЛАВА 2 ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Личный пример в формировании дух потребностей у учащихся старшего школьного возраста
Следование примеру – ведущий метод духовно-нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Действенность личного примера. в воспитании объясняется такой особенностью детей, как подражательность. Они с удовольствием подражают старшим, повторяют их привычки, манеру говорить, стиль общения. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Ум, чувства, воля – три кита, на которых должно строиться формирование духовно-нравственных ориентиров. При этом, несомненно, чрезвычайно важна роль личного авторитета педагога, превосходства ума, знаний, душевных свойств. Но свой личный авторитет взрослый должен использовать не для подавления учащегося, а для стимулирования его сил в направлении совершенствования личности.
Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Духовное воспитание как одна из форм развития личности тесно связано с другими элементами воспитания (эстетическое, художественное, нравственное, этническое, экологическое, патриотическое, идеологическое и т.п.), с формированием мировоззрения личности. Специфика такого воспитания состоит в том, что его конечная цель - гармонически развитая личность. Оно направлено на повышение об¬щей культуры человека, активизацию его творческого потенциала. Перед современной школой и педагогикой встает задача подготовки духовно богатых граждан, любящих свой народ, Родину, при¬роду, культуру, традиции.
Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы, соответствующие им мотивы.
Более реальным становятся представления о требованиях общества к личности. Поведение старшего школьника все больше становится целенаправленно-организованным, сознательным, волевым. Все большую роль играют сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и своего рода жизненные принципы. Появляются элементы мировоззрения, возникает устойчивая система ценностей. Рождается интерес к внутреннему миру – своему, других людей, появляется умение ставить себя на место другого человека и сопереживать ему.
Формирование личности старшего школьника возможно только в целостном педагогическом процессе, обязательным условием которого является единство воспитания и обучения. Педагог, участвующий в этом процессе, должен сам обладать целостностью – не только владеть системой научных знаний и уметь применять их на практике, но и быть человеком со сформированной системой духовно-нравственных ценностей, являющихся основой его мировоззрения, с глубоким пониманием смысла жизни, отношений между людьми.
1. Барбарчик, А.А. Роль личности учителя в формировании духовно-нравственной личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-5208. – Дата доступа: 07.03.2018.
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
3. Давыдов, В.В. Формирования учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов. – Спб.: Питер, 1999. – 216 с.
4. Захаров, Д.О. Роль учителя в жизни человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/25412.pdf. – Дата доступа: 07.03.2018.
5. Каптан, Т.Н. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе урочной и внеурочной деятельности: автореф. дис. канд. пед. Наук / Т.Н. Каптан. – М., 1995. – 22 с.
6. Коблева, С.Я. Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников / С.Я. Коблева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2006. – № 3. – С. 180–181.
7. Коган, Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности / Л.Н. Коган // Философские науки. – 1976. – № 1. – С. 13–14.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
9. Котыга, Д.А. Роль личности педагога в формировании духовно-нравственных ориентиров обучающихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/666632/. – Дата доступа: 07.03.2018.
10. Матюхина, М.В. Возрастные особенности школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/ped063.html. – Дата доступа: 07.03.2018.
11. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
12. Никифорова, В.Н. Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе: автореф. дис. канд. пед. Наук / В.Н. Никифорова. – Чебоксары, 1999. – 24 с.
13. Психологические особенности старших подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vecherkasuhoylo.ucoz.ru/2017-2018/psikhol-osob-starsh..pdf]. – Дата доступа: 07.03.2018.
14. Салеев, В.А. Введение в культурологию: пособие: в 2 ч. / В.А. Салеев. – Мозырь: УО МГПУ, 2004. – Ч. 1. – 96 с.
15. Соловьев, В.С. Красота в природе: соч.: в 2 т. / В.С. Соловьев; общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, Ф.А. Лосева. – М.: Мысль, 1988. – Т. 2. – С. 351–389.
16. Федьков, Г.С. Формирование духовной культуры школьников в процессе восприятия и изображения природы / Г.С. Федьков. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2015. – 211 с.
17. Юсупова, Е.А. Духовные потребности личности в контексте современного гуманитарного знания / Е.А. Юсупова // Наука. Общество. Государство. – Пенза: ПГУ, 2013. – № 1. – С. 190–195.