ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ИНСТРУМЕНТОВКИ
1.1 Использование особенностей тембров и технических характеристик инструментов русского народного оркестра при инструментовке
1.2 Специфика переложения симфонических партитур для оркестров и ансамблей народных инструментов
1.2.1 Принципы переложения симфонических партитур
1.2.2 Особенности переложения партии струнных смычковых инструментов
1.2.3 Переложение партий духовых инструментов
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕМБРОВЫХ, РЕГИСТРОВЫХ, ФУНКИОНАЛЬНЫХ СОЕДИНЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ СОБСТВЕННОЙ ИНСТРУМЕНТОВКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.ГЛУШАКОВА «РАПСОДИЯ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Один из наиболее популярных национальных оркестров – оркестр русских народных инструментов. Каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями. Исходя из этого, руководитель оркестра подбирает репертуар, который постоянно расширяется и обновляется за счет новых оригинальных произведений, переложений и обработок.
Кроме всего прочего, инструментовщик в своей работе учитывает специфику музыкальных инструментов. Поэтому важно в своих творческих исканиях передачи авторского замысла слушателям опираться на знания такой дисциплины как инструментоведение.
Курсовая работа основана на изучении основных принципов функциональных соединений, инструментальных тембров, регистров в оркестре.
Объектом курсовой работы является собственная инструментовка произведения В.Глушакова «Рапсодия» для состава оркестра русских народных инструментов.
Цель: выявить способы функциональных соединений, инструментальных тембров, регистров в оркестре.
Предмет: особенности партитуры В.Глушакова «Рапсодия» для состава оркестра русских народных инструментов.
Задачи:
1. Выявить выразительные особенности тембров, регистров оркестра русских народных инструментов.
2. Разобрать и проанализировать особенности практической инструментовки.
3. Проанализировать партитуру В.Глушакова «Рапсодия».
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ИНСТРУМЕНТОВКИ
1.1. Использование особенностей тембров и технических характеристик инструментов русского народного оркестра при инструментовке
Не секрет, что инструментовщикам, особенно начинающим, практическое изучение специфики инструментов оркестра доставляет определенные сложности. В частности, для написания удобных и качественных партий необходимость учитывать характеристики каждого инструмента. Поэтому рассмотрение особенностей звукоизвлечения, характеристики тембров звучания имеет первостепенное значение. Ниже представлен краткий обзор групп инструментов, задействованных в оркестре русских народных инструментов.
Деревянные духовые. В крайних регистрах исполнитель не может свободно реализовать всех художественных возможностей. В низком регистре нельзя достичь очень сильного звучания: в этом регистре присутствует глуховатость, некоторая рыхлость. В высоком регистре, наоборот, исполнитель не может достичь очень слабого звучания.
Флейта: самый яркий высокий, низкий относительно густой, но не сильный, немного шипячий, средний – очень прозрачный и нежный. Наиболее удобными являются тональности до 3 знаков, хотя в других флейта тоже очень техничная.
Кларнет: высокий регистр – яркий, резкий, низкий – сильный, насыщенный, средний – слабый, матовый. Такие же возможности, что и у флейты. Уступает в исполнении стаккато (не используется 2-3 удар языка). Наиболее удобные тональности для in А – диезные, для in В – бемольные.
Гобой: высокий регистр звучит слабо и резко, лучше употреблять средний и частично низкий. Уступает флейте по технике. Чаще ему
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕМБРОВЫХ, РЕГИСТРОВЫХ, ФУНКИОНАЛЬНЫХ СОЕДИНЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ СОБСТВЕННОЙ ИНСТРУМЕНТОВКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.ГЛУШАКОВА «РАПСОДИЯ»
В данной главе анализ партитуры начнем с рассмотрения «исходных данных».
Тональный план различный: начинается произведение в ля миноре, заканчивается в ля мажоре (основная – ля мажор). Связано это с тем, что «Рапсодия» состоит из нескольких частей. Эти части – разнохарактерные народные мотивы (песни, наигрыши, частушки).
Размер также меняется: встречается 3/4, 4/4, 4/4 на аля бреве.
Начинается произведение с сольной партии баяна (рисунок 1). Этим «ходом» автор указывает на «народность» сочинения. Хотя даже в самом названии обращение к народным истокам уже указано – рапсодия – это произведение импровизированного сочинения с народной тематикой (либо на народные темы).
Первая цифра – проведение темы русской плясовой «Семеновна» (рисунок 2). Данная тема является лейтмотивом всего сочинения. В «Рапсодии» звучат несколько тем, но именно к «Семеновне» «возвращается» в итоге развитие музыкальной ткани.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе проведен краткий анализ тембровых, регистровых, функциональных соединений в оркестре русских народных инструментов на примере партитуры «Рапсодии» В.Глушакова.
Выводы из проведенной работы:
1. Музыкальная ткань оркестровой партитуры делится на мелодию, мелодические подголоски, и гармоническое сопровождение (аккомпанемент), иные функции (бас, контрапункт).
2. Мелодию, звучащая у нескольких инструментов, необходимо выделять различными способами: динамикой, удвоением или утроением мелодии, регистровым положением (в низком или верхнем регистре).
3. Тембры оркестра русских народных инструментов сочетаются по устоявшимся законам симфонического оркестра: каждый голос должен органично вливаться в оркестровую ткань, обеспечивать стройность и уравновешивать музыкальную фактуру.
Кроме того, в работе были рассмотрены особенности и специфика звукоизвлечения некоторых инструментов из состава русского народного оркестра, некоторые особенности переложения произведений симфонического оркестра для состава русского народного.
Цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
1. Авксентьев, Е. Оркестр русских народных инструментов./ Е. Авксентьев – Москва, 1962. – 254 с.
2. Блок, Н.М. Оркестр русских народных инструментов / Н.М. Блок. М.:
3. Имханицкий, М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры / М.И. Имханицкий. – М., 1987.
4. Имханицкий, М.И. Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполнителей / М.И. Имханицкий // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики / Ред. – сост. А.В. Малиновская. – М., 1976.
5. Имханицкий, М.И. О сущности русских народных инструментов и закономерностях их эволюции / М.И. Имханицкий // Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах / Ред. – сост. М.И. Имханицкий. – М., 1987.
6. Тихомиров, Г Инструменты русского народного оркестра / Г.Тихомиров, – М.: Государственное муз.изд., 1962 – 119 с.
7. Кельдыш Ю.В. Музыкальная энциклопедия.- М., 1976. т.3. - 1012с.
8. Клебанов Д. - Искусство инструментовки. - Киев, 1972. - 314с.
9. Блюм Д. Краткий курс инструментоведения – М.: Музгиз, - 1947.
10. Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. / Е. Максимов – Москва, 1983. – 143с.
11. Скрепкова-Филатова М.С. Фактура в музыке – М.: Музыка, 1985. – 285с.
12. Поздняков, А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании. / А. Поздняков – Москва, 1975. – 236с.
13. Пересада, А. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов./ А. Пересада. – Москва, 1985. – 394с.
14. Пистон У. – Оркестровка – М.: «Советский композитор», 1990. – 465с.
15. Шахматов Н. Анализ оркестровой партитуры / Н. Шахматов. – Л., ЛДИК., 1967. – 89 с.
16. Яканюк, Н.П./ Кузминич М.Л. Инструментоведение и инструментовка для оркестров и ансамблей белорусских народных инструментов. – Мн.: БГУКИ, 2003. – 76 с.