ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ОРКЕСТРОВЫМ АККОМПАНЕМЕНТОМ. ТЕХНИКА ДИРИЖИРОВАНИЯ АККОМПАНЕМЕНТОМ
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ИНСТРУМЕНТОВКИ АККОМПАНЕМЕНТА СОЛИСТУ НА ПРИМЕРЕ СОБСТВЕННОЙ ИНСТРУМЕНТОВКИ ПЕСНИ «MEMORY» Э.Л.УЭББЕРА
2.1 Эндрю Ллойд Уэббер и мюзикл «Кошки»
2.2 Анализ партитуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Аккомпанемент (accompagnamento, accompagnement) — музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами.
Данная курсовая работа основана на изучении специфики инструментовки аккомпанемента солисту на примере собственной инструментовки песни «Memory» Э.Л.Уэббера.
Объектом курсовой работы является инструментовка песни «Memory» Э.Л.Уэббера
Цель: выявить специфику инструментовки аккомпанемента солисту.
Предмет: особенности инструментовки аккомпанемента солисту.
Задачи:
1. Выявить особенности работы над оркестровым аккомпанементом.
2. Разобрать и проанализировать технику дирижирования аккомпанементом.
3. Проанализировать партитуру песни «Memory» Э.Л.Уэббера.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. В конце работы приведен список использованных работ, а также в виде приложения партитура собственной инструментовки песни «Memory» Э.Л.Уэббера.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ОРКЕСТРОВЫМ АККОМПАНЕМЕНТОМ. ТЕХНИКА ДИРИЖИРОВАНИЯ АККОМПАНЕМЕНТОМ
Дирижирование оркестровым аккомпанементом выдвигает перед дирижером особые технические трудности. Характерно, например, что неопытные дирижеры, в достаточной мере проявившие себя в оркестровом исполнительстве, испытывают затруднения в аккомпанементе, так как при дирижировании оркестровыми произведениями, технические недочеты, неопытность или неловкость дирижера, если, конечно, они не переходят границ, компенсируются опытом и инициативой исполнителей оркестра. Облегчаются в известном смысле и задачи дирижера. Ритмическая пульсация музыки позволяет сохранить ансамбль, вступать и прекращать звучание, не дожидаясь указания дирижера. При исполнении аккомпанемента оркестранты не могут полностью положиться на свою инициативу и опыт. Сопровождение солиста требует гибкости темпа, чистоты вступлений после многочисленных пауз и естественно, что участники оркестра здесь должны точно следовать указаниям дирижера.
Еще до начала репетиций, при разборе и анализе произведения, дирижер должен выявить специфические особенности музыкального материала, выработать концепцию дирижирования, спрогнозировать все возможные трудности в аккомпанементе и выбрать способы их преодоления. В партитуре необходимо обратить внимание на мелодические линии, подголоски, гармонию, кульминационные звуки, имеющие особо важное значение для сопровождения [1, с.8].
Нередко, особенно в вокальных произведениях, материал вступления и окончания строится на повторении темы солиста, в таких случаях дирижеру, ещё до встречи с коллективом необходимо проработать оркестровые партии, чтобы штрихи, акцентировка, динамика, метроритм и фразировка
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ИНСТРУМЕНТОВКИ АККОМПАНЕМЕНТА СОЛИСТУ НА ПРИМЕРЕ СОБСТВЕННОЙ ИНСТРУМЕНТОВКИ ПЕСНИ «MEMORY» Э.Л.УЭББЕРА
2.1 Эндрю Ллойд Уэббер и мюзикл «Кошки»
Сэр Э́ндрю Ллойд Уэ́ббер, баро́н Ллойд-Уэ́ббер (англ. Sir Andrew Lloyd Webber, Baron Lloyd-Webber; род. 22 марта 1948 года в Кенсингтоне, Лондон, Великобритания) — английский композитор, старший сын органиста Уильяма Ллойда Уэббера и брат виолончелиста Джулиана Ллойда Уэббера. Ллойд Уэббер начал сочинять в возрасте шести лет, своё первое произведение опубликовал в девять лет.
Лорд Ллойд-Уэббер добился больших успехов на поприще музыкального театра. Некоторые его мюзиклы идут более десяти лет как в Вест-Энде, так и на Бродвее. Он создал 13 мюзиклов, две темы к кинофильмам и один реквием. В 1992 году композитору был дарован титул рыцаря, а затем и титул пэра. Он обладатель множества престижных наград. Несколько из его песен, в частности «The Music of the Night» из мюзикла «Призрак оперы», «I Don’t Know How to Love Him» из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», «Don’t Cry for Me, Argentina» из «Эвиты» и «Memory» из «Кошек», стали хитами [21].
Удача сопутствует ему и в финансовых вопросах. Он – директор созданной еще 1977 году компании Really Useful Group, которая ведет все его проекты и занимается продюсерской работой. Помимо этого, Эндрю стал владельцем более десяти театров Уэст-Энда, так что коммерческой хватки ему не занимать. Он не останавливается на достигнутом и при этом никогда не забывает о музыкальном театре – жанре, которому он подарил новую жизнь. Стоит сказать, что пользуется невероятной популярностью организованный им в собственном поместье Сидмонтон ежегодный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проделанной работ приходим к следующим выводам.
При инструментовке аккомпанемента очень важно представлять себе силу звука солирующего инструмента или вокалиста. Дублирование осуществляется несколькими способами:
– дублировка солиста в унисон;
– дублировка частичная, эскизная;
– дублировка солиста парными инструментами в терцию, сексту, октаву, аккордами.
Последним приемом в вокальной партии нельзя злоупотреблять. Используют его в основном в тутти, при f.
Основная цель инструментовки аккомпанемента солисту – добиться выпуклого и рельефного звучания солиста, не заглушаемого оркестром.
Для этого существуют различные средства:
– тембровое выделение солиста;
– выделение его нюансом;
– игра аккомпанирующих инструментов контрастными, по сравнению с солистом, приемами;
– освобождение диапазона звучания солиста от аккомпанемента;
– дублирование партии солиста в оркестре.
Поставленные задачи выполнены, цель курсовой работы достигнута.
1. Авксентьев, Е. За дирижёрским пультом./ Е. Авксентьев. – Ростов на Дону, 1962. – 167 с.
2. Авксентьев, Е. Оркестр русских народных инструментов./ Е. Авксентьев – Москва, 1962. – 254 с.
3. Алексеев П. Русский народный оркестр / П. Алексеев. – М.: Музыка, 1953. – 89 с.
4. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации / И. Бриль. – М.: Сов. композитор, 1979. – 67 с.
5. Вейнгартнер, Ф. О дирижировании. / Ф. Вейнгартнер – Ленинград, 1927. – 182 с.
6. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты / К. Вертков. – Л.: Музыка, 1975. – 134 с.
7. Вещицкий О. Аккорды и аккомпанемент / О. Вещинский. – М.: Музыка, 1971. – 86 с.
8. Вуд, Г. О дирижировании. / Г. Вуд – Москва, 1958. – 79 с.
9. Гинзбург, Л. Избранное: Дирижёры и оркестры: Вопр. теории и практики дирижирования./ Л. Гинзбург – Москва, 1981. – 198 с.
10. Клебанов Д. Искусство инструментовки / Д. Клебанов. – К.: Муз. Украина, 1972. – 76 с.
11. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Е. Максимов. – М.: Сов. композитор, 1983. – 174 с.
12. Махов Н. Исполнительский анализ партитуры для оркестра русских народных инструментов / Н. Махов. – Л.: Музыка, 1963. – 92 с.
13. Пирсон В. Оркестровка / В. Пирсон. – М.: Сов. композитор, 1990. – 112 с.
14. Попонов В. Как делать переложение для народных инструментов / В. Попонов. – М.: Профиздат, 1965. – 68 с.
15. Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра / Г. Тихомиров. – М.: Сов. композитор, 1983. – 76 с.
16. Шахматов Н. Анализ оркестровой партитуры / Н. Шахматов. – Л., ЛДИК., 1967. – 89 с.
17. Шахматов Н. Переложения музыкальных произведений для ансамблей русских народных инструментов / Н. Шахматов. – Л., ЛДИК, 1983. – 84 с.
18. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов / Ю. Шишаков. – М.: Музыка, 1964. – 234 с. 19. Эндрю Ллойд Уэбер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vmiremusiki.ru/endryu-llojd-uebber.html – Дата доступа: 25.08.2017
20. Memoru (песня). Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Memory_(песня) – Дата доступа: 25.08.2017
21. Эндрю Ллойд Уэбер. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ллойд_Уэббер,_Эндрю – Дата доступа: 25.08.2017