ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТРУМЕНОВКИ
1.1 Оркестровый план
1.2 Приемы оркестровки
1.3 Правила записи голосов оркестра
1.4 Техника передачи мелодического рисунка
1.5 Оркестровые функции
ГЛАВА 2 ИЗЛОЖЕНИЕ МЕЛОДИЧЕСКИХ ГОЛОСОВ В ПРОЦЕССЕ ИНСТРУМЕНТОВКИ НА ПРИМЕРЕ ПАРТИТУРЫ Е. ДЕРБЕНКО «ПОЭМА ПАМЯТИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Инструментовка (оркестровка) – изложение музыки для исполнения ее каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Процесс инструментовки требует от композитора (любого инструментатора) знания специфики музыкальных инструментов – их технических возможностей, технических приемов, устройства. Чем глубже эти знания, тем ярче и выразительней звучит оркестровая партитура.
В процессе изучения оркестровых инструментов учащиеся сталкиваются с такими элементами оркестровой стилистики как "Basso Continio", "Clarino", знакомятся с эстетическими и художественными принципами Баха, Моцарта, Стравинского, Шостаковича.
Важное место занимает также изучение закономерностей организации инструментальной, ансамблевой, оркестровой фактуры, способах ее переработки. Изучение основных правил написания оркестровой партитуры даст возможность в будущем профессионально и грамотно представить результаты своего труда в виде партитуры для того или иного вида ансамбля или оркестра.
Данная курсовая работа основана на изучении изложения мелодических голосов в процессе инструментовки на примере партитуры Е.Дербенко «Поэма памяти А.Рублева».
Цель: выявить способы изложения мелодических голосов в процессе инструментовки.
Предмет: особенности партитуры Е.Дербенко «Поэма памяти А.Рублева».
Задачи:
1. Выявить выразительные особенности изложения мелодических голосов в партитуре.
2. Разобрать теоретические основы инструментовки.
3. Проанализировать партитуру Е.Дербенко «Поэма памяти
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТРУМЕНТОВКИ
1.1 Оркестровый план
Одним из основных правил инструментовки является написание оркестрового плана. Инструментовка должна без искажения передавать не только идею, образный строй произведения, но и тончайшие детали фактурного, интонационного, темброво-колористического, динамического решения перевода. Инструментовка произведений предполагает определенный порядок в работе:
1) выбор произведения для инструментовки с учетом возможности переосмысления фортепианной или баянной фактуры в оркестровую;
2) установление наиболее удобной тональности (здесь имеет значение специфика звучания оркестра русских народных инструментов);
3) составление оркестрового плана на основе тщательного анализа избранного произведения;
4) запись оркестрового эскиза.
Первые два момента могут показаться сравнительно несложными. Но правильный подход во многом определяет эффективность последующей работы. Не все фортепианные или органные произведения, которые можно более или менее адекватно переложить для многотембрового готово-выборного баяна, могут быть рекомендованы для инструментовки. В процессе работы над инструментовкой желательно внутренне слышать и сопоставлять авторский текст с возможным оркестровым воплощением.
Не следует забывать о том, что сила и насыщенность звучания домр и
балалаек, составляющих основу оркестра, зависит от приемов звукоизвлечения. При игре с открытыми струнами колеблются не только струны, но и резонирует корпус инструмента. Применение открытых струн значительно облегчает и технику исполнения на инструменте.
Это во многом определяет и выбор тональности при инструментовке произведения. Наиболее удобными тональностями для оркестра русских
ГЛАВА 2 ИЗЛОЖЕНИЕ МЕЛОДИЧЕСКИХ ГОЛОСОВ В ПРОЦЕССЕ ИНСТРУМЕНТОВКИ НА ПРИМЕРЕ ПАРТИТУРЫ Е.ДЕРБЕНКО «ПОЭМА ПАМЯТИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА»
Произведение Евгения Дербенко «Поэма памяти Андрея Рублева» - очень непростое произведение. И дело тут даже не в виртуозности исполнения, дирижирования, а в самом содержании, образе повествования.
Дело в том, что об Андрее Рублеве известно очень мало, если не сказать более – упоминание о легендарном иконописце прослеживается только у Карамзина, который и сам опирается только на два документа-летописи. Известно, что А.Рублев кроме иконописи занимался росписью соборов
в XV веке в Москве и Владимире, работал вместе с общепризнанными мастерами Феофаном Греком и Даниилом Черным. До наших дней сохранились лишь соборные фрески и легендарная «Троица» – произведение мирового культурного значения – Московским Православным Синодом признанная эталоном иконописи. Но даже такое небольшое наследие позволяет сделать вывод о мастерстве и поистине фундаментальном значении живописи А.Рублева.
Согласно филологии, поэма – это крупное или среднее многочастное стихотворное произведение лирико-эпического характера, имеет большую повествовательную форму.
Все вышесказанное можно отнести и к нашему сочинению. Произведение Е.Дербенко состоит из нескольких частей, объединенных видоизменяющимся лейтмотивом (от молитвенного до утверждающего начала), претерпевающего от внешних причин изменения, но сохраняющего «внутренний стержень». Вероятно, этим автор хотел показать незыблемость духовных принципов главного героя, его творческие искания и обретение умиротворения.
Проведем краткий анализ партитуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе проведен краткий анализ изложения мелодической линии на примере партитуры Е.Дербенко «Поэма памяти А.Рублева».
Выводы:
1. Для профессиональной оркестровки необходимы знания ее основ, к числу которых относятся: оркестровый план, приемы оркестровки, правила записи голосов в партитуре.
2. Мелодию, звучащая у нескольких инструментов, необходимо выделять различными способами: динамикой, удвоением или утроением мелодии, регистровым положением (в низком или верхнем регистре) в зависимости от контекста содержания музыкальной ткани, учитывая вертикальный и горизонтальный анализы партитуры.
3. По возможности, в состав оркестра необходимо включать дополнительные тембры (инструменты) для максимально точной передачи замысла композитора.
В работе также были рассмотрены основы оркестровки, звукоизвлечения некоторых инструментов из состава русского народного оркестра.
Цель курсовой работы – изложения мелодических голосов на примере партитуры Е.Дербенко «Поэма памяти А.Рублева» – достигнута.
Задачи выполнены.
1. Блок, Н.М. Оркестр русских народных инструментов / Н.М. Блок. М.: Музыка, 1986. – 86 с.
2. Тихомиров, Г Инструменты русского народного оркестра / Г.Тихомиров, – М.: Государственное муз.изд., 1962 – 119 с.
3. Клебанов Д. - Искусство инструментовки. - Киев, 1972. - 314с.
4. Блюм Д. Краткий курс инструментоведения – М.: Музгиз, - 1947.
5. Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. / Е. Максимов – Москва, 1983. – 143с.
6. Скрепкова-Филатова М.С. Фактура в музыке – М.: Музыка, 1985. – 285с.
7. Поздняков, А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании. / А. Поздняков – Москва, 1975. – 236с.
8. Пересада, А. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов./ А. Пересада. – Москва, 1985. – 394с.
9. Пистон У. – Оркестровка – М.: «Советский композитор», 1990. – 465с.
10. Инструментоведение и инструментовка: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине для специальности 1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям) / Сост.: Е.Н. Волынец, С.С.Оводок. – Минск: БГУКИ, 2017. – 170 с.
11. Википедия. Контрапункт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [https://ru.wikipedia.org/wiki/Контрапункт] – Дата доступа: 19.08.2017
12. Яканюк, Н.П./ Кузминич М.Л. Инструментоведение и инструментовка для оркестров и ансамблей белорусских народных инструментов. – Мн.: БГУКИ, 2003. – 76 с.
13. Аверин, В.А. История исполнительства на русских народных инструментах/ В.А. Аверин. – Красноярск, 2002.
14. Васильев, Ю. Рассказы о русских народных инструментах / Ю.Васильев, А. Широков. – М., 1976.
15. Вертков, К.А. Русские народные музыкальные инструменты / К.А. Вертков. – Л., 1975.