Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гипертекстовой художественной прозы
1.1. Сущность понятия художественная литература
1.2. Гипертекст как способ организации художественной литературы
1.3. Особенности гипертекстовой прозы
Выводы по главе 1
Глава 2. Практическое изучение гипертекстовой художественной прозы
2.1. Традиционные и виртуальные жанры гипертекстовой прозы
2.2. Практический анализ гипертекстовых прозаических произведений
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Некоторые современные теоретики гипертекста усматривают его элементы во всей истории литературы, начиная с Библии, Боккаччо, Я.Потоцкого, Л.Кэролла и заканчивая Х.Л.Борхесом, У.Эко и современными создателями книжных (несетевых) гиперроманов-гипертекстов Итало Кальвино, Милорадом Павичем и др.
Гипертекст как новая информационная парадигма может рассматриваться как способ коммуникации в обществе, ориентированном на множественные одновременные потоки разнотипной информации, которые не могут быть целиком восприняты и усвоены субъектом. Усвоение всей суммы знаний становится невозможным, а жёсткое структурирование такого знания труднодостижимо. Знание организуется в гипертекст, в сеть относительно свободных сообщений, которые могут объединяться и распадаться в процессе производства и потребления знания. Развитие гипертекста как способа ассоциативного представления информации произвело революцию в восприятии действительности. На основе гипертекста построен Интернет, ставший неотъемлемой частью информационного общества.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что гипертекст, развиваясь в тесной взаимосвязи с потребностями общества, сумел затронуть глубинные потребности человеческого общения.
На данный момент можно с уверенностью утверждать, что гипертекстовые исследования выделились в отдельную область в рамках современной науки о языке.
Свидетельством тому является большое количество фундаментальных работ в области лингвистики гипертекста, в ходе которых были определены лингвистические и композиционные особенности гипертекста (С. А. Стройков, Н. Ф. Ковалёва, Е. С. Клочкова), выявлены его структурные единицы, разработана его типология (Т. И. Рязанцева, А. С. Махов) и теоретико-методологическая база гипертекстовых исследований (О. В. Дедова).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГИПЕРТЕКСТОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ
1.1 Сущность понятия художественная литература
Литература в историческом разрезе своего существования представляет собою единство устной и письменной форм. В период своего зарождения художественное слово бытовало лишь в устном виде и принадлежало к исполнительским искусствам. С развитием письменности исполнительские формы словесности продолжили существование в устном народном творчестве – фольклоре, а важные очертания и приметы литературного творчества приобрели неисполнительский характер [10, с. 22].
Литература является частью исторического процесса освоения действительности, однако это освоение часто связано и с сознательным обособлением автора от злободневных проблем, попыткой изобразить общие закономерности феномена человека. И в этом случае иллюзия присутствия в произведении узнаваемого читателем мира не только не нарушится, но и будет убедительна.
Многообразны определения литературного творчества: создание новых, общественно значимых художественных ценностей, самодельная игра человеческих сил и способностей, приводящая к возникновению новых завершенных систем или гипотетических проектов. Творчество есть преобразование природной и кроме того социальной действительности, создание новой реальности в соответствии с субъективными представлениями писателя о закономерностях мира, который изменяется и пересоздается. Это и мистическая способность человека извлекать феноменальное из эмпирики действительности, с помощью самых провокационных методик постигать случайные свойства человека и общие закономерности жизни.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГИПЕРТЕКСТОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ
2.1 Традиционные и виртуальные жанры гипертекстовой прозы
Современные средства массовой информации вносят свои изменения в традиционные жанровые формы, диктуя свои правила построения дискурса, в том числе и художественного. В последнее десятилетие благодаря развитию сети Интернет произошло резкое увеличение информационного поля, с одной стороны, а с другой стороны, изменились формы подачи этой информации. Это не могло не отразиться на исследованиях гипертекста. Так, например, исследователь Г.Рябов, также занимающийся литературным гипертекстом, ввел понятие сетературы, которая, по его мнению, представляет кроме того собой основанный на использовании письменности вид творчества, конечный продукт которого (произведение) может размещаться на разнесенных в пространстве узлах компьютерной сети, видоизменяться (редактироваться) во времени и быть доступным многим потребителям из разных мест одновременно [18].
Представляется целесообразным разграничить понятия книжного, или лингвистического, гипертекста и электронного гипертекста. Электронный гипертекст О.В. Дедова понимает, как «модель организации электронного текста, характеризующаяся специфической структурированностью и разветвленной системой программно поддерживаемых внутритекстовых и межтекстовых переходов, предполагающая возможности читательского интерактивного воздействия на последовательность воспроизведения композиционных единиц» [7, с. 13].
Книжный гипертекст, по мнению С.С. Панфиловой, представляет собой нелинейную структуру, где информация публикуемого художественного текста по разным каналам коррелирует с информацией вторичных нехудожественных текстов, окружающих базовый художественный текст в границах отдельного издания [14, с. 7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме и рассмотрев гипертекстовое прозаическое произведение можно сделать следующие выводы.
Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового или наряду с ним, с другой стороны – с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др.
Гипертекст – это текст, устроенный таким образом, что, превращаясь в иерархическую систему, он одновременно продолжает существовать как многомерное, равноправное относительно всех включенных в него субъектов семиотическое пространство. Он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя их единство и множество.
Гипертекст предстает как сложное явление современной человеческой коммуникации, являющееся объектом изучения различных наук – социологии, информатики и, конечно, лингвистики. В современной литературе существует множество типологий гипертекстов, варьируемых в зависимости от подхода к самому понятию.
Гипертексты как явление существовали задолго до начала эпохи Интернета. Типичным гипертекстом является совокупность текстов Священного Писания. Их можно читать не только линейно, но и нелинейно, следуя эксплицитно указанному во многих изданиях книг Ветхого и Нового Завета порядку ассоциативных ссылок и параллельных мест, т.е. гипертекстуально.
Гипертекст, рассматривается как средство преодоления коммуникативных сбоев, возникающих на различных уровнях речевого произведения. Он способствует сближению картин мира продуцента и реципиента, устраняя множественность интерпретаций.
1. Андреев, А.А. CETERAтура как её NET: от эстетики Хэйана до клеточного автомата и обратно [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.netslova.ru/andreev/setnet/.
2. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. – М., 2007. – 198 с.
3. Бернштейн, Н.А. Физиология движения и активности / Н.А. Бернштейн. – М., 1990. – 326 с.
4. Визель, М. Гипертексты по ту и эту стороны экрана / М. Визель // Иностр. лит. – 1999. – № 10. –103 с.
5. Визель, М. Поздние романы Итало Кальвино как образцы гипертекста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.netslova.ru/viesel/viesel.htm.
6. Голсуорси, Д. Современная комедия. Белая обезьяна (на англ. яз.) / Д. Голсуорси; коммент. I.R. Gerbatch. – Москва: Изд-во лит. на иностр. яз., 1956. – 328 с. – на англ. яз.
7. Дедова, О.В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма / О.В. Дедова // Вестник Московского университета. – Москва, 2001. – № 4. – С. 22–36.
8. Дедова, О.В. Лингвосемиотический анализ электронного гипертекста (на материале русскоязычного Интернета): автореф. дис.… д-ра филол. наук / О.В. Дедова. – Москва, 2006. – 52 с.
9. Карымова, М.Г. Гипертекст и сетература в контексте культуры постмодернизма / М.Г. Карымова // Постмодернизм: pro et contra: Материалы Международной конференции кроме того «Постмодернизм и судьбы художественной словесности на рубеже тысячелетий». – Тюмень: Вектор-Бук, 2002. – С. 63– 68.,
10. Крошнева, М.Е. Теория литературы: учебное пособие / М. Е. Крошнева. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 103 с.
11. Кузнецов, М. Текст, гипертекст и интерактивное телевидение / М. Кузнецов // Декорат. искусство (Диалог истории и культуры). – М., 1996. – № 1. – 42 с.
12. Купер, И.Р. Гипертекст как способ коммуникации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00kuper.htmlhttp://jour.isras.ru/index.php/socjour/article/view/627.
13. Лутовинова, О.В. Гипертекст: понятие, основные характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу / О.В. Лутовинова // Известия ВГПУ. – 2009. – № 5. – С. 5–7.
14. Малкандуев, Х.Х. Введение в литературоведение: пособие для самостоятельной работы студентов / Х.Х. Малкандуев. – Нальчик, 2013. – 99 с.
15. Орехов, С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности / С.И. Орехов // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та. – 2006. – № 1. – 92 с.
16. Панфилова, С.С. Смысловая структура англоязычного художественного текста в аспекте гипертекстуальности: автореф. дис.… канд. филол. наук / С.С. Панфилова. – Москва, 2009. – 21 с.
17. Першиков, В.И. Толковый словарь по информатике / В. И. Першиков, В. М. Савинков. – М., 1995. – 203 с.
18. Потапова, Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика / Р.К. Потапова. – М., 2004. – 364 с.
19. Предмет и специфика художественной литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.net/17029/literatura/predmet_spetsifika_hudozhestvennoy_literatury.
20. Руднев, В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. / В.П. Руднев. – Москва: аГраф, 2003. – 599 с.
21. Рябов, Г. Сете- или -тура? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.netslova.ru/ryabov/setetura.html.
22. Саенко, А.Н. Особенности гипертекста как предмет лингвистического анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/74071/59-Sayenko.pdf?sequence=1.
23. Субботин, М.М. Теория и практика нелинейного письма / М.М. Субботин // Вопросы философии. – 1993. – № 3. – С. 36–45.
24. Субботин, М.М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации / М.М. Суботин // Итоги науки и техники. Сер. Информатика. – Т. 18. – М., 1998. – 305 с.
25. Чилингер, Е.Ю. Гипертекст в литературе, журналистике и пиаре: социокультурный аспект [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosnou.ru/pub/01Alexandra/Newsmakers/gtiiya/Chilingir_E_Yu.pdf.
26. Эпштейн, В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.read.in.ua/book224368/.
27. Bernstein, M. Hypertext with Characters. Conversations with Friends [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eastgate.com/hypertext/characters/IWHD.html.
28. Crystal, D. Language and the Internet / D.Crystal. – Cambridge, 2006. – 304 p.
29. Landow, G.P. кроме того Hypertext / Text / Theory / G.P. Landow. – Baltimore, 1992. – 107 p.