ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ В ПАРТИТУРЕ ОРКЕСТРОВЫХ ФУНКЦИЙ ГРУППЫ АККОМПАНЕМЕНТА
1.1 Педаль
1.2 Фигурация
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПАРТИТУРЫ «УВЕРТЮРА №3» Д.СМОЛЬСКОГО В ПЕРЕЛОЖЕНИИ С.ЧЕРНООКОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Инструментовка как наука о тембровой стороне музыки и оркестровом письме представляет собой целостную систему сведений об оркестровых инструментах, оркестре и оркестровке, эстетике и средствах оркестровки – тембре и оркестровой фактуре с разветвленной системой взаимодействий с иными элементами музыки, о приемах оркестрового письма, оркестровой стилистике и методах обучения. Составная часть науки об инструментовке – оркестровое письмо, в свою очередь, включает такие важнейшие вопросы, как трактовка инструментов и оркестровых групп, оркестровое голосоведение, принципы и разнообразные приемы оркестрового изложения, оркестровая фактура и ее элементы, среди которых весьма значимым являются педаль и фигурация [1, с.101].
Курсовая работа основана на изучении способов изложения в партитуре оркестровых функций группы аккомпанемента: оркестровой педали и фигурации.
Объектом курсовой работы является «Увертюра №3» Д.Смольского в переложении С.Черноокой.
Цель: выявить способы изложения в партитуре оркестровых функций группы аккомпанемента: оркестровой педали и фигурации.
Предмет: особенности изложения в партитуре оркестровых функций группы аккомпанемента: оркестровой педали и фигурации.
Задачи:
1. Выявить особенности изложения в партитуре функций оркестровой педали и фигурации.
2. Разобрать и проанализировать основные принципы изложения функций педали и фигурации.
3. Проанализировать партитуру «Увертюра №3» Д.Смольского в переложении С.Черноокой.
ГЛАВА 1 СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ В ПАРТИТУРЕ ОРКЕСТРОВЫХ ФУНКЦИЙ ГРУППЫ АККОМПАНЕМЕНТА
1.1. Педаль
Оркестровой педалью называются в оркестре выдержанные гармонические звуки. Педаль имеет существенное значение. Произведения, лишенные педали, звучат сухо, недостаточно насыщенно, в них нет необходимой плотности оркестровой фактуры. В народном оркестре педаль имеет особенное значение, так как основные приемы игры многих инструментов не в состоянии сцементировать звучность оркестра (например, staccato инструментов балалаечной группы). Наиболее часто для педали используются басовые домры, исполняющие tremolo: бас, бас октавой выше, средние гармонические голоса, баяны (средние гармонические голоса), альтовые и малые домры. Реже для гармонической педали используются балалайки примы, еще реже – балалайки секунды, альты, басы, контрабасы.
В произведениях, фактура которого имеет хоральное или хорально-подголосочное строение, специальная оркестровая педаль не нужна, так как в подобных произведениях, исполняемых tremolo и legato, каждый голос является протяжным и в какой-то мере выполняет функцию педали [3, с.12].
По звуковысотному положению педаль бывает расположена чаще всего ниже мелодии. Наилучшим регистром для педальных звуков в оркестре считается регистр от ми малой октавы до ля первой октавы. В выдерживаемой оркестровой педали встречается самое различное число гармонических звуков. Наиболее логичным и естественным является использование для педали всех гармонических звуков (3-4).
Так, например, написана гармоническая педаль в приводимом ниже примере (рисунок 1) [18, с.119].
Однако, нередко для педали используется лишь часть гармонических звуков (рисунок 2) [18, с.126].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПАРТИТУРЫ «УВЕРТЮРА №3» Д.СМОЛЬСКОГО В ПЕРЕЛОЖЕНИИ С.ЧЕРНООКОЙ
Увертюру №3 Д.Смольского в переложении С.Черноокой для оркестра русских народных инструментов мы проанализируем на предмет применения оркестровых функций педали и фигурации в партитуре данного произведения.
Переложение написано для следующего состава оркестра русских народных инструментов: домры малые первые и вторые, домры альтовые первые и вторые, домры басовые первые и вторые, цимбалы примы первые и вторые, аккордеон первый и второй, баяны первые, вторые и третьи, балалайки примы, секунды, альты, гитара бас, группа ударных инструментов (тарелки, малый барабан, бубен и другие), также в состав включен электронный синтезатор.
Произведение носит радостный, жизнеутверждающий характер. Используются мотивы белорусских народных песен. Что и не удивительно, поскольку автор произведения – Дмитрий Брониславович Смо́льский – советский и белорусский композитор, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1975), Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1980) и Премии Ленинского комсомола Беларуси (1972), народный артист БССР (1987), обладатель Ордена Франциска Скорины (2013), член союза композиторов Беларуси (1961), профессор Белорусской Государственной Консерватории (1986) (ныне Академии музыки).
Тональность вполне соответствует содержанию увертюры – C-dur (до мажор). Размер две четверти, который не меняется на протяжении всего произведения, также как и тональность. Темп Allegro. Динамика выдержана в основном на форте.
Начинается произведение с аккордов T-D-T, что сразу вводит слушателя в атмосферу энергичного целенаправленного движения.
Проведение темы проходит у домр малых и цимбал в перекличке с баянами (в октавном удвоении). Повторяющийся квадрат темы позволяет эффектно передавать ее звучание из одной группы в другую (рисунок 15).
Введение цимбал в партитуру русского народного оркестра обусловлено добавлением колористической народной краски. То есть, звучание народных белорусских мотивов предполагается на народных белорусских инструментах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О роли педали в становлении и эволюции инструментальной музыки пи-
шет Б. Асафьев: «…чтобы стать искусством, музыка должна была стать гибкой, как языковая речь… В сложном непрерывном потоке и за пестрым чередованием слов наличествует их опора, некий тон… Конечно, завоевание опорного тона – стержня инструментальной речи, того, что с первого раздавшегося звука держит связь и устанавливает непрерывность звучания и неразрывность ткани, – было стадией длительных усилий».
Именно педаль, подчеркивает Б. Асафьев, и есть интонационный стержень, ствол, скреп, связующий звучание оркестра. Из проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Разобрав и проанализировав основные принципы изложения функций педали и фигурации находим, что они являются необходимым компонентом оркестровой фактуры.
2. Изучив особенности изложения в партитуре функций оркестровой педали и фигурации инструментовщик повышает свое мастерство в плане трансляции композиторской мысли.
В первой главе рассмотрены особенности и возможности применения оркестровых функций педали и фигурации, раскрыта широкая область их применения.
Во второй главе на примере партитуры «Увертюры №3» Д.Смольского в переложении С.Черноокой разобрано применение вышеуказанных оркестровых функций группы аккомпанемента в данном произведении.
Поставленная цель выполнена.
1. Агафонников И. Симфоническая партитура / И. Агафонников. – Л.: Музыка, 1981. – 132 с.
2. Алексеев П. Русский народный оркестр / П. Алексеев. – М.: Музыка, 1953. – 89 с.
3. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации / И. Бриль. – М.: Сов. композитор, 1979. – 67 с.
4. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты / К. Вертков. – Л.: Музыка, 1975. – 134 с.
5. Вещицкий О. Аккорды и аккомпанемент / О. Вещинский. – М.: Музыка, 1971. – 86 с.
6. Киянов Б., Воскресенский С. Руководство по инструментовке: для эстрадных оркестров и ансамблей / Б. Киянов, С. Воскресенский. – Л.: Музыка, 1978. – 134 с.
7. Клебанов Д. Искусство инструментовки / Д. Клебанов. – К.: Муз. Украина, 1972. – 76 с.
8. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Е. Максимов. – М.: Сов. композитор, 1983. – 174 с.
9. Махов Н. Исполнительский анализ партитуры для оркестра русских народных инструментов / Н. Махов. – Л.: Музыка, 1963. – 92 с.
10. Оркестр русских народных инструментов в музыкальной школе. – М.: Музыка, 1971. – 89 с.
11. Пирсон В. Оркестровка / В. Пирсон. – М.: Сов. композитор, 1990. – 112 с.
12. Попонов В. Как делать переложение для народных инструментов / В. Попонов. – М.: Профиздат, 1965. – 68 с.
13. Таранов М. Курс чтения партитур / М. Таранов. – М.: Музиздат, 1939. – 134 с.
14. Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра / Г. Тихомиров. – М.: Сов. композитор, 1983. – 76 с.
15. Чулаки И. Инструменты симфонического оркестра / И. Чулаки. – М.: Музыка, 1972. – 143 с.
16. Шахматов Н. Анализ оркестровой партитуры / Н. Шахматов. – Л., ЛДИК., 1967. – 89 с.
17. Шахматов Н. Переложения музыкальных произведений для ансамблей русских народных инструментов / Н. Шахматов. – Л., ЛДИК, 1983. – 84 с.
18. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов / Ю. Шишаков. – М.: Музыка, 1964. – 234 с.