Введение
Глава 1 Анализ литературных источников по теме исследования
1.1 Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
1.2 Специфика волейбола и требования к методике обучения детей школьного возраста
1.3 Средства и методы, применяемые в процессе обучения и тренировки по волейболу
Глава 2 Цель, задачи и методы организации исследования
2.1 Цели и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Последовательность изучения приемов игры и тактических действий с учетом возрастных особенностей школьников
3.2 Возрастные особенности детей 9 - 11 лет и их учет при обучении волейболу
3.3 Возрастные особенности старших школьников
3.4 Техническая и тактическая подготовка в волейболе учащихся разного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, когда подрастающее поколение детей и подростков склонны к гиподинамии, на фоне неуклонно снижающейся двигательной активности, особенно остро стоит проблематика мотивации занятий спортом, популяризации активного образа жизни. Игровые виды спорта, и в частности волейбол, являются наиболее яркими, подвижными, привлекательными для молодежи.
Популяризация волейбола как вида спорта начинается с обучения правильной технике игры в школьном возрасте. Поэтому, урок физической культуры по волейболу должен мотивировать на занятия спортом, изучение техники, развитие физических возможностей. Это относится к специфике вида спорта.
Обращая внимание на воздействие волейбола на физические качества растущего организма, необходимо обращать внимание на возрастные особенности. Волейбол способствует развитию ловкости, координации движений, гибкости суставов, прыгучести, силовой подготовки. Длительность игры на занятии не несет существенной нагрузки на сердечно-сосудистую систему, а в тренировочном процессе и самостоятельном проведении досуга или внеклассных мероприятиях выносливость и способность вынести кардионагрузки. Это должно учитываться, на протяжении всего обучения в разных классах, поскольку различные физиологические особенности возраста, а также гендерные отличия позволяют интенсифицировать в различные возрастные периоды разные физические качества. Также возрастные особенности накладывают отпечаток на граничную нагрузку, которую даже в пределах одной возрастной группы рекомендуется дифференцировать.
Занятия волейболом на уроках физической культуры несут также и воспитательную функцию, которую тоже стоит соотносить с возрастными особенностями организма. Волейбол – командная игра, это позволяет участникам команд при правильно построенном взаимодействии, координации усилий получать лучший результат. Таким образом, воспитывается чувство коллектива, умения взаимодействовать в команде, совместной ответственности за результат. При этом волейбол – это соревнование и противодействие, потому противостояние на спортивном поле не должно разъединят ученический коллектив.
Включение занятий волейболом в учебную программу предмета физической культуры несет в себе не только цель обучения игре в волейбол, но и всестороннее развитие детского организма, согласно возрастным особенностям. Поэтому, при разработке занятия необходимо обратить внимание на общую теорию и методику физической культуры в трудах В.Л. Волкова,В.И. Лях, Л.П. Матвеева, но и разработки С.С. Ермакова,В.П. Бизина, И. Г. Максименко по применению новых методов наглядного и практического обучения, применение проектного метода на стадии организации вводных уроков, методов стимуляции и повышения интересов учащихся к занятиям физической культурой и спортом и здоровому образу жизни в целом.
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по обучению правилам и технике игры в волейбол школьников различных возрастных категорий на занятиях по физической культуре.
Задачи, определенные для реализации цели:
- проанализировать особенности возрастного развития физических качеств учащихся в средней школе;
- изучить и систематизировать методологические основы обучения волейболу на занятиях физической культурой;
- разработать рекомендации по повышению эффективности обучению правилам и технике игры в волейбол на основании изучения возрастных особенностей школьников.
Объектом исследования является – методика обучения волейболу на уроках физической культуры.
Предметом исследования является методика обучения правилам и технике игры в волейбол на основании изучения возрастных особенностей на занятиях по физической культуре.
В ходе выполнения исследования применялись следующие методы: всеобщие методы научного познания (абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, классификация); метод научного наблюдения; метод изучения научных источников; системный метод.
Данная курсовая работа состоит из введения; трех разделов; заключения, списка использованных источников, 6 приложений. Работа выполнена на 36 страницах. Библиографический список содержит 25 источника.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
Уровень развития двигательных качеств у школьников в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования.
Анализ научно-методической литературы многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся [4, с.57].
Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др.
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цели и задачи исследования
В настоящее время перед тренерами по волейболу стоит задача формирования резерва, источником и основной базой для отбора являются школьники, основные показатели физической подготовки и навыки игровой техники волейбола получают на занятиях физической культурой.
При подготовке спортсмена волейболиста или изучении волейбола в рамках занятий физической культурой в школе стоит выделить структуру физической подготовки, состоящую из таких качеств, как быстрота, прыгучесть, сила, ловкость, гибкость и выносливость.
Согласно анализу теоретических источников приведенных в первой главе все эти качества развиваются у школьников довольно неравномерно. Существуют периоды развития, в которых то или иное качество развивается наиболее эргономично, без больших затрат организма. Так же на основании изучения возрастных особенностей школьников можно выделить периоды, в которых необходимо относится с большой осторожностью к перегрузке или предельным нагрузка тех или иных систем организма.
Таким образом, актуальность изучения технической и тактической подготовки юных волейболистов в симбиозе с возрастными особенностями организма является особенно актуальной.
На неприходящий характер актуальности влияет и то, что физиологические характеристики современных школьников меняются, показатели физической активности падают, с чем связывают дифференцированный подход к организации занятий физической культурой у школьников на уроках физической культуры.
Несмотря на различные физические показатели, на уроках физкультуры выставляются оценки не только на основе достигнутого конечного результата, но и с учетом работы во время изучения дисциплины.
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Последовательность изучения приемов игры и тактических действий с учетом возрастных особенностей школьников
Последовательность изучения программного материала имеет важное значение для правильного построения учебного процесса. Ее следует рассматривать в трех аспектах:
- локальном — применительно к способам отдельного приема или действия;
- региональном — применительно ко всем способам и видам отдельно в технической и тактической подготовке;
- общем — для всей технико-тактической подготовки в динамике учебно-тренировочного процесса.
Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий волейболистов.
Совершенное овладение техникой игры — одна из центральных задач обучения школьников. Первое условие успешного обучения — развитие специальных физических качеств. Непосредственное же овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений. Они делают сложную технику доступной для начинающих, не искажая при этом ее сущности.
На последующих этапах обучения подводящие упражнения используются для исправления ошибок, а также совершенствования отдельных частей технических приемов.
В целом процесс обучения технике строится в такой последовательности:
1. Развитие специальных физических качеств, а также органов и систем организма учащихся, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого технического приема (общеразвивающие и подготовительные упражнения).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о реализации его цели и сформулированных выводах:
1. Использование подвижных игр на занятиях по физической культуре, позволяет значительно активизировать деятельность обучающихся. Школьники активно участвуют в играх. Однако, при использовании игрового метода на занятии требуется большая подготовительная работа учителя. Следует учитывать особенности игрового метода и его применения, связанные с тем, что в игровом противоборстве сложно проводить корректировку деятельности. Поэтому, игры применяются при детальном описании условий игры и критериев оценки; на основе разученной техники; с увеличением игрового времени по мере роста мастерства. Также игра оказывает воздействие не только на физические характеристики, такие как сила, ловкость, выносливость, быстрота и гибкость, а и на внимание, координацию, логическое и тактическое мышление. Педагогические аспекты применения игр для формирования коллектива должны учитываться при организации игры, формировании команд. Командные игры способствуют развитию навыков коллективной работы, взаимодействия с партнером, индивидуального вклада в командный результат. После проведения игры должен быть организован момент рефлексии, оценки результатов, реализации тактических и технических приемов.
2. Волейбол игровой вид спорта, который характеризуется командным противоборством сторон; высокой скоростью изменения положения игроков и расстановки сил на площадке, требующий от команды высокого уровня тактико-технических умений при реализации стратегического плана игры под воздействием сопротивления соперников. На основании перечисленных особенностей волейбола, как игры, можно сформулировать отличительные качества спортсмена волейболиста, которые должны у него формироваться на протяжении всего времени подготовки.Технические приемы, отработанные до высокого игрового уровня; арсенал тактических способов взаимодействия, как между игроками, так и по отношению с соперниками; высокая скорость реакции и быстрота принятия решения по применению технических и тактических приемов; развитие таких физических качеств как прыгучесть, точность и координированность в применении силы, выносливость, быстрота сложных реакций, зрительная ориентировка. Все эти качества и навыки определяют в конечном итоге степень мастерства в овладении умением игры в волейбол, которое целесообразно начинать со среднего школьного возраста.
3. Для организации эффективного обучения учителю необходимо выбрать методы и средства обучения соответствующие цели и задачам занятия, уровню подготовки учащихся. Средства обучения волейболу, как и в других видах спорта можно разделить на основные и подготовительные. Подготовительные наиболее широко применяются на начальном этапе обучения, а на занятиях по физической культуре постоянно, только со смещением акцента подготовки в нужном для обучения направлении. Подготовительные упражнения можно разделить на общеразвивающие и подводящие. Основным методом является непосредственно игра, однако, игровой метод применяется с постепенным нарастанием игрового времени и обязательным разбором игры для увеличения педагогического эффекта. Также средства и методы подбираются в зависимости от этапа обучения. На первом этапе проходит ознакомление с правилами и условиями игры и ведущими обучающими методами становятся пояснение и демонстрация, которые могут быть организованы с использованием всех современных средств визуализации. На втором этапе разучивания простого действия используется метод упражнений, повторения, пояснения, корректировки. На третьем этапе изучение действия в усложненных условиях проводится с применением методов повторного, сопряженного и игрового методов. В заключительном, четвертом этапе ведущими средствами для закрепления навыков в игре являются игровые и соревновательные методы. Таким образом, учитель должен обладать большой палитрой методических приемов, чтобы организовать эффективную работу на занятии.
4. Подготовку учеников в технико-тактическом аспекте необходимо начинать с обучения техническим приемам, которые, в свою очередь, строятся на обучении двигательным действиям и общей физической подготовки. Техническая подготовка делится на этапы, по мере усвоения которых повышается сложность координации и многовариантность одного вида действия (ударов, подач, атак). На этапе, когда техника уже поставлена, необходимо перенести внимание на тактическую подготовку. Тактическая подготовка усложняется по мере повышения уровня взаимодействия игроков в команде, сыгранности. Наряду с техническими задачами на игру или ее участок ставятся тактические задачи, анализируется и технические и тактические успехи команды и каждого игрока в частности. Такая этапность, объединенная с возрастными особенностями обучающихся приводит к возрастной периодизации подготовки волейболистов, которая реализуется в программе обучения волейболу в школе и спортивных секциях.
5. Обучение волейболу не следует начинать ранее 9 лет, поскольку учащийся ни по физическим, ни по психологическим особенностям не подготовлен к такой деятельности. Однако, это не мешает общей физической подготовки в направлении формирования необходимых физических качеств, разучивания элементов техники и двигательных действий. С 9 лет можно констатировать наиболее благоприятный период для наращивания мышечной массы (по сравнению с предыдущим периодом), увеличению выносливости (следует обращать внимание на степень нагрузки), гибкость (недостаточное окостенение скелета и крепость суставов должна компенсироваться упражнениями без осевой нагрузки и с более легким мячом). При учете всех возрастных особенностей средний школьный возраст является наиболее перспективным для начала обучения волейболу. В данный период основной упор делается на техническую подготовку.
6. Говоря о спортивной подготовке волейболистов в условиях школы, необходимо отметить, что это многолетний процесс. Он строится с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста и их возможностей на каждом возрастном этапе. Продолжительность многолетней подготовки резервов находится в пределах границ: верхняя — период включения в составы команд высших разрядов и нижняя — предельный возраст, позволяющий успешно решать задачи специализированной спортивной подготовки (правильное овладение спортивной техникой прежде всего).
1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы / А.А. Андреев. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2012. - 264 с
2. Ахмедзянов, М.Н. Физическое воспитание учащихся в деятельности начинающего педагога: Учебное пособие / М.Н. Ахмедзянов. – Челябинск: Чел. ГУ, 2007. – 98 с
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. Учеб. Пособие / Ю.К. Бабанский, В.А.Сластенин. - М., 1988. – 271 с
4. Бадаев, Л.А. Активные формы обучения волейболу/ Л.А. Бадаев. - М., 2006. – 194 с
5. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебное пособие для вузов / И.С. Барчуков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 173 с
6. Беляев, А.В. Волейбол: учебник для вузов / А.В. Беляев, М.В. Савин. – М.: Спорт Академ Пресс, 2002. – 321 с
7. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Бордовская Н.В., Реан А.А. – СПб.: Питер, 2010. – 207 с
8. Виера, Б. Волейбол: шаги к успеху / Б. Виера, Л. Барбара. – М.: АСТ. Астрель, 2004. – 291 с
9. Выготский, Л.С. Педагогика. Учебник для вузов / Л.С. Выготский. - СПб: Издательство " Питер",2000. - 304 с
10. Грехнев, B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя / В.С. Грехнев. - М., 2010. – 194 с
11. Гримоть, А.Л. Педагогический профессионализм/ А.Л. Гримоть, П.П. Шоцкий. - Мн., 2006. – 329 с
12. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / АН. Джуринский. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с
13. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса / В.К. Дьяченко. - М., 2009. – 163 с
14. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С.Б. Елканов. - М., 2009. – 194 с
15. Железняк, Ю.Д. Волейбол. У истоков мастерства / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский. – М.: Гранд, 1998. – 132 с
16. Железняк, Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обуче-нию игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чанин. – М.: Терра-Спорт; Олимпия Пресс, 2005. – 182 с
17. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенство / Ю.Д. Железняк. – М.: Академия, 2012. – 127 с
18. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003. – 197 с
19. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 206 с
20. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Зязюна. - М., 1989. –264 с
21. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие/ под.ред. М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с
22. Педагогика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с
23. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с
24. Сидоров, А.А. Педагогика: Учебник для студентов / А.А. Сидоров, М.В. Прохоров, Б.Д. Синюхин. – М.: Терра-Спорт, 2010. – 311 с
25. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник / Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2001. – 219 с