ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристики детского музыкального творчества
1.2 Особенности детского песенного творчества
1.3 Творческие проявления в основных видах музыкальной деятельности дошкольников
1.4 Методика формирования песенного творчества
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Анализ опыта работы музыкального руководителя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте художественная деятельность имеет огромное значения в развитии личности ребенка. Как считала Н.А.Ветлугина «Дети поют, читают стихи, танцуют, то есть исполняют произведения. Они импровизируют попевки, танцы, воплощая свои замыслы в рисунках, лепке. В этом и заключается творческие проявления. Дошкольники с увлечением слушают музыку, сказки, стихи, рассматривают картины, то есть они проявляют большой интерес к восприятию искусства».
Исследователи доказали, что во всех видах музыкальной деятельности – пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах – дошкольники могут придумывать свои неповторимые импровизации.
В работах Л.С.Выготского, Б.М.Теплова Н.А.Ветлугиной, прослеживается, что художественная деятельность в дошкольном возрасте не может быть полноценной, если ее становление ограничивается формированием художественного восприятия и исполнения. Для художественного развития дошкольника, по мнению Теплова, очень полезно вовлекать его не только в «воспринимающую», но и в творческую деятельность, и это «вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям».
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что пение в реальное время рассматривается как один из самых сложных и в то же время менее изученных и методически созданных разделов музыкальной работы с детьми дошкольного возраста. В программе дошкольного образования, образовательная область «Музыка» относится к одному из четырёх главных направлений – художественно-эстетическому.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ
1.1. Характеристики детского музыкального творчества
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных элементах эстетического воспитания — играет особенную роль во всестороннем развитии дошкольника, которая ориентируется специфичностью музыки как вида искусства, с одной стороны, и специфичностью детско-го возраста — с иной стороны [3, с. 201].
Музыка развивает ребенка интеллектуально, оказывает воздействие на процесс физического развития ребенка, отображает почти все процессы, которые обогащают представления ребят об обществе, о природе, о быте и традициях [1, с. 57].
Детское творчество содержит ряд особенностей, которые нужно принимать во внимание, развивая творческие способности детей. Оно как правило не содержит большой художественной значимости для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его чувственность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся всевозможные темы [5, с. 71].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Анализ опыта работы музыкального руководителя
В данной работе представлен опыт работа музыкального руководителя Х.В. в государственном учреждении образования «Дошкольный центр развития ребенка № 2 г. Могилева» по теме «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста» период с 2016 (со второй младшей группы) по 2018 год (до старшей группы). На протяжении этого периода от-слеживалось развитие вокальных навыков дошкольников, нарастание обу-чающих приёмов в формировании детского вокального исполнительства.
Базой для выбора направленности работы: «Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста» послужили итоги диагностики развития вокальных способностей навыков по методике О.П.Радыновой в начале 2009 – 2010 учебного года, где было выявлено, собственно что 64% ребят 3-4 лет имеют невысокий уровень развития певческих способностей: основная масса пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не своевременно, зачастую замедляли темп.
Целью ее работы стало овладение дошкольниками вокальными навыками.
Делая упор на современные методики и советы известных педагогов, была выстроена личная система формирования вокальных навыков детей дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню певческих возможностей дошкольника вокальные упражнения О. Кацер, Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, А.Битус, М. Картушиной, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на становление напевности Д.Огороднова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыка играет одну из важнейших ролей в воспитании дошкольника. С рождения человек слышит различные музыкальные произведения, музыкальные звуки и так далее. Первоначальное музыкальное воспитание дети начинают получать уже в дошкольном учреждении, далее в школе. Музыкальное образование развивает личность дошкольника на начальных этапах его становления. Современные учеными было доказано, что становление музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры. Отсутствие полноценных музыкальных ярких воспоминаний в детстве с трудом восполняемо в дальнейшей жизни.
Приобщение к музыкальному искусству в дошкольном учреждении осуществляется музыкальными руководителями и педагогами на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и досугах, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки.
Содержанием музыкального воспитания детей дошкольного возраста считается приобщение его к различным видам музыкальной деятельности, формирование интереса и внимания к музыке.
1. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей / М.Н. Баринова – Л:1961. - 60 с.
2. Бекина, С.И. Музыка и движение / С.И. Бекина - М.:Просвещение, 1984. - 146 с.
3. Ветлугина, Н.А. «Дошкольное воспитание» Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Про-свещение, 1989. – 270 с. -
4. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина – М.: Про-вещение, 1990. – 116 с.
5. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2 [Текст] / ред. - сост. В.И.Руденко – М.: 1980. – 78 с.
6. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер – М.:1993. – 193 с.
7. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов [Текст] / под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983. – 336 с.
8. Кобалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б Кабалевская – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
9. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982. – 263 с.
10. Метлов, Н.А. Музыка – детям / Н.А. Метлов – М.:Просвещение, 1985. – 144 с.
11. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский – М.: Просвещение, 1972. – 384 с.
12. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 184 с.
13. Радынова, О.П., Катинене, А.И., Полавандишвили, М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение: Владос, 1994. – 224 с.
14. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов – М., Л., 1977. – 334 с.
15. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтае-ва. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 336 с.