ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические основы отношения дошкольников к природе
1.2. Труд в природе как форма и средство воспитания дошкольников
1.3 Педагогические условия организации труда в природе как средства воспитания бережного отношения к природному окружению
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДНОМУ ОКРУЖЕНИЮ
2.1 Определение уровня представлений дошкольников об объектах природы и природоохранной деятельности
2.2 Выделение и реализование педагогических условий организации труда в природе как средства воспитания бережного отношения к природному окружению
2.3.Анализ изменений и полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Экологической воспитание является важным компонентом воспитательной работы и всестороннем развитии личности. В современных условиях, когда воспитательные возможности и потребности общества возрастает, эта проблема приобретает особую остроту.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период является сензитивным для развития личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте у ребёнка развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
Большой вклад в разработку данной проблемы внесли П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Л.С. Ишаткина, И.А.Хайдурова, Н.Н. Верлов, В.И. Ложнова, А.М. Федотова, И.Р. Колтунова, Н.А. Рыжова, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты - одна из главных задач педагога [13, с. 27].
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Благодаря правильно организованного воспитательного пространства, у ребёнка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. У ребенка следует формировать активную позицию, желание что - либо вокруг себя в лучшую сторону.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические основы отношения дошкольников к природе
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Этот период представляет большие возможности для физического и умственного развития, закладываются основные черт характера и моральные качества личности.
К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Он обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. Л.Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде он видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к родине. Так как дети дошкольного возраста достаточно впечатлительны, их легко заинтересовать, то важно обучение проводить в комплексе с работой на природе.
Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда [2].
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Непосредственное восприятие предметов природа, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДНОМУ ОКРУЖЕНИЮ
2.1 Определение уровня представлений дошкольников об объектах природы и природоохранной деятельности
Как отмечалось выше в первой главе, экологическая культура у детей дошкольного возраста играет большую роль в формировании всесторонне развитой личности, поэтому для подтверждения этих слов нами был проведён констатирующий эксперимент, в котором мы определили цель и задачи нашего исследования.
Цель: изучить и оценить эффективность труда в природе как средство воспитания у детей дошкольного возраста бережного отношения к природному окружению.
Задачи:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;
2) раскрыть возможности труда как средства формирования экологической культуры детей дошкольного возраста;
3)провести опытно-экспериментальную работу для исследования использования труда как средства воспитания бережного отношения к природному окружению;
5) разработать и реализовать систему работы по формированию бережного отношения к природному окружению у детей дошкольного возраста.
поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Исследование проводилось на базе ГУО «Санаторный ясли-сад №37 г Барановичи».
В эксперименте принимало участие 15 детей, возраст которых 5-6 лет (Приложение А).
Эксперимент проводился в нормальной обстановке в дневное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Труд - это практический метод в экологической работе дошкольного образовательного учреждения, благодаря которому закрепляются полученные знания на занятиях.
Дошкольный возраст требует от воспитателя активной содержательно насыщенной деятельности, активного взаимодействия с окружающей действительностью.
Проблема нехватки знаний дошкольников об объектах природы и природоохранной деятельности актуальна и значима в настоящее время, так как уровень экологического воспитания определяет полноту познания окружающего мира, поэтому важно проводит экскурсии, викторины, игры, чтение художественных произведений, что положительно влияет на формирование представлений и бережного отношения к природному окружению.
В условиях разного уровня развития общества на современном этапе уделяется недостаточное внимания экологической культуре, поэтому ведущая роль в обозначенном направлении отводится дошкольному образовательному учреждению.
В теоретической части исследования было раскрыто: отношение дошкольников к труду, труд в природе как форма и средство воспитания дошкольников, раскрыты педагогические условия организации труда в природе как средства воспитания бережного отношения к природному окружению.
Цель нашего эксперимента: изучить и оценить эффективность труда в природе как средство воспитания у детей дошкольного возраста бережного отношения к природному окружению.
Из полученных результатов на контрольном этапе мы видим, что на высоком уровне развития бережного отношения к природному окружению 67% детей, среднем находится 27%, и на низком уровне 7% детей, что свидетельствует об эффективности проведенной нами работы. Все дети, кроме одного ребёнка, повысили свои знания не только о природе и природоохранной деятельности, но и сплотили коллектив и узнали интересные факты о животных.
1. Буре, Р. С. Учите детей трудиться / Р. С. Буре. — М.,1980. — 216 с.
2. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Просвещение, 1980. – 269 с.
3. Виноградова А.М. Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду - 1987 Просвещение.
4. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Е.В. Гончарова. - Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 2008.-326с.
5. Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 80 с.
6. Казаручик Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников [Текст] / Г. Н. Казаручик // Дошкольная педагогика: Петербургский научно-практический журнал. - 2009. - № 1. - С. 33-37
7. Как знакомить дошкольников с природой Текст.: пособие для воспитателей дет. сада / JI. А. Каменева, А. К. Матвеева, JI. М. Маневцова и др.; сост. J1. А. Каменева. 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
8. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. – И.Ц. ВЛАДОС, 2004 г.
9. Лысенко, В. Д. Приобщаем детей к труду/ В. Д. Лысенко. – Мозырь ООО ИД “Белый ветер”, 2004.
10. Миронов А. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников / А. Миронов // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 31-35.
11. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / С. Н. Николаева // Педагогика : Научно-педагогический журнал. - 2007. - № 5. - С. 22-27.
12. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
13. Пономарева Л. И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников. Монография. [Текст] / Под ред. З. И. Тюмасевой. – СПб.: МИНПИ, «Астерион», 2005. – 183с.
14. Римашевская Л.С., Никонова Н.О., Ивченко Т.А. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. М.: Центр педагогического образования, 2008.
15. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 208 с.
16. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М., 2005.
17. Шабаева, М.Ф. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» / М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1981. – 367 с.