ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
1.1 Особенности педагогической профессии и причины возникновения профессиональных деформаций личности учителя
1.2 Типы профессиональных деформаций личности учителя и педагогические условия их преодоления
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
2.1 Профилактика профессиональных деформаций личности учителя в период теоретического обучения
2.2 Возможности профилактики профессиональных деформаций учителя в период педагогической практики
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая курсовая работа посвящена проблеме профилактики профессиональных деформаций личности учителя.
Особую актуальность эта проблема приобретает в современных социально-экономических условиях, требующих активных профессионально мобильных людей, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них, умеющих согласовывать свои усилия с усилиями и стремлениями других людей.
Психологами установлено, что принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. Вместе с тем развитие личности в профессиональной деятельности происходит неоднозначно. С одной стороны, обеспечивается усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой стороны – изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. В результате человек и профессия создают внутренне напряженную развивающуюся систему, развитие которой может привести либо к прогрессу личности как субъекта деятельности, либо к ее регрессу. Негативные профессиональные изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, рассматриваются в психолого-педагогических исследованиях как профессиональные деформации.
Доказано [2], что наибольшее влияние деформация оказывает на личностные особенности представителей профессий системы «человек – человек» (чиновники, руководители, педагоги, психологи). Крайняя форма деформации личности в таких профессиях выражается в формальном, функциональном отношении к людям.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
1.1 Особенности педагогической профессии и причины возникновения профессиональных деформаций личности учителя
Обращение к толковому словарю С.И. Ожегова показывает, что деформация (от лат. deformatio) – это изменение формы чего-нибудь [7, с. 163]. Если связать это понятие с понятием профессии (от лат. professio – основной род занятий, трудовой деятельности [7, с. 626], то профессиональными деформациями можно назвать всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер.
В настоящее время в специальной научной литературе отсутствует единый подход для определения содержания термина «профессиональная деформация». Сложности раскрытия природы данного понятия связаны, в первую очередь, со сложностью структуры, а также с многообразием связей между формами проявления деформации в процессе профессиональной деятельности и их личностной сущностью.
Впервые этот термин был введен П. Сорокиным для обозначения негативного влияния профессиональной деятельности на человека [14].
Профессиональные деформации – по определению А. Р. Мусалаевой – это разрушение сформированных профессиональных качеств, нарушение уже усвоенных способов деятельности, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Также это изменения в структуре личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой, которые также возникают при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении [6].
Выводы по главе 1
1. Профессиональная деформация – это искажение процесса профессионализации, психологическая дезориентация личности, формирующаяся в связи с постоянным давлением внутренних и внешних факторов профессиональной деятельности и приводящая к становлению специфически-профессионального типа личности.
2. К профессиональным деформациям педагога относятся авторитарность, демонстративность, дидактичность, доминантность, информационную пассивность, консерватизм, педагогический догматизм, педагогическую индифферентность, педагогическую агрессию, поведенческий трансфер, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие.
ГЛАВА 2 ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
2.1 Профилактика профессиональных деформаций личности учителя в период теоретического обучения
Профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих от субъекта труда больших резервов самообладания и саморегуляции. Труд педагога по своему содержанию, функциональной нагрузке, характеру, условиям, формам и плотности общения признан наиболее напряженным в эмоциональном плане видом труда. Эмоциогенность заложена в самой природе учительского труда, ориентированного на результативный эффект его воспитательного действия/воздействия на незрелого, растущего человека и поэтому полагающего высокую ответственность в отношениях с ним. Спектр эмоций педагога весьма разнообразен: это и удовлетворение от удачно проведенного урока, и удовольствие от похвалы коллеги, и радость от успехов своих подопечных или коллег, и огорчение от сорванного урока, и сожаление из-за неподготовленности ученика к уроку, и гордость избранной профессией или разочарование в ней [16, с. 57].
Отсутствие ясных ориентиров в области образовательной политики усиливает психоэмоциональные нагрузки на педагогов, порождает психологический дискомфорт, провоцирует нравственную дезадаптацию педагогов. Все это инициирует негативные личностные изменения педагога [15, с. 57].
Выводы по главе 2
Во второй главе курсовой работы мы рассмотрели профилактические меры по предотвращению профессиональных деформаций личности учителя в период теоретического обучения, провели диагностику профессиональных деформаций среди учителей, проходящих педагогическую практику и разработали программу профилактики и коррекции профессионально-личностной деформации учителя.
На сновании проведенной работы мы можем сделать следующие выводы.
Профилактическая работа дает возможность существенно снизить проявления профессиональной деформации личности педагога.
Повышение степени удовлетворенности профессиональной деятельности и удовлетворенности собой способствует снижению риска формирования профессиональных деформаций начинающих педагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме, мы можем сделать следующие выводы.
1. Профессиональная деформация – это искажение процесса профессионализации, психологическая дезориентация личности, формирующаяся в связи с постоянным давлением внутренних и внешних факторов профессиональной деятельности и приводящая к становлению специфически-профессионального типа личности.
2. К профессиональным деформациям педагога относятся авторитарность, демонстративность, дидактичность, доминантность, информационную пассивность, консерватизм, педагогический догматизм, педагогическую индифферентность, педагогическую агрессию, поведенческий трансфер, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие
3. Педагогическими условиями преодоления профессиональных деформаций личности учителя являются рациональный подход к организации труда, повышение компетентности, прохождение тренингов личностного и профессионального роста, овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самоанализа, использование инновационных форм и технологий обучения.
1. Безносов, С.П. Профессиональные деформации личности / С.П. Безносов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – Спб., 2012 – № 3. – С. 167–171.
2. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
4. Керножицкая, И.Е. К проблеме деформирующего влияния профессиональной деятельности на личность учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lib.vsu.by/xmlui/bitstream/handle/123456789/7027/Керножицкая%20Инна%20Ефимовна.pdf?sequence=1&isAllowed=y. – Дата доступа:
5. Малярчук, Н.Н. Профилактика профдеформаций: учебное пособие / Н.Н. Малярчук. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2013. – 292 с.
6. Мусалаева, А.Р. Предотвращение возникновения профессиональных деформаций в организации / А.Р. Мусалаева // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». – 2011. – № 1. – С. 26–31.
7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
8. Панова, Н.В. Профессиональные деформации и пути их коррекции в личностно-профессиональном развитии педагога / Н.В. Панова // Вестник ЯГУ. – Якутск: ЯГУ, 2010. – № 2. – С. 113–120.
9. Погодина, Е.К. Социально-психологические деформации личности педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/5622/1/Погодина%20ЕК%20Социально-психологические%20деформации%20личности%20педагога.pdf.
10. Полякова, О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций / О.Б. Полякова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 1. – С. 55–62.
11. Психологический словарь / под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 499 с.
12. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общей ред. А.А. Бодалева. – М.: Когито-Центр, 2011. – 962 с.
13. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
14. Сорокин, П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / П.А. Сорокин. – М.: Наука, 1994. – 560 с.
15. Темиров, Т.В. Психическое выгорание как деструктивный механизм деятельности педагога / Т.В. Темиров // Мир психологии. – 2008. – № 4. – С. 54–64.
16. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального» сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопр. психологии. – 1994. – № 6. – С. 57–63.