ВВЕДЕНИЕ
Оркестр белорусских народных инструментов представляет собой живое, развивающееся явление в белорусской музыке. Возможности оркестра чрезвычайно велики и, несомненно, еще более возрастут в будущем.
Оркестр белорусских народных инструментов представляет интерес и для современных белорусских композиторов. Ю. Кузнецов, В. Грушевский, Д. Смольский, В. Войтик написали целый ряд произведений именно для такого состава исполнителей.
Притягательная сила народно-оркестрового жанра, все более возрастает в связи с общим процессом усиления конструктивной роли тембра в современных сочинениях. Обладая яркими, сочными красками отдельных инструментов и тонким своеобразием их сочетаний, современный белорусский народный оркестр представляет собой исключительно благоприятную и эффективную сферу приложения творческих усилий белорусских композиторов.
Актуальность темы исследования заключается в недостаточном изучении и описании функциональных возможностей инструментов оркестра белорусских народных инструментов в научной литературе. В решении данной задачи не хватает систематического похода и целостного анализа выразительных средств белорусских народных инструментов.
Цель: проанализировать выразительные особенности тембровых, регистровых и функциональных соединений в оркестре белорусских народных инструментов.
Поставленная цель предопределила следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить основные принципы тембровых, регистровых и функциональных сочетаний в оркестре.
2. Проанализировать выразительные особенности тембров оркестра белорусских народных инструментов.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ТЕМБРОВЫХ, РЕГИСТРОВЫХ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОЕДИНЕНИЙ В ОРКЕСТРЕ БЕЛОРУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
1.1 Выразительные особенности инструментов белорусского народного оркестра
Основой оркестра белорусских народных инструментов является группа цимбал. В монографии И.Д. Назиной Белорусские народные музыкальные инструменты: струнные приводится следующее определение данного инструмента.
Цимбалы -(«ударный хордофон») многострунный ударный инструмент. Корпус их имеет плоскую, трапециевидную форму с натянутыми струнами. Звук на цимбалах добывается деревянными палочками [1].
В европейской культуре первые упоминания о цимбалах относятся
к V в н.э. Ученые выделяют несколько путей распространения цимбал.
Инструмент ввезен:
- арабами в Испанию, затем в Европу;
- османами, цыганами в Балканские страны;
- рыцарями-крестоносцами в эпоху крестовых походов в Европу.
Одновременно с распространением цимбал началось постепенное усовершенствование их конструкции. Оно происходило не только за счёт изменения формы и объёма резонаторного ящика, но и путём увеличения количества и качества струн. На древних инструментах струны были жильными или кишечными. В Средней Азии в конце VII начале IX веков для нижних струн начали использовать медную проволоку. На рубеже XI-XII веков приспособления для натяжения металлической проволоки появились также и в Европе. В современном виде в России цимбалы появляются около XV века и становятся неотъемлемой частью светской музыкальной культуры [1].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПАРТИТУРЫ К.ХАЧАТУРЯНА «СЮИТА ИЗ БАЛЕТА «ЧИПОЛЛИНО» (ИНСТРУМЕНТОВКА А. МЕЛЬНИК)
Чиполли́но — балет в трёх актах Карена Хачатуряна. Либретто Геннадия Рыхлова по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино» [6].
Будучи автором либретто, Геннадий Рыхлов, услышав музыку Карэна Хачатуряна к мультфильму «Чиполлино» (1961), решил написать балет для детей. Он «собирался» из разных музыкальных фрагментов, ранее сочинённых композитором. Эта музыка звучала в мультфильмах «Когда зажигаются ёлки» (1950), «Лесные путешественники» (1951), «Сладкая сказка» (1970), «Чиполлино», «Необыкновенный матч» (1955), «Старые знакомые» (1956) и другие
«… в изобретательной постановке „Чиполлино“ Карэна Хачатуряна, осуществленной Генрихом Майоровым осенью 1974 года, неожиданно раскрылись новые художественные возможности синтеза виртуозного классического танца и современной бытовой пластики, сочетания щедрой комедийности, характерности, острого гротеска и задушевного лиризма» [7].
Первые исполнители в Киевском академическом театре оперы и балета им. Т. Г. Шевченко: Чиполлино — Евгений Косменко, Редисочка — Людмила Сморгачёва, Татьяна Таякина, Магнолия — Т. Г. Литвинова, Вишенка — С. Лукин, принц Лимон — В. В. Литвинов, синьор Помидор — В. Авраменко (Государственная премия СССР, 1976) [6].
«За создание этого солнечного, жизнерадостного балетного спектакля Карэн Хачатурян, Генрих Майоров, К. Еременко, и Л. Сморгачева осенью 1976 года получили высокое звание лауреатов Государственной премии Союза ССР. Генрих Майоров вскоре был приглашен для постановки „Чиполлино“ в Большой театр СССР. Московский спектакль стал новым вариантом киевского с определенными изменениями, обусловленными сценографией художника В. Левенталя и спецификой артистического состава коллектива прославленного театра» [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённая исследовательская работа позволила прийти к следующим выводам:
1. Музыкальная ткань оркестровой партитуры делится (как правило) на: мелодию, мелодические подголоски, и гармоническое сопровождение (аккомпанемент).
2. Мелодическая линия требует выделения. Выделение мелодии может происходить: динамикой, удвоением или утроением мелодии, регистровым положением (в низком или верхнем регистре).
3. Необходимо чёткое и ясное тембровое сочетание голосов оркестровой ткани, и распределение функций между ними с учетом гармонической вертикали.
К партитуре оркестра белорусских народных инструментов относятся следующие требования:
1. Оркестр белорусских народных инструментов является неотъемлемой частью национальной культуры нашей страны. Множество произведений белорусских композиторов написано именно для данного исполнительского состава. Основу оркестра белорусских инструментов составляют цимбалы – музыкальный инструмент, пришедший на территорию нашей страны из Европы и обладающий богатыми техническими и выразительными возможностями. Кроме цимбал в состав оркестра, как правило, входят группа баянов, бас, ударные и колористические инструменты, а также – деревянные духовые инструменты.
2. Как правило, основная мелодическая линия в произведениях для оркестра белорусских народных инструментов принадлежит цимбалам. За группой духовых инструментов и баянов закрепляется функция аккомпанемента. Технические характеристики баянов позволяют этой группе обеспечивать долгое выдерживание одной гармонии.