ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1 Понятие конфликта и его социальная роль
1.2 Особенности конфликтов в классных коллективах
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ
2.1 Диагностика взаимоотношений классного коллектива
2.2 Деятельность классного руководителя, помогающие преодолеть конфликтные ситуации в условиях классного коллектива
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт – это столкновение сторон. Большинство определений конфликта включают данный аспект (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Ломов Б.Ф. и др.), кроме того, исследователи отмечают наличие противоречий, принимающих форму разногласий и стремление одной стороны ущемить интересы другой. И, самое главное, описывают конфликт как нежелательное явление.
Культурно-историческая психология предлагает рассматривать конфликт как необходимость, ресурс, неотъемлемое явление, связанное с возрастным кризисом, как зазор между имеющимся в наличии и будущим достижением в развитии, т. е. как одну из движущих сил развития. Теория групповой динамики К. Левина выделяет конфликтный период как один из обязательных этапов в развитии всех групп. Теория человеческих отношений (А. Файоля, Э. Мейо) полагает, что без конфликта не может обойтись ни один коллектив, ни одна организация, правда возникновение конфликта данная теория связывает с недостаточно продуманным управлением.
Современная теория и практика управления описывает конфликт как «отсутствие согласия» и полагает, что без конфликта невозможно функционирование и развитие современной организации и отмечает необходимость создания конфликта для активизации организационного процесса.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1 Понятие конфликта и его социальная роль
Дефиниция «конфликт» происходит от латинского «conflictus» – столкновение и практически в неизменном виде встречается в других языках. Например, в английском – «conflict», в немецком – «konflikt», в испанском – «conflict» [17, с. 199].
В словаре русского языка С.И. Ожегова конфликт определяется как столкновения, серьезные разногласия, спор, все то, что имеет негативную окраску и способствует разобщению людей [12, с. 397]. На наш взгляд, из этого ряда выпадает термин «спор». Конфликт не сводится к спору, спор – это полемика по дискуссионным вопросам. И хотя спор может быть «острым» или «жарким», в этом случае мы не усматриваем жесткого противостояния с целью нанесения ущерба оппоненту.
В научном Психологическом словаре мы находим уточнение того, что именно порождает столкновения и серьезные разногласия. Это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений – всего того, что составляет внутренний мир человека, его психический облик [17, с. 201]. Поэтому, несмотря на полипредметность категории «конфликт», он, в первую очередь, имеет психологическую составляющую. Во-вторых, в связи с тем, что мы живем в группах, конфликт содержит социальную составляющую. Тем не менее, эта очередность носит условный характер.
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ
2.1 Диагностика взаимоотношений классного коллектива
В работе с подростками для диагностики взаимоотношений используются следующие диагностические методики.
Диагностика психологического климата в группе:
- Изучение психологического климата группы школьников. Биполярная шкала взаимоотношений Ф. Фидлера, адаптированная Ю.Л. Ханиным. Признаки: психологический климат [15].
- Невербальная диагностика эмоциональных состояний (по А.О. Прохорову). Признаки: радость, утомление, неблагоприятное физическое состояние ребенка, напряженность, скованность [18].
- Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Филлеру); Признаки: психологическая атмосферав коллективе [18].
Диагностика конфликта и поведения в конфликте – оценка способов реагирования в конфликте (по К.Н. Томасу). Признаки: соперничество, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание) [14].
Кроме выделения пяти типов реагирования в конфликтной ситуации определяется отвергаемый способ реагирования, т.е. набравшая минимальное количество баллов, отвергается обычно подавляемая потребность. Кроме того, сравнение предпочитаемого и отвергаемого способов реагирования выявляет внутриличностный конфликт. Например, выбор соперничества и отвержение приспособления свидетельствуют о бессознательной недооценке своих интересов и стремлении компенсировать это их активным утверждением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует сделать вывод, что конфликт – это социально-психологический феномен, представляющий собой столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений. Выделяют как конструктивный (созидающий) конфликт, так и деструктивный (разрушающий). Конфликты имеют объективно-субъективную природу, могут быть скрытыми и явными.
Возникновение конфликтов в школе неизбежно, но вместе с тем их разрешение необходимо. Очень важно, чтобы классные руководители, совместно со всеми учителями и учениками организовывали определенную схему действий в конфликтных ситуациях. Учащиеся должны быть осведомлены о разнообразии культур, ценностей, взглядов, потребностей, различие между которыми вызывает неизбежные конфликты. Модели поведения, создаваемые в школе, так же должны способствовать развитию в учениках стремления к терпимости, сотрудничеству, диалогу и коммуникации. Обучение в школе необходимо строить таким образом, чтобы больше внимания уделялось образованию, которое бы создало условия для формирования у детей уважительного отношения к окружающему миру и направленности на бесконфликтные формы общения.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. – 379 с.
2. Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов / В.И. Андреев. – М.: Просвещение, 2005. – 138 с.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов. – СПб.: Питер,2009. – 139 с.
4. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М.: Прометей, 2003. – 208 с.
5. Воробьева, Л.И. Неосознанные причины конфликтного поведения / Л.И. Воробьева // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / Л.И. Воробьёва. – М.: Просвещение, 2006. – 135 с.
6. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
7. Громова, О.Н. Конфликтология / О.Н. Громова. – М., 2001. – 463 с.
8. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в школьном возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. – 2002. – № 2. – С. 14-20
9. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.: Российское пед. агентство, 2005. – 340 с.
10. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М., Аспект Пресс,1996. – 220 с.
11. Каракозов, С.Д. Психологические основания прогнозирования успешности учения / С.Д. Каракозов // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – С. 14-21
12. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1988. – 750c.
13. Потанин, Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. – М.: Просвещение, 2006. – 114 с.
14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1998. – 349 с.
15. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1: Система работы психолога с детьми раннего возраста / Е.И. Рогов. – М., 2002. – 458 с.
16. Скотт, Дж.Г. Способы разрешения конфликтов / Дж.Г. Скотт. – СПб.: ВИК, 2004. – 210 с.
17. Словарь практического психолога / Cост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, М.: Изд-во АСТ, 2001. – 800 c.
18. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин. – М., 2002. – 184 с.
19. Фишер, Р. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер. –М.: Наука, 2000. – 158 с.
20. Хасан, Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан. – Красноярск: Печатный центр КПД, 2006. – 132 с.