ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ АККОРДОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ У РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ИНСТРУМЕНТОВ
1.1 Особенности игры на инструментах домровой группы
1.2 Особенности игры на инструментах балалаечной группы
ГЛАВА 2 ИЗЛОЖЕНИЕ АККОРДОВ В РАЗЛИЧНЫХ ОРКЕСТРОВЫХ ГРУППАХ НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ПАРТИТУРЫ В.ГОРОДОВСКОЙ «РУССКАЯ ЗИМА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Не каждый музыкант может стать специалистом в области инструментовки. Однако, практическое значение последней для формирования и становления профессионального музыканта несомненно.
Свободное оперирование гармоническими комплексами, знание различных расположений аккордов, высоких ступеней и альтерации, умение перегармонизовать мелодическую линию, досочинить различные проходящие гармонии, поменять расположение оттачивает гармоническое мышление музыканта.
Инструментовщик должен в совершенстве знать различные направления и стили музыки, чувствовать, какая фраза и у какого инструмента лучше прозвучит. Изучить основные ритмические формулы разных танцевальных ритмов и уметь их модернизировать применительно к сегодняшнему дню. Ориентироваться в различных строях, ключах. Уметь работать без помощи фортепиано. Уметь поставить написанную партитуру в своем ансамбле, оркестре.
Данная курсовая работа основана на углубленном изучении особенностей игры на инструментах домровой и балалаечной группы, а также особенности аккордового изложения в этих группах.
Объектом курсовой работы является партитура В.Городовской «Русская зима».
Цель: изучить способы изложения аккордов в различных оркестровых группах.
Задачи:
1. Выявить особенности изложения аккордов в оркестровых группах.
2. Разобрать и проанализировать изложения аккордов в оркестровых группах.
3. Выявить особенности изложения аккордов в партитуре.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ АККОРДОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ У РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ИНСТРУМЕНТОВ
1.1 Особенности игры на инструментах домровой группы
Домра – является одним из солирующих инструментов русского народного оркестра. Имеются две группы домр: а) домры трехструнные, б) домры четырехструнные. В группу трехструнных домр входят следующие инструменты: пикколо, малая, меццо-сопрано, альт, тенор, бас и контрабас. Группу четырехструнных домр составляют: пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас [1, с.4]
Приемы игры на инструментах, входящих в обе группы, одинаковы. Современные оркестры используют не все инструменты. Более того существуют оркестры с ведущим составом употребляющие либо домры-малые, либо домры-примы. Разберемся в строе следующих инструментов: домра-пикколо, домра-малая, домра-прима, домра-альт, домра-бас.
Звук на домре извлекается двумя способами: ударом медиатора и щипком (пальцем).
Основные приемы игры на домре – тремоло и удар.
Тремоло бывает двух видов:
1.Связное тремоло (Leqato) обозначается лигой над или под нотами.
Все ноты исполняются путем непрерывных ударов медиатора по струне.
ГЛАВА 2 ИЗЛОЖЕНИЕ АККОРДОВ В РАЗЛИЧНЫХ ОРКЕСТРОВЫХ ГРУППАХ НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ПАРТИТУРЫ В.ГОРОДОВСКОЙ «РУССКАЯ ЗИМА»
Произведение В.Городовской «Русская зима» – красочная иллюстрация этой поры года в контексте русской народной культуры.
Исторически сложилось, что отношение русского народа к зимнему периоду проявляется в наличии большого количества праздников, народных гуляний, забав. Все это нашло отражение и в содержании данного сочинения.
Проведем небольшой анализ партитуры и определим, как происходит изложение аккордов в различных оркестровых группах.
Само произведение выдержано в быстром темпе. Присутствует простая трехчастная форма А – В – А1: вторая часть – лирическая, первая и третья – быстрые, с основным тематическим материалом.
Тональность ми минор. Размер 4/4 (аля бреве) указывает на быстрый темп, дирижирование осуществляется аналогично 2/4.
Начинается «Русская зима» с отдаленного звучания колокольчиков (бубенцов) – предвестников «русской тройки». Всего через два такта на пианиссимо вступают баяны. Их шестнадцатые звучат в октаву. Возвращающая фигурация исполняется на крещендо. Эти шестнадцатые ноты «вводят» слушателя в темп произведения, а дальнейшее развитие вступления передает характер (рисунок 1).
Нисходящие половинные у колокольчиков по звукам септаккорда второй ступени повторяются далее уже четвертными с добавлением звучания гуслей, балалаек прим. Нисходящий гаммообразный и последующий восходящий хроматический пассаж приводит оркестр в четкий быстрый темп с точным аккомпанементом (рисунок 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были представлены исполнительские возможности некоторых оркестровых инструментов, а также особенности аккордового изложения в различных оркестровых группах. В качестве примера взята партитура В.Городовской «Русская зима».
Из материала курсовой работы делаем вывод, что аккорды в оркестре используются разными инструментами. Аккорды могут быть использованы в педали на долгих длительностях, в качестве усиления мелодии (например, баянами), повсеместно в гомофонно-гармоническом аккомпанементе, в качестве фигурации.
Не обходится без аккордового сопровождения ни одно тутти в оркестре. Аккорд наполняет фактуру звучанием, придает ей естественную полноту, насыщенность.
Таким образом, из вышесказанного можно сказать, что поставленные задачи выполнены, и цель достигнута.
1. Аверин, В.А. История исполнительства на русских народных инструментах/ В.А. Аверин. - Красноярск, 2002.
2. Имханицкий, М.И. История баянного и аккордеонного искусства: уч. пособие / М.И. Имханицкий. - М., 2006, - 520 с.
3. Асафьев, Б.В. О народной музыке / сост. И.И. Земцовский и А.Б. Кунанбаева. - Л., 1987.
4. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. - 2 - изд. - Л., 1971.
5. Банщиков, Г.И. Законы функциональной инструментовки / Г.И. Банщиков. - СПб.: Композитор, 1999. - 240 с.
6. Басурманов, А.П. Баянное и аккордеонное искусство: справочник / А.П. Басурманов. - М., 2003.
7. Басурманов, А. [Вступительная статья] в изд.: Г.Г. Шендерёв. Пьесы и обработки для баяна / А. Басурманов. // Сборник произведений для баяна / под ред. А. Сударикова. - М., 1979. - С. - 3.
8. Баян // Энциклопедический музыкальный словарь / Авторы-составители Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М., 2-е изд. - М., 1966.
9. Шахматов Н. Переложения музыкальных произведений для ансамблей русских народных инструментов / Н. Шахматов. – Л., ЛДИК, 1983. – 84 с.
10. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов / Ю. Шишаков. – М.: Музыка, 1964. – 234 с. 11. Баян вчера, сегодня, завтра // Советская музыка. - 1989. -№8. -С. 40-47.
Баян и баянисты: сборник статей. Вып. 1-7 / Ред.-сост. Ю.Т. Акимов (вып. 1-5); С.М. Колобков и Б.М. Егоров (вып. 6-7).-М., 1970-1987.
12. Бернанд, Г. Советские композиторы: краткий библиографический справочник / Г. Бернанд, А. Должанский. - М., 1957.
13. Благодатов, Г.И. Русская гармоника / Г.И. Благодатов. - Л., 1960.
14. Вертков, К.А. Музыкальные инструменты / К.А. Вертков, С.Я. Левин // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти томах. - М., - Т.3. - 1976.
15. Зряковский Н.И. – Общий курс инструментоведения – М.: Музыка, 1976. – 472 с.
16. Мирек, А.М. Из истории аккордеона и баяна / А.М. Мирек. - М.,1967.
17. Мирек, А.М. Кто изобрёл первую гармонику / А.М. Мирек // Музыкальная жизнь. - 1982. - №3. - С. 21.
18. Способин, И.В. Музыкальная форма / И.В. Способин. - М.: Музыка, 1972.- 320 с.
19. Шахматов, Н. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов / Н. Шахматов // Уч. пособие. Л.: Музыка, 1985. - 120 с.
20. Яканюк, Н.П./ Кузминич М.Л. Инструментоведение и инструментовка для оркестров и ансамблей белорусских народных инструментов. – Мн.: БГУКИ, 2003. – 76 с.