ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОРКЕСТРОВАЯ ФАКТУРА
1.1 Фактура в музыке
1.2 Компоненты оркестровой фактуры
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРКЕСТРОВОЙ ФАКТУРЫ И СПОСОБОВ ЕЕ ИЗЛОЖЕНИЯ В ПАРТИТУРЕ НА ПРИМЕРЕ СОБСТВЕННОЙ ИНСТРУМЕНТОВКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В Музыкальном энциклопедическом словаре фактурой названа «совокупность средств музыкального изложения (мелодия, аккорды, полифонические голоса, фигурация, орнаментика и другое.), образующая технический склад произведения».
Фактура (от латин. factura) означает «сделанное; то, что сделано». Она выступает обобщённым, целостным результатом объединения различных средств выразительности. И вполне естественно, что именно она является областью пересечения интересов различных теоретических и практических дисциплин, каждая из которых рассматривает и изучает в первую очередь те стороны фактуры, которые необходимы для овладения данной дисциплиной.
Среди проблем, стоящих перед современным исполнительским искусством, наименее разработанной является проблема создания целостного понимания фактуры. Это понятно отчасти потому, что исполнительство — процесс практический и сугубо индивидуальный, но исполнителю будет весьма полезно воспользоваться теоретическими исследованиями, определениями и выводами для успешной практической работы.
В музыковедческих работах Ю. Тюлина, В. Холоповой, Е. Назайкинского, Л. Мазеля, А. Веприка, Г. Дмитриева, Г. Благодатова подробно и хорошо рассмотрены аспекты, понятия и элементы, составляющие фактуру с различных теоретических позиций.
Курсовая работа основана на изучении способов изложения оркестровой фактуры в партитуре оркестра русских народных инструментов на примере собственной инструментовки.
Объектом курсовой работы является собственная инструментовка «Интермеццо».
Цель: выявить способы изложения в партитуре оркестровой фактуры.
Предмет: особенности изложения в партитуре оркестровой фактуры.
Задачи:
ГЛАВА 1 ОРКЕСТРОВАЯ ФАКТУРА
1.1 Фактура в музыке
В современной литературе, наряду с понятием «фактура» употребляются близкие ей понятия «музыкальная ткань», «изложение», «склад». Вместе с тем под складом принято понимать способ композиторского мышления, который отражается в особенностях изложения музыкального материала и выборе того или иного вида фактуры. С фактурой обычно связывают координационное соотнесение компонентов музыкальной ткани, их функциональное взаимодействие, внутреннее функциональное устройство музыкального изложения.
Наиболее полное определение, в котором фактура предстаёт как категория музыкально-звукового пространства, дал В. Назайкинский: «Фактура – это трёхмерная музыкально-пространственная конфигурация звуковой ткани, дифференцирующая и объединяющая по вертикали, горизонтали и глубине всю совокупность компонентов» [1, с.50].
Вертикальный параметр фактуры определяется звуковысотными отношениями, распределением звуков в пространстве. Например, начальный аккорд в «Патетической сонате» Л. Бетховена даёт тесное, расположение аккорда, что ассоциируется с чем-то давящим, тяжёлым (рисунок 1):
В аккомпанементе Ноктюрна ор. 27 № 2 Des-dur Ф. Шопена (рисунок 2) эффект прямо противоположный: удаление звуков аккорда в фигурационном движении и в широком расположении привносит ощущение воздуха, пространственного объёма.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРКЕСТРОВОЙ ФАКТУРЫ И СПОСОБОВ ЕЕ ИЗЛОЖЕНИЯ В ПАРТИТУРЕ НА ПРИМЕРЕ СОБСТВЕННОЙ ИНСТРУМЕНТОВКИ
Инструментовка написана для оркестра следующего состава: домры малые, домры альтовые, домры басовые, флейта, гобой, баяны, гусли, ударные (в том числе литавры, ударная установка), балалайки примы, балалайки секунды, балалайки альт, балалайка бас, балалайка контрабас.
Тональность «Интермеццо» ре минор. Произведение насыщено акцентами, разноритмическими фигурами, темп быстрый. Состоит из трех частей и коды.
Оркестровую фактуру можно определить как гомофонно-гармоническую.
Начинается звучание оркестра с сфорцандо тутти. С первой ноты задается быстрый темп музыки. Размер аля бреве ¢ наглядно демонстрирует очень сильную динамику движения (рисунок 10). Фундаментальную «цементирующую» функцию баса исполняют балалайки бас и контрабас, усиление им производят в октавное удвоение домры басовые. Ритмический рисунок: четверть с точкой, четверть с точкой, четверть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальное произведение можно представить развёртывающимся в некоем художественном пространстве, которое нельзя ощутить зрительно: оно воссоздаётся лишь в сознании слушателя, его воображении.
Именно фактура выступает системой организации художественного пространства в музыке. Она координирует всю совокупность голосов по трём измерениям (координатам, параметрам): вертикали, горизонтали и глубине.
Вертикаль — звуковысотная организация голосов (элементов фактуры), в одновременности.
Горизонталь — развёртывание фактуры во времени, изменение типа фактуры изложения.
Глубина — пространственные качества фактуры, взаимоотношения и взаимосвязь рельефа и фона (передний и задний планы, эффекты приближения и удаления, переклички, эхо и т. д.).
Фактура имеет две качественные стороны, аналогичные известным сторонам гармонии, — функциональную и фоническую.
Функциональная сторона раскрывает роль голосов фактуры по отношению друг к другу.
Фоническая (декоративная, колористическая) сторона проявляется в собственном фонизме фактуры (её общем звуковом характере, определяемом динамикой, регистром, плотностью, а в оркестре — и тембром).
Фактура тесно связана с исполнительскими средствами. В ней находят отражение тембро-динамические и технические особенности конкретного инструмента, ансамбля, оркестра, что фиксируется в понятиях «фортепианная», «хоровая», «баянная», «оркестровая» фактура. Художественный уровень музыки во многом зависит от изящества, отточенности и оригинальности в отделке звуковой ткани, базирующихся на максимальном использовании возможностей инструмента, ансамбля, оркестра.
Художественные возможности фактуры практически безграничны.
1. Алексеев П. Русский народный оркестр / П. Алексеев. – М.: Музыка, 1953. – 89 с.
2. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации / И. Бриль. – М.: Сов. композитор, 1979. – 67 с.
3. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты / К. Вертков. – Л.: Музыка, 1975. – 134 с.
4. Вещицкий О. Аккорды и аккомпанемент / О. Вещинский. – М.: Музыка, 1971. – 86 с.
5. Киянов Б., Воскресенский С. Руководство по инструментовке: для эстрадных оркестров и ансамблей / Б. Киянов, С. Воскресенский. – Л.: Музыка, 1978. – 134 с.
6. Клебанов Д. Искусство инструментовки / Д. Клебанов. – К.: Муз. Украина, 1972. – 76 с.
7. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Е. Максимов. – М.: Сов. композитор, 1983. – 174 с.
8. Махов Н. Исполнительский анализ партитуры для оркестра русских народных инструментов / Н. Махов. – Л.: Музыка, 1963. – 92 с.
9. Пирсон В. Оркестровка / В. Пирсон. – М.: Сов. композитор, 1990. – 112 с.
10. Попонов В. Как делать переложение для народных инструментов / В. Попонов. – М.: Профиздат, 1965. – 68 с.
11. Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра / Г. Тихомиров. – М.: Сов. композитор, 1983. – 76 с.
12. Чулаки И. Инструменты симфонического оркестра / И. Чулаки. – М.: Музыка, 1972. – 143 с.
13. Шахматов Н. Анализ оркестровой партитуры / Н. Шахматов. – Л., ЛДИК., 1967. – 89 с.
14. Шахматов Н. Переложения музыкальных произведений для ансамблей русских народных инструментов / Н. Шахматов. – Л., ЛДИК, 1983. – 84 с.
15. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов / Ю. Шишаков. – М.: Музыка, 1964. – 234 с.