ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие защитного механизма в психологии
1.2 Особенности проявления психологической защиты в старшем подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования защитного поведения подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
РЕФЕРАТ
Объем курсовой работы составляет 41 страницу и включает 2 рисунка, 1 таблицу, 1 приложение, 30 источников литературы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ, ЗЩИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПОДРОСТОК, СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Объект исследования курсовой работы – психологическая защита. Предмет исследования – проявление психологической защиты у старших подростков. Цель исследования – выявить особенности психологической защиты старших подростков. Методологическую основу работы составили теории защитных механизмов З.Фрейда, А.Фрейд, Р. Плутчика и др. В курсовой работе использован тест-опросник для измерения степени использования индивидом различных механизмов психологической защиты Р. Плутчика в соавторстве с Г. Келлерманом и Х.Р. Контом в адаптации
В результате написания курсовой работы были получены следующие результаты: преобладающим механизмом защиты в старшем подростковом возрасте (у 40 % опрошенных подростков) является защита замещение. Она развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения.
Научная новизна исследования определяется вкладом в изучение проблематики защитного поведения старших подростков. Представленные в работе результаты могут быть использованы в педагогическом сопровождении социализации и адаптации старших подростков, а также для повышения эффективности взаимодействия со старшими подростками.
Материалы и результаты курсовой работы были получены на основании достоверных источников и самостоятельно проведенных теоретических и практических исследований.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из систем адаптации личности является психологическая защита. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что психологическая защита определяет субъективный комфорт личности во всех ситуациях напряженности, как в профессиональной, так и в бытовой деятельности. Проблемой защитных механизмов занимались З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон, Р. Лазарус, Р. Плутчик, Ф.В. Бассин, А.А. Налчаджян, Ф.Е.Василюк, и другие исследователи [5].
Однако адаптационные возможности человека меняются и в современном мире для приспособления организма требуются новые ресурсы, следовательно, и использование иных механизмов защиты. Это обстоятельно и объясняет востребованность и актуальность проведения исследования психологических защит. Особенно важно изучение защитного поведения старших подростков, так как они стоят на пороге взрослой жизни, общество предъявляет к ним все большие требования. В данный возрастной период формируется мировоззрения, складываются ценностные ориентация, оформляются глубинные мотивы поведения, а также особенность реагирования на различные кризисные ситуации [12].
Наличие у человека внутреннего ощущения беспокойства, боязливости, тревоги метафорически связывается с ощущением им какого-то недостатка; такие ощущения оказывают деструктивное влияние на психику, приводят к появлению сложных проблем в межличностных отношениях, к социальной и профессиональной неадекватности. Механизмы психологической защиты направлены на снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом, предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики. С этой точки зрения рассмотрение личности в одном из ее инвариантных проявлений – формировании защитного поведения – является важной научной задачей, включенной в систему фундаментальной проблемы личности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие защитного механизма в психологии
Термин «защита» в психологии впервые появился в 1894 году в работе З. Фрейда «Защитные нейропсихозы». З. Фрейд определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом [12]. Ф.Е. Василюк следующим образом интерпретирует подход З. Фрейда к МПЗ: «Для 3. Фрейда конечной целью защитных процессов являлся «принцип удовольствия». Это следует, например, из того, что прототипом всех специальных способов защиты является вытеснение, а мотив и цель всякого вытеснения составляет не что иное, как избегание неудовольствия. Это следует также из того, что мотивы, стоящие за защитными процессами, З. Фрейд считал следствиями когнитивного (идеационного) и эмоционального инфантилизма, а принцип удовольствия является для инфантилизма определяющим. Что касается непосредственных целей защитных процессов, то они, по 3. Фрейду, чаще всего состоят в достижении согласованности внутреннего мира. Вытеснение – это средство избавиться от возникшей во внутренней (идеационной) жизни несогласованности» [4, с. 52].
Исследования А. Фрейд акцентируют внимание на инстанции Я – точке локализации конфликта личности между побуждениями либо аффектами. А. Фрейд описывает, классифицирует и намечает хронологию возникновения защитных механизмов [22].
Последователи психоанализа при сходных взглядах на понимание механизмов защиты как неотъемлемого свойства индивида, определяют по-разному источники конфликтов, приводящих их в действие:
К.-Г. Юнг связывает внутренний конфликт с несоответствием требований внешней среды и типологической установкой индивида;
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Целью нашей опытно-экспериментальной работы стало выявление особенностей защитного поведения старших подростков.
Выборку данного исследования составили 50 подростков в возрасте от 13 до 15 лет, среди которых 25 девушек (50%) или 25 юношей (50%). В исследовании участвовали подростки 7-9 классов.
База исследования: г. Старые Дороги, СШ №2.
Для достижения поставленной цели исследования предполагалось решение следующих мини-задач:
1. Провести диагностику старших подростков
2. Выявить преобладающие психологические защиты подростков
3. Описать особенности защитного поведения подростков.
Для решения первой задачи нами был проведен опрос с помощью методики диагностики психологических защит личности.
Для решения второй задачи был проведен частотный анализ полученных данных.
Для решения третьей задачи, полученные данные подвергались анализу и интерпретации.
Для проведения исследования нами применялась следующая методика:
Тест-опросник для измерения степени использования индивидом различных механизмов психологической защиты Р. Плутчика в соавторстве с Г. Келлерманом и Х.Р. Контом в адаптации.
Тест-опросник для измерения степени использования индивидом (группой) различных механизмов психологической защиты был разработан Р. Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х.Р. Контом в 1979 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическая защита – это механизм, который действует в ситуации конфликта и который направлен на снижение уровня тревоги в ситуации, связанной с конфликтом. Обычно выделяют следующие механизм защиты: отрицание, вытеснение, проекцию, интроекцию, регрессию, формирование реакции, изоляцию, уничтожение, борьбу «я» с самим собой, обращение и сублимацию.
Старший подростковый возраст является одним из важнейших периодов развития личности и всех ее психических процессов. В подростковом возрасте формируется мировоззрение, закладываются базовые ценности личности, развиваются мотивы поведения и способы реакции индивида в кризисных ситуациях.
Формирование системы психологических защит личности происходит в процессе социализации и развития ребенка. Существуют теории о том, что для личности с определенными четами характерно использование определенных защит, а также, наоборот: при использовании какой-либо преобладающей защиты могут развиваться отдельные личностные черты.
Причины, которые определяют выбор защитного механизма личности в той или иной ситуации до си пор остаются не до конца изученными. Особенности и стиль воспитания в семье является тем психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, которые впоследствии переходят во внутренний план личности.
Результаты исследования показали, что в большинстве подростки используют следующие механизмы психологической защиты: замещение, реактивное образование. Исследование не показало использования подростами психологических защит, таких как интеллектуализация и компенсация, что может быть связано с их личностными особенностями.
1) Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2000. - 18 с.
2) Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психол. журн.,1994. – Т. 15, № 1. – С. 3–16.
3) Баженова, О. В. Детская и подростковая релаксационная терапия. Практикум / О.В. Баженова. - М.: Генезис, 2016. - 288 c.
4) Грановская, Р.М. Защита личности: психологические механизмы / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. – СПб.: Знание, 1999. – 352 с.
5) Захаров, А.И. Девиантное поведение у детей и подростков: Метод. рек. / Сост. Дмитриева Т.Н. - Н.Новгород: НГПУ, 2000. - 26 с.
6) Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез / А.И. Захаров. – Л.: Медицина, 1988. – 244 с.
7) Изард, К. Психология эмоций / К. Изард; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
8) Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001. – С. 633–634.
9) Киршбаум, Э.И. Психологическая защита / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005. – 176 с.
10) Клубова, Е.Б. Методы медицинской психологии в диагностике психологических защитных механизмов / Е.Б. Клубова// Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. – СПб., 1994. –С. 77–81.
11) Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С.69-78.
12) Куттер, П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов / П. Куттер. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 356 с.
13) Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983. — 256 стр.
14) Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания сострессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) : учеб.пособие / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. – Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия,2003. – 98 с.
15) Никольская, Н.М. Психологическая защита у детей / Н.М. Никольская, Р.М. Грановская. – С-ПБ.: Речь, 2001. – 507 с.
16) Психологическое здоровье и защитные механизмы личности :учебное пособие/Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. –. 2-е изд. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2005. – 132 с.
17) Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987.
18) Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
19) Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенкавобществе. Коррекционно-развивающие занятия [Текст] /С.И. Семенака. – 6-е изд.,испр. и доп. –М.:АРКТИ, 2014. – 72 с.
20) Стрельцова, И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них[Текст]:автореф. дис. …канд. психол. наук : 19 00 13 / И.П. Стрельцова ; Рос.Акад. образов. Психолог.ин-т. – М., 2003. – 22 с.
21) Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1990. - № 4. - С.57-64.
22) Тышкова, М. Исследования устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях / М. Тышкова// Вопр. психол. – 1987. – № 1. – С. 27–33. –Режимдоступа:http://www.voppsy.ru/issues/1987/871/871027.htm. – Дата доступа : 20.01.2018.
23) Фенихель, О. Психоаналитическая теория неврозов/ Пер. с англ., вступ. ст. А.Б. Хавина. – М.: Академический Проект, 2004. – 848 с. – Режим доступа: http://www.myword.ru. – Дата доступа : 15.01.2018.
24) Фрейд, 3. Торможение, симптом и тревога /З. Фрейд. – М.: СТД, 1998. – 134 с.
25) Фрейд, З. Психология бессознательного: Сб. произведений / З. Фрейд; сост,, науч. ред,, авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
26) Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 144 с.
27) Чумакова, Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия :дис. канд. психол. наук: 19.00.11 /Е.В. Чумакова [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 1998. – 184с. – Режим доступа :http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskaya-zashchita-lichnosti-v-sisteme-detsko-roditelskogo-vzaimodeistviya .– Дата доступа : 28.01.2018.
28) Шмидбауэр, В. Вытеснение и другие защитные механизмы/Пер. с нем. А.М. Боковикова//. Энциклопедия глубинной психологии. Том 1. Зигмунд Фрейд. Жизнь, работа, наследие. – М.: ЗАО. MГ Менеджмент; Interna, 1998 – 800 с.
29) Эйдемиллер, Э.Г. Психологияипсихотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 3-е изд. –СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
30) Freud,A. The Ego and the mechanisms of defense /А. Freud // Thewritings of Anna Freud, Vol.2, London, 1977.