ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Актуальные аспекты изучения тревожности в психологии
1.2 Тревожность в подростковом возрасте
1.3 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена широкой распространенностью феномена тревожности в современном обществе, которое предъявляет высокие требования к личности подрастающего поколения. Современный школьник должен быть уверен в себе и своих способностях, открыт для взаимодействия с внешним миром, приспособлен к постоянно изменяющимся требованиям школы. Повышение тревоги учащихся связано преимущественно с социальными причинами: явлениями, отражающими восприятие индивидом окружающей его действительности как нестабильной, угрожающей.
Наиболее подверженным к социальным изменениям и стрессам, с ними связанными, является подростковый возраст. Современный подросток развивается в мире неопределённости и противоречий, жизнь которого наполнена разнообразными стрессовыми ситуациями. Негативные эмоциональные переживания могут активизировать интеллектуальные и психоэмоциональные возможности подростка, что способствует достижению успеха в учебе, труде и общении. Но чрезмерные по миле и длительности стрессы могут привести к истощению, что негативно скажется на качестве обучения в школе, приведет к отклонениям в поведении.
Особая роль в стимулировании стрессовых ситуаций подростка играет наличие высокого уровня ситуативной и личностной тревожности. Своевременная психологическая диагностика и последующая психокоррекция тревожности подростка способствует осознанию заинтересованности взрослыми и самим подростком эмоциональных аспектов своей личности и учете их в процессе обучения и общения. Подростковый возраст принято считать сенситивным периодом для коррекции эмоциональных нарушений. Для многих подростков коррекционная группа может стать мощным ресурсов, позволяющим справиться с тревожностью.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Актуальные аспекты изучения тревожности в психологии
Проблема изучения психических состояний, в частности, феномена тревожности в психологической науке является одной их фундаментальных. Понятие «тревожность» в современной психологии рассматривают в качестве психического свойства, склонности человека к переживанию тревоги, который характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги.
Существует большое количество научных определений тревожности, но общим для всех является понимание тревожности как состояния, связанного с неблагополучием, переживанием дискомфорта [8, с. 56].
В настоящее время термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности человека испытывать это состояние. Исследователи Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин отмечают, что человек, имеющий выраженную тревожность, склонен воспринимать окружающую действительность, как содержащую в себе некоторую опасность или угрозу [13, с. 95].
Анализ литературы показал, что в отечественной психологии феномен тревожности преимущественно рассматривался в качестве проявления неблагополучия, которое вызывается нервно-психическими заболеваниями или является следствием психической травмы. Дезорганизующее воздействие тревожности на деятельность индивида показано в ряде исследований зарубежных и отечественных психологов (Х. Айзенк, Н.Д. Левитов, Р. Мэй, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, Дж. Тэйлор, Ч.Д. Спилбергер и др.).
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проделанный анализ теоретических и эмпирических исследований по изучаемой нами проблеме позволил сделать следующий вывод:
1. В современной психологической науке тревожность рассматривается не только в качестве негативной чертой личности, но и считается полезной при оптимальном ее уровне. Современные исследования тревожности направлены на выявление причин и особенностей проявления у подростков ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, которая является стабильным свойством личности. Возрастает интерес к исследованию проблемы высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся.
2. Подростковая тревожность связана с половым созреванием, возрастными особенностями и ведущей деятельностью подростка Физиологические изменения, связанные с началом полового созревания, способствуют дезорганизации поведения подростка и проявлению тревожности в определенных ситуациях. Психологические особенности подростка (повышение рефлексии, формирование характера) являются внутренними причинами появления тревожности.
3. Стратегия поведения в конфликте представляет собой ориентацию личности по отношению к конфликту, установку на определенные формы поведения в конфликтной ситуации. Выбор стратегии поведения в конфликте зависит от ценности предмета конфликта, ценности межличностных отношений, ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы оппонента. Основными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Каждая из этих стратегий имеет свои преимущества и недостатки. Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них.
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь тревожности и поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
– на первом этапе подбирались методы и методики исследования, выборка исследования;
– на втором этапе проводилось исследование тревожности и поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте путем тестирования;
– на третьем этапе осуществлялся анализ и интерпретация результатов исследования, подведение итогов исследования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, метод тестов, методы математико-статистической обработки, количественный и качественный анализ.
Для выявления взаимосвязи тревожности и поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте был подобран следующий диагностический инструментарий:
1. Опросник «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин). Назначение методики: выявление уровня личностной и ситуативной тревожности.
Методика представляет собой надежный и информативный способ самооценки уровня тревожности в данный момент (ситуативная тревожность
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующий вывод:
1. Подростки преимущественно характеризуются высокой ситуативной и средней личностной тревожностью. Подростки склонны испытывать беспокойство в широком спектре ситуаций, которые воспринимаются ими как угрожающие, а также имеют личностную черту, отражающую готовность к этому.
2. В конфликтной ситуации подростки преимущественно склонны выбирать стратегию избегания конфликта, а также приспособления, предпочитая уступать и соглашаться с требованиями другой стороны. Многие подростки выбирают стратегию соперничества – активную борьбу за свои интересы. Реже всего подростками используется стратегия компромисса Подростки также не склонным идти на взаимные уступки, выбирая стратегию сотрудничества.
3. В результате корреляционного анализа было установлено, что подростки, выбирающие стратегию избегания, проявляя стремление уйти от конфликта и снять с себя ответственность за принятие каких-либо решений, характеризуются высокой ситуативной тревожностью (r=0,54 при p≤0,05). Подростки, выбирающие стратегию приспособления, проявляя готовность уступить, пренебрегая своими интересами, характеризуются высокой личностной тревожностью (r=0,63 при p≤0,05). Подростки, выбирающие стратегию соперничества, отстаивая только свои интересы, характеризуются низкой личностной тревожностью (r= -0,62 при p≤0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Раскрыты актуальные аспекты изучения тревожности в психологии. В современной психологической науке тревожность рассматривается не только в качестве негативной чертой личности, но и считается полезной при оптимальном ее уровне. Современные исследования тревожности направлены на выявление причин и особенностей проявления у подростков ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, которая является стабильным свойством личности. Возрастает интерес к исследованию проблемы высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся.
2. Охарактеризована тревожность в подростковом возрасте. Подростковая тревожность связана с половым созреванием, возрастными особенностями и ведущей деятельностью подростка Физиологические изменения, связанные с началом полового созревания, способствуют дезорганизации поведения подростка и проявлению тревожности в определенных ситуациях. Психологические особенности подростка (повышение рефлексии, формирование характера) являются внутренними причинами появления тревожности.
3. Раскрыты стратегии поведения в конфликтной ситуации. Стратегия поведения в конфликте представляет собой ориентацию личности по отношению к конфликту, установку на определенные формы поведения в конфликтной ситуации. Выбор стратегии поведения в конфликте зависит от ценности предмета конфликта, ценности межличностных отношений, ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы оппонента. Основными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
1. Ананина, Л.В. Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте / Л.В. Ананина // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. – М., 2017. – С. 143-147.
2. Андреева, И.Н. Взаимосвязь личностной тревожности социально- психологических характеристик подростков : автореферат дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / И.Н. Андреева. – Минск, 2002. – 22 с.
3. Анцупов, А Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2007. – 534 с.
4. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2001. – 256 с.
5. Багаева, В.В. Стратегии поведения в конфликте / В.В. Багаева // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. – № 2. – С. 94-97.
6. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб. : Питер, 2001. – 504 с.
7. Земницкая, Ю.С. Личностная тревожность в подростковом возрасте / Ю.С. Земницкая // Педагогика и психология. – М., 2016. – С. 22-23.
8. Иванова, О.Н. Тревожность и ее особенности в подростковом возрасте / О.Н. Иванова, В.Р. Бильданова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 56-58.
9. Калинина, Ю.С. Психологическая коррекция и профилактика в работе с тревожными подростками / Ю.С. Калинина // Социально-психологические вызовы современного общества. – М., 2017. – С. 160-166.
10. Карамзина, У.А. Тревожность детей школьного возраста / У.А. Карамзин, Р.А. Атласова // Научные исследования : от теории к практике. – 2015. – № 5 (6). – С. 163-164.
11. Коновалова, К.В. Причины появления школьной тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
12. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. – СПб. : Питер, 2002. – 198 с.
13. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб. : Речь, 2006. – 430 с.
14. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб. : Речь, 2007. – 248 с.
15. Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей : причины и особенности проявления / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-7.
16. Нечаенко, И.Я. Особенности ситуативной тревожности у подростков / И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 10-13. – С. 101-102.
17. Одрына, О.О. Особенности тревожности подростков во взаимосвязи с уровнем успеваемости / О.О. Одрына, А.А. Скотарев // Перспективы развития научных исследований. – Душанбе, 2016. – С. 153-160.
18. Петров, А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А.А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
19. Полунина, Л.В. Психическое состояние школьной тревожности в подростковом возрасте / Л.В. Полунина // Вестник КГУ. – 2013. – № 3. –
С. 62-64.
20. Полшкова, Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т.А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 107-110.
21. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
22. Савина, Е.Г. Школьная тревожность как фактор дезадаптации младших школьников / Е.Г. Савина, Л.В. Бура // Синергия Наук. – 2017. – № 12. – С. 632-635.
23. Самитова, О.В. Психологические особенности Я-концепции тревожных детей младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук / О.В. Самитова. – Астрахань, 2002. – 17 с.
24. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
25. Солынин, Н.Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н.Э. Солынин, Е.П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 281-284.
26. Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников растет / Ф. Сушкова // Воспитание школьников. – 2006. – № 9. – С. 26-35.
27. Фирсова, Т.А. Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов / Т.А. Фирсова, Е.А. Захарова // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 829–831.
28. Фомина, Н.А. Особенности общительности и тревожности подростков / Н.А. Фомина, Т.А. Арутюнян // Вестник РУДН. – 2011. – № 3. – С. 49–55.
29. Шамухаметова, Е.С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е.С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки : материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 388-390.
30. Щербатых, Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М. : Эксмо-пресс, 2002. – 54 с.