Ведение
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения проблемы воспитания подростков в оздоровительном лагере посредством коллективной творческой деятельности
1.1 Обзор литературы и степень научной разработанности темы исследования
1.2 Основные понятия, формы и принципы коллективной творческой деятельности с учетом специфики потребностей детей подросткового возраста
1.3 Технология коллективной творческой деятельности как средство воспитания подростков, специфика организации в оздоровительном лагере
Глава 2 Анализ влияния коллективной творческой деятельности в оздоровительном лагере на воспитание подростков
2.1 Организация и методы исследования технологии коллективной творческой деятельности в оздоровительном лагере
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по развитию и воспитанию подросткового коллектива в процессе коллективной творческой деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных категорий педагогики, которая отражает целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности, является воспитание. Данная категория включает в себя формирование у человека необходимых личностных качеств, а также социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного образования.
В основе воспитания лежит комплексная предметно-духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется свободное время людей. Воспитание в учреждениях оздоровительного типа, а именно, детских оздоровительных лагерях строится особым образом на основе организованного профессионалами общения, несет важную социальную нагрузку, выполняет культурно-образовательные и педагогические функции, а также позволяет раскрыть многогранный духовно-нравственный, физический и эстетический потенциал личности. Процесс социализации и инкультурации личности активизируется в различных воспитательных и образовательных учреждениях как на уровне сознания, так и поведения, поэтому правильная организация воспитательной деятельности в детских оздоровительных лагерях является важным фактором творческого, интеллектуального, а также физического развития отдельного человека и общества в целом.
Подростки представляют собой особую социальную группу, которая наиболее восприимчива к различным подходам в воспитании. Правильная организация коллективной творческой деятельности исторически и культурно обусловлена.
Коллективная творческая деятельность, по определению автора данной технологии И. П. Иванова, – это «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛЕКТИВНО ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Обзор литературы и степень научной разработанности темы исследования
Проблема организации коллективной творческой деятельности детей во все времена имела важное социокультурное значение, поскольку она самым непосредственным образом определяет направленность социализации личности. Реализация поставленной задачи возможна посредством методически грамотной организации воспитательных, а также иных мероприятий.
Степень научной разработанности проблемы технологии организации коллективной творческой деятельности детей значительна. Это связано с тем, что эта комплексная и многоаспектная научная проблема рассматривалась различными авторами с позиций педагогики и психологии.
Исследованием конкретных проблем технологии коллективной творческой деятельности занимались педагоги И.П. Иванов, О.С. Газман, П.Н. Лосев, C.А. Шмаков.
Такое понятие, как «коллективная творческая деятельность» (КТД) было введено в середине 1960-х годов XX столетия. Изобретателем данной методики принято считать академика И.П. Иванова.
В его работе "Энциклопедия коллективных творческих дел" представлены коллективные дела, которые охватывают все основные стороны жизнедеятельности детских коллективов. Раскрывается технология организации коллективной творческой деятельности, а также рассматриваются условия вовлечения каждого субъекта в одно общее, коллективное дело.
Многие ученые продолжают вносить значительный вклад в своих исследованиях понятия коллективной творческой деятельности – это Е.В. Титова, кандидат педагогических наук; Л.Г. Борисова, профессор, доктор философских наук; С.А. Шмаков, профессор; И.Д. Аванесян, кандидат педагогических наук; и другие).
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и методы исследования технологии коллективной творческой деятельности в оздоровительном лагере
Сплочению детского коллектива подросткового возраста в оздоровительных лагерях способствует целенаправленная творческая работа педагога. Главное условие: общие цели, жизненно важные задачи, построение отношений на принципах сотрудничества и сотворчества.
Целью нашей практической работы является определение методов исследования технологии коллективной творческой деятельности в оздоровительном лагере. Для того, чтобы определить является ли данная технология деятельности результативной, можно использовать в своей работе различные апробированные методики: модифицированная методика О.В. Лишина «Выявление мотивов участия в общественных делах коллектива»; Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»; Л.М. Фридмана «Наши отношения» [7].
Рассмотрим каждую методику в порядке значимости. Предположим, что коллектив (отряд) в оздоровительном лагере уже сформирован, вышеописанная технология коллективной творческой деятельности проводилась в полной мере. С целью выявления степени удовлетворенности подростками различными сторонами жизни коллектива (отряда) используем методику Л.М. Фридмана «Наши отношения».
Ход проведения: подростку предлагается ознакомится с двумя блоками различных утверждений, в каждом из них определены 6 предложений. Задача: выбрать из каждого блока одно предложение-утверждение, которое более полно совпадает с его мнением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы нами были сделаны следующие выводы:
1. Технология коллективной творческой деятельности – это система приемов, методов, необходимых условий, а также организационных форм воспитания, которые обеспечивают творческое развитие и формирование коллектива детей и взрослых, основанное на принципах гуманизма.
Целью данной технологии является разностороннее развитие личности, ее способностей к творчеству, воспитание общественно-активной гражданской позиции. Наиболее полной и плодотворной в системе воспитания является технология И.П. Иванова. Именно в совместной деятельности ребенок способен накапливать необходимые знания об окружающем мире, развивать и совершенствовать навыки, формировать привычки, вырабатывать критерии оценки жизненных явлений.
2. К основным формам коллективной творческой деятельности можно отнести: сюжетно-ролевые игры, коллективные творческие дела, коллективный анализ, чередование традиционных поручений, коллективное планирование.
В процессе организации коллективной творческой деятельности реализуются принципы: гуманизма, сотрудничества и равенства, доступности, добровольности, создания ситуации успеха для каждого субъекта, воспитания в коллективе, а также через коллектив.
3. Технология организации коллективной творческой деятельности в оздоровительных лагерях предполагает:
- организацию жизни детского коллектива, её улучшение и совершенствование;
- построение коллектива на основополагающих принципах, создание «малых групп» внутри коллектива, коллективное планирование, подготовка, анализ и организация общих дел, отношений, поступков;
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений текст/ Д.Б. Богоявленская. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.
3. Гимпель, Л.П. Антропологическая детерминация творческого развития будущего учителя [Текст] : препринты МГЛУ . № 183 / Л. П. Гимпель ; Министерство образования Республики Беларусь, Минский государственный лингвистический университет. – Минск : БГЛУ, 2013. – 39 с.
4. Гимпель, Л.П. Формирование творческой личности будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки : теоретический аспект : Монография / Л.П. Гимпель ; М-во образования Респ. Беларусь, Мин. гос. лингвист. ун-т. – Минск : [Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь], 2017. – 419 с.
5. Гребенкина, Л.К. Методика восп. работы: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др. / под ред. В.А. Сластенина., испр. и перераб. – М. : Академия, 2007. – 60с.
6. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева. – Тамбов : ТГУ им. Державина, 2002. – 284 с.
7. Диагностика воспитанности школьников : под ред.М.П.Нечаева. – М. : ЦГЛ, 2006. – 64 с.
8. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка / авт.-сост. Н. Г. Кобраева; ГУО «Минск, обл. ин-т развития образования». - Минск: МОИРО, 2010. – 50 с.
9. Ельникова, О.Е. Особенности социализации подростков текст. / О.Е. Ельникова // Социально-психологические и этико-правовые аспекты в исследовании личности. Межвузовский сборник научных трудов. – Елец. : ЕГУ им. А. Бунина, 2002. – С 77-85.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов текст. / И.А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М. : Логос, 2005. – 175 с.
11. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов ; ред. И.Н. Баженова. – М. : Педагогика, 1989. – 208 с.
12. Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко : под ред. И.П. Иванова. – М. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970. – 196 с.
13. Лук, А.Н. Л 84 Мышление и творчество / А.Н. Лук. Философ. б-чка для юношества. – М. : Политиздат, 1976. –144 с.
14. Методический конструктор : под ред. Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. – М. : Просвещение, 2011. – 64 с.
15. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории / Л.И. Новикова. – М. : Педагогика, 1978. – 142 с.
16. Планирование воспитательной работы в классе: методическое пособие : под ред. Е.Н.Степанова. – М. : ТЦ «Сфера», 2000. – 127 с.
17. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. – М. : Издательство «Наука», 1976. – 304 с.
18. Стефановская, Т.А. Классный руководитель / Т.А. Стефановская. – М. : Академия, 2006. – 192 с.
19. Технологии коллективного творческого дела: от традиционного к личностно ориентированному / С.Д. Поляков // Научно- методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2003. – № 1. – С.71 -72.
20. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем. : В 4-х томах. Т.1. – М. : Генезис, 1998. – 382 с.
21. Формирование творческой личности учителя : сб. научн. ст. – Минск. 1993. – 106 с.
22. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева, Д.И. Фельдштейн. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 1997. – 224 с.