ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Развитие детского и молодежного движения
1.2 Социализация детей и молодежи в детских и молодежных организациях
1.3 Типы и функции детских и молодежных общественных организаций
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1 Анализ состояния социализации детей и молодежи
2.2 Формы социализации личности в детских и молодежных организациях
2.3 Роль лидера в детской и молодежной организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Особую актуальность в современных условиях для каждого государства приобретает проблема формирования детской и молодежной политики.
Во все времена молодежь считалась наиболее важной и перспективной группой общества. Именно поэтому за ней традиционно закрепляется статус «будущее страны». Если понимать такое отношение к молодому поколению буквально, то ответственность на нее возлагается немалая, ведь во всех отношениях будущее нашей страны будет зависеть от активности, развитости и образованности молодежи. Поэтому сегодняшняя молодежь играет ключевую роль в формировании и деятельности гражданского общества [16].
На современном этапе основа развития Беларуси заключается в формировании гражданского общества, с его способностью конструктивно взаимодействовать с другими силами общества на благо общих интересов, целей и ценностей, а также готовых подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах. Чтобы субъект гражданского общества стал активной личностью, его нужно «вырастить», сформировать его личность [8]. Поэтому приоритетным направлением государственной молодежной политики, на сегодняшний день, на всех уровнях является развитие социальной активности молодежи и гражданского самосознания через их участие в деятельности общественных объединений и организаций [10].
ГЛАВА 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Развитие детского и молодежного движения
Развитие детского и молодежного движения – длительный процесс. Для активного участия детей в этом процессе необходимо создать условия, предоставляющие в распоряжение координаторов и организаторов конкретные ресурсы и умения, которые делают активное участие возможным, и постепенно включают их в деятельность [18].
Конец XIX начало XX веков – время становления детского движения как новой социальной реальности в мире. Новое социальное явление позволило обратить внимание государства на детей как на реальную силу, которая способна оказать взрослым определенную поддержку в решении конкретных ситуаций и проблем: в подготовке защитников страны, защите государственных устоев и ценностей, в реформировании системы образования и так далее [12].
В развитии детского и молодежного движения в Беларуси можно выделить следующие этапы:
1) Первый этап берет начало с 1909 года, когда было организовано первое скаутское движение.
Активность детей в этот начальный период выражалась в массовом организованном опыте детского движения, который проявился как социальный фактор, определявший различные позиции детей в обществе. Большая заслуга скаутинга состоит в том, что он сильно способствовал личностному росту детей и подростков. Разработанная система роста и символических поощрений повышали и личную заинтересованность ребят.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1 Анализ состояния социализации детей и молодежи
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа.
Именно в школе дети и подростки знакомятся с первыми детскими и молодежными общественными организациями и вступают в них. К таким организациям можно отнести объединение октябрят (дети 7-10 лет), Белорусскую республиканскую пионерскую организацию (пионеры 10-14 лет), Белорусский республиканский союз молодежи (подростки и молодые люди 14-31 года) и другие.
В 2017 году деятельность Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» (далее – ОО «БРПО») осуществлялась на основе Плана работы на 2016/2017 и 2017/2018 учебные годы, календаря основных республиканских мероприятий, утвержденных Председателем Центрального Совета ОО «БРПО» и постановлениями Пленума Центрального Совета ОО «БРПО». Определение содержания деятельности организации было обусловлено уставной целью организации, а также приоритетом взаимодействия и сотрудничества территориальных Советов ОО «БРПО» и учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи, а также реализацией молодежной политики государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы сделаем обобщающие выводы:
1) Детские объединения различаются по содержанию деятельности, по характеру управления и по времени существования.
По содержанию деятельности детские объединения делятся на следующие группы:
а) трудовые;
б) досуговые.
По времени существования детские объединения бывают трех видов:
а) постоянные;
б) временные;
в) ситуативные.
По характеру управления среди детских объединений можно выделить следующие группы:
а) неформальные объединения детей;
б) клубные объединения;
в) детские организации.
2) Детские и молодежные объединения и организации напрямую влияют на развитие уровня социализации личности, так как именно они являются воспитательными системами в социуме. Педагогическая сущность этих объединений проявляется, прежде всего, в их целях, которые связаны с воспитанием и развитием личности ребенка. В частности, в основе целей детских и молодежных организаций с гуманистическим характером деятельности лежат гражданские, общечеловеческие и национальные ценности.
1. Бедулина, Г.Ф. Белорусское республиканское молодежное общественное объединение «Звеставанне» / Г.Ф. Бедулина // Праблемы выхавання. – 2016. - №3. – С. 111-116.
2. Бушная, Н.В. Детские общественные объединения как фактор формирования гражданской позиции школьника / Н.В. Бушная // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – №4. – С. 30-33.
3. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях: Монография – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. – С. 270-271.
4. Государственная молодежная политика в Республике Беларусь: материалы семинара-практикума педагогических работников студенческого городка БГУ // Ярош О.П. «Вступительное слово». – Мн., 2007. – С. 114-128.
5. Давтян, О.С. Лидер-центр – школа социального становления подростков и молодежи / О.С. Давтян // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. – №8. – С. 49-51.
6. Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И.В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. – С. 167-181.
7. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненков. – Изд. 3-е, испр. и доп. – СПБ.: Архей, 2015. – С. 271-276.
8. Ковалева В.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 26-32.
9. Котляров, И.В. Формирование молодежных лидеров: социологический аспект / И.В. Котляров, Н.С. Рысюкевич // Адукацыя i выхаванне. – 2009. – №7. – С. 13-19.
10. Кузьменкова, Т.А. Социальная активность молодежи и общественные объединения / Т.А. Кузьменкова // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – №9. – С. 22-26.
11. Минова, М.Е. Подготовка школьника – лидера и организатора детского, молодежного общественного объединения. Программа факультативных занятий для IХ (Х) классов. / М.Е. Минова // Пазашкольнае выхаванне. – 2014. – №4. – С. 46-50; №5. – С. 51-54.
12. Молодежные и детские объединения как средство воспитания: история и современность: сборник материалов региональной научно-практической конференции студентов и учащейся молодежи // Самосюк Н. «История развития детских и молодежных организаций Беларуси». – Брест, – 28 апреля 2006 г. – С. 213-214.
13. Морозов В.В., Скробов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ //«Социально-политический журнал». – 2012. – №1. – С. 27-32.
14. Отчет Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация», 2017. – С. 2-8.
15. Реан А.А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2013. – С.14-15.
16. Сборник нормативно правовых актов / Под. Ред. Е.Н. Липской. – Мн., 2001. – С. 85-94.
17. Тесленко А.Н. Педагогика и психология социализации личности. Учеб. пособие нового поколения. Астана: ЕАГИ, 2011. – С. 370-375.
18. Хмель Н.Д., Тесленко А.Н. Образование как фактор формирования социально ответственной личности // Интеграция науки и практики в образовательном процессе. – Алматы: АГУ им. Абая. – 2003. – С. 98-103.
19. Храмцова, Ф.И. Социально-педагогическое взаимодействие образовательного учреждения с общественными организациями / Ф.И. Храмцова // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – №6. – С. 17-23.
20. Червоненко В. «Молодежное движение Беларуси: состояние и перспективы» // Беларусь: молодежь, политика и европейская перспектива. Сборник аналитических материалов. – Мн., Смоленск, 2005. – С. 63-67.