ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Обзор литературы и степень научной разработанности темы исследования
1.2. Основные понятия и виды художественной деятельности детей младшего школьного возраста
1.3. Характеристика методов и приемов развития творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Типология и характеристика учреждений дополнительного образования, организующих любительскую художественную деятельность детей
2.2 Специфика организации работы по формированию и развитию художественно-творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день, одной из важнейших задач образования является развитие творческих способностей подрастающего поколения. Еще с давних времен принято считать, что художественная деятельность способствует духовному совершенствованию человека, является языком духовного общения, которым необходимо изначально овладеть. Этот процесс активизируется в творческой деятельности в учреждениях общего среднего образования, а также в большей мере в учреждениях дополнительного образования.
Учреждения дополнительного образования способствуют художественно-творческому развитию детей. Данные учреждения, а именно: художественные школы, детские школы искусств, центры художественного творчества детей и молодежи сориентированы на формирование потребности в художественном восприятии, формирование необходимых знаний, умений и навыков, воспитание интереса к искусству в целом.
Целью учреждений дополнительного образования является эстетическое и художественное развитие ребенка, который в процессе обучения овладевает необходимыми знаниями и навыками, выбранного им направления обучения. В процессе художественной деятельности у детей развиваются различные творческие способности, которые являются средством удовлетворения многообразных детских потребностей, а также, в дальнейшем, поможет ребенку с определением профессионального направления.
Дети младшего школьного возраста – особая социальная группа, наиболее способная для осознания активной художественно-творческой деятельности. В сфере учреждений дополнительного образования дети более открыты для влияния и воздействия, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на формирование их мировоззрения, нравственного облика и эстетического вкуса.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Обзор литературы и степень научной разработанности темы исследования
Проблема организации художественной деятельности детей во все времена имела важное социокультурное значение, поскольку она самым непосредственным образом определяет направленность личности. Реализация поставленной задачи возможна посредством методически грамотной организации обучения в учреждениях дополнительного образования.
Степень научной разработанности проблемы организации художественно-творческой деятельности детей значительна. Это связано с тем, что эта комплексная и многоаспектная научная проблема рассматривалась разными зарубежными и отечественными авторами с позиций различных гуманитарных наук.
Так, отдельные аспекты развития детей, в том числе и в сфере художественной деятельности, рассматривали философы и педагоги прошлого (Платон, Сократ, Аристотель, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Ф. Фребель и др.). Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, К.Д Ушинский в своих трудах придавали важное значение развитию творческих способностей.
Среди крупных исследователей XIX - начала XX века, предпринявших попытку систематизировать вопросы развития творческих способностей, следует назвать О.А. Апраксину, А.И. Бурова, Н.А. Ветлугину, Л.С. Выготского, Н.Л. Леонтьева, Б.Т. Лихачёва, Б.М. Теплова, А.А. Гриневича [12].
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Типология и характеристика учреждений дополнительного образования, организующих любительскую художественную деятельность детей
Художественно-творческому развитию детей в более полной мере способствуют учреждения дополнительного образования.
Учреждения дополнительного образования – тип образовательного учреждения, основной целью которого, является личностное развитие ребенка, раскрытие его творческих способностей, укрепление здоровья, а также реализация дополнительных образовательных услуг и программ в интересах личности, общества.
Учреждения дополнительного образования реализует образовательную программу дополнительного образования, а также программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, которые находятся в социально опасном положении, а также может реализовывать программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении [16, с. 1].
Данные учреждения обеспечивают безопасные условия при организации образовательного процесса, качество образования, материально- техническое обеспечение образовательного процесса и т.д. Основная функция – осуществление образовательной деятельности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и иных нормативных документов.
Приведем краткие характеристики некоторых учреждений дополнительного образования, занимающихся развитием творческих способностей в процессе любительской художественной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы нами были сделаны следующие выводы:
1. Художественно-творческая деятельность представляет собой сферу жизнедеятельности, открывающую возможности для формирования внутреннего мира ребенка, повышения его культурного уровня и всестороннего развития. Данная деятельность младших школьников осуществляется во временном отрезке, свободном от занятий, и рассматривается как одна из сфер вовлечения в мир культуры.
К основным видам художественной деятельности младших школьников относятся:
- изобразительная деятельность – эффективное средство эстетического развития, включает в себя: восприятие произведений искусства, рисунок, живопись, скульптуру, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство;
- музыкальная деятельность – различные способы и средства познания музыкального искусства (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность, музыкально-дидактические игры);
- художественно-речевая деятельность – слушание рассказов, сказок, пересказ, сочинение, выразительное чтение; данная деятельность способна обогащать эстетические переживания младших школьников, накапливать впечатления;
- театрализованная деятельность – форма художественной деятельности, которая способствует эстетическому воспитания детей младшего школьного возраста.
1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. / Азарова Л.Н. – 2008 г. – №4. – С.80-81.
2. Айкина, Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 5 (30). – С. 6-8.
3. Боганева, А.М. Новыя тыпы ўстаноў культуры і клубных фарміраванняў у галіне традыцыйнай культуры \ А.М. Боганева, В.А. Лабачэўская // Веснік БелІПК. – Мінск : БелІПК, 1999. – С. 88-103.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 1991. – 96 с.
5. Гирс, О. А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе любительской художественной деятельности / О.А. Гирс // Сучасны культурны працэс: праблемы, перспектывы, метады даследавання: даклады, прачытаныя на XXXVII выніковай канферэнцыі студэнтаў і магістрантаў Беларус. дзярж. ун-та культ. і маст. (18-19 кр. 2012 г.) / Беларус. дзярж. ун-та культ. і маст. – Мінск, 2012. – С. 198-202.
6. Гиргинов, Г. Наука и творчество / Г. Гиргинов. – М.: Прогресс, 1979. – 365 с.
7. Гусев, Ю.А. Познание и творчество: Логико-гносеол. пробл. худож. творчества / Ю.А. Гусев. – Минск: Университетское, 1987. – 253 с.
8. Карпова, Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во вне учебной деятельности: Дис. канд. психол. наук. / ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет». – Омск, 2011. – 215 с.
9. Комарова, Т.С., Зырянова, О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества в детском саду и начальной школе / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 160 с.
10. Кондратьева, Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. L-LI междунар. науч.-практ. конф. № 3-4(50). – Новосибирск: СибАК, 2015.
11. Кравцева, И.Ю. Художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности // М.: Начальная школа. – 2014. – №1. – С. 85-89.
12. Малахова, И.А. Социально-педагогические аспекты художественной деятельности личности / И.А. Малахова // Весн. Беларус. дзярж. ун-та культ. і маст. – 2007. – №8. – С. 95-101.
13. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Бином, 2012. – 184 с.
14. Национальный центр художественного творчества детей и молодежи [Электронный ресурс] / Линкор. Создание и продвижение. – Минск, 2013-218. – Режим доступа: http://nchtdm.by/ - Дата доступа: 20.03.2018.
15. Новиков, А.М. Методология художественной деятельности / А.М. Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 72 с.
16. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи // утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149
17. Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие / Л.Б. Рылова. – Ижевск: Изд – во Удм. ун-та, 1992. – 310 с.
18. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003. – 356 с.
19. Художественное творчество ребёнка / под ред. Н.А. Ветлугиной. –М.: «Педагогика», 1972. – 288 с.
20. Хуторской, А.В. Алгоритмы творчества // Школа индивидуального развития «Мыслитель»: Опыт и перспективы. – М., 1997. – С. 38-46
21. Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В.Э Чудновский. – М.: Знание, 1986.