ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Обзор литературы и степень научной разработанности темы исследования
1.2. Основные понятия и виды музыкально-творческой деятельности детей младшего школьного возраста
1.3. Специфика работы по формированию и развитию музыкально-творческих способностей младших школьников
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГУО «МОЛОДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. История создания и специфика деятельности ГУО «Молодовская детская школа искусств»
2.2. Организация и мониторинг эффективности работы с детьми младшего школьного возраста в ГУО «Молодовская детская школа искусств»
2.3. Разработка авторского социокультурного проекта для детей на базе ГУО «Молодовская детская школа искусств» детский ансамбль баянистов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С давних времен принято считать, что музыка способствует духовному совершенствованию человека, является языком духовного общения, которым необходимо изначально овладеть. Этот процесс активизируется в творческой деятельности в учреждениях общего среднего образования, а также в большей мере в учреждениях дополнительного образования.
Учреждения дополнительного образования способствуют музыкально-творческому развитию детей. Данные учреждения, а именно: музыкальные школы, детские школы искусств, сориентированы на формирование потребности в музыкальном восприятии, формирование необходимых знаний, умений и навыков, воспитание интереса к музыкальному искусству.
Основной целью учреждений дополнительного образования является эстетическое и художественное развитие ребенка, который в процессе обучения овладевает необходимыми знаниями и навыками, выбранного им направления обучения.
Дети младшего школьного возраста представляют собой особую социальную группу, наиболее способную для осознания активной музыкально-творческой деятельности. В сфере учреждений дополнительного образования дети более открыты для влияния и воздействия, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на формирование их мировоззрения, нравственного облика и эстетического вкуса.
Музыкальные школы, детские школы искусств формируют у детей активную, сознательную и созидательную позицию по отношению к окружающему миру, а также является средством удовлетворения многообразных детских потребностей (общение и др.).
Актуальность данной работы усиливается в связи с тем, что сегодня в дополнительных учреждениях образования важно уметь организовать для детей такую культурно-досуговую среду, которая станет для них естественной частью их жизни и, в то же время, позволит им более полно удовлетворить имеющиеся потребности и реализовать заложенные природой таланты.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Обзор литературы и степень научной разработанности темы исследования
Проблема организации музыкальной деятельности детей во все времена имела важное социокультурное значение, поскольку она самым непосредственным образом определяет направленность личности. Реализация поставленной задачи возможна посредством методически грамотной организации обучения в учреждениях дополнительного образования.
Степень научной разработанности проблемы организации музыкально-творческой деятельности детей значительна. Это связано с тем, что эта комплексная и многоаспектная научная проблема рассматривалась разными зарубежными и отечественными авторами с позиций различных гуманитарных наук.
Так, отдельные аспекты развития детей, в том числе и в сфере музыкальной деятельности, рассматривали философы и педагоги прошлого (Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и др.).
Среди крупных исследователей XIX - начала XX века, предпринявших попытку систематизировать вопросы развития творческих способностей, следует назвать О.А. Апраксину, А.И. Бурова, Н.А. Ветлугину, Л.С. Выготского, Н.Л. Леонтьева, Б.Т. Лихачёва, Б.М. Теплова, А.А. Гриневича.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГУО «МОЛОДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. История создания и специфика деятельности ГУО «Молодовская детская школа искусств»
ГУО «Молодовская детская школа искусств является культурным центром детского художественного творчества аг. Молодово, Ивановского района, Брестской области. Была открыта по решению Ивановского райисполкома
Первоначальное обучение проводилось на следующих музыкальных инструментах: фортепиано, баян. В дальнейшем ряды музыкальных инструментов пополнились классом домры и гитары. На протяжении всех следующих лет школа активно принимала участие в различных конкурсах, фестивалях, занимала призовые места [11].
На сегодняшний день педагогическим коллективом школы проводится значительная работа по приобщению детей к музыкальному искусству, воспитанию пропагандистов эстетических знаний, подготовке одаренных детей к обучению в музыкальных и культурно-просветительских учебных заведениях.
Основными задачами и направлениями деятельности данного учреждения являются:
- участие в городских, областных, республиканских, международных конкурсах, фестивалях, выставках;
- повышение качества подготовки учащихся, профессионального исполнительского мастерства;
- поиск путей и способов активизации учебного процесса;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы нами были сделаны следующие выводы:
1. Музыкально-творческая деятельность – это сфера жизнедеятельности, открывающая возможности для формирования внутреннего мира ребенка, повышения его культурного уровня и всестороннего развития. Данная деятельность школьников осуществляется во временном отрезке, свободном от занятий, и рассматривается как одна из сфер вовлечения в мир культуры.
Основными видами музыкально-творческой деятельности являются: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они взаимосвязаны, а также взаимодействуют между собой. Каждый из них является средством различной музыкальной способности.
2. Особенностью специфики работы по формированию и развитию музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста является, организация различных форм музыкально-творческой деятельности – это: музыкальные занятия (уроки); кружки, студии, клубы, детские коллективы художественного творчества; музыкальные конкурсы, фестивали; конкурсные игровые программы; тематические программы (недели музыки и пр.); музыкальные викторины; театрализованные представления; музыкально-развлекательные мероприятия (дискотеки); мастер-классы для детей.
Главную роль в подборе наиболее правильной и эффективной формы работы играет деятельность педагога, который творчески относится к преподнесению необходимого материала своим учащимся.
Музыкально-творческая деятельность с детьми – это совместная развивающая деятельность детей и их педагогов, как правило, протекающая в свободное время в условиях учреждения дополнительного образования.
1. Агеева, С.А. Развитие гармонического слуха у младших школьников: Метод. пособие / С.А. Агеева. – Могилев: МГУ, 2003. – 60 с.
2. Ансамбль как форма художественной деятельности: информ. педагог. журн. «Наука. Искусство. Культура». / под редакцией А.В. Гладких, О.В. Гладких. – Харьков: Харьковская государственная академия культуры, 2016. № 1 (9).
3. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. – М.: Педагогический поиск, 2009. – 144 с.
4. Гайдамович Т. А. Инструментальные ансамбли / Т.А. Гайдамович. – М.: Музгиз, 1963 – 56 с.
5. Дьяченко, И.Ю. Теория и методика музыкального воспитания: учебное пособие / И.Ю. Дьяченко. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 92 с.
6. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
7. Зимина, А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-творческом развитии детей 4-8 лет / А.Н. Зимина. – М.: Владос, 2001. – 96 с.
8. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для вузов / А.Н. Зимина. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2000. – 304 с.
9. Ивановский районный исполнительный. Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Ивановского райисполкома [Электронный ресурс] / БОКУП "Центр внедрения научно - технических разработок. – Иваново, 2009. – Режим доступа: http://ivanovo.brest-region.gov.by/ - Дата доступа: 12.03.2018.
10. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. – 334с.
11. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
12. Мясоедова, Н.С. Музыкальные способности и педагогика: Пособие для начинающих педагогов-музыкантов / Н.С. Мясоедова. – М.: «Преет», 1997. – 80 с.
13. Панов, В.И. Одарённые дети: выявление – обучение – развитие \ В. И. Панов. – М.: «Педагогика». 2001. – 43 с.
14. Пономарёв, Я.А. Психологический механизм творчества // Человек в системе наук / Я.А. Пономарёв. – М.: «Наука», 1989. – 492 с.
15. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
16. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание детей: деятельность педагогического коллектива / О.П. Радынова // Дошкольное воспитание / –1994. – №11. – С.50.
17. Савенков, А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства / А.И. Савенков. – М.: «Педагогическое общество России», 1999. – 220 с.
18. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова; НИИ дошк. воспитания АПН СССР – М.: «Педагогика», 1988. – 173 с.
19. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов; ред.-сост. Н.С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. – М.: «Наука», 2003. – 384 с.
20. Художественное творчество ребёнка / под ред. Н.А. Ветлугиной. –М.: «Педагогика», 1972. – 288 с.
21. Хуторский, А.В. Развитие одарённости школьников: методика продуктивного обучения / А.В. Хуторский. – М.: «ВЛАДОС», 2000. – 320 с.