ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ
1.1 Творческий потенциал как психологический феномен
1.2 Особенности развития творческого потенциала у детей
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты изучения особенностей развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РЕФЕРАТ
Курсовая работа : 38 с., 3 рис., 5 табл., 27 источников, 6 прил.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, ГИБКОСТЬ, БЕГЛОСТЬ, ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ, ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Объект исследования: развитие творческого потенциала.
Предмет исследования: творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить собенности развития творческого потенциала детей стершего дошкольного возраста.
Методологическую основу работы составили субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн); положения системного подхода (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков, Д.Н. Завалишина, А.А. Митькин).
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью работы, выбором методических средств, адекватных цели и объекту исследования; объемом выборки испытуемых; применением современных методов статистической обработки данных.
Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: изучение творческого потенциала имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальное своеобразие и творческая инициатива каждого человека, реализуемые им в личной, профессиональной и общественной сферах, являются существенным ресурсом развития общества.
Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях их развития. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим в обществе изменениям. Для того чтобы адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе такое качество, как творчество. Важно оценить и развить творческий потенциал каждого человека как можно раньше, чтобы помочь ему и дать возможность развиваться в дальнейшем в нужном русле.
Творчество рассматривается как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию, и как основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируются целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.
Творческий потенциал интеллектуально одаренного человека характеризует его личность в целом и представляет собой систему когнитивных и некогнитивных компонентов, представленных интеллектуальными (оригинальность, гибкость, адаптивность, беглость и оперативность мышления;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ
1.1 Творческий потенциал как психологический феномен
Каждый человек уникален и его индивидуальность непосредственно связана с проявлением творческого потенциала. Развитие творческого потенциала личности обладает своеобразной спецификой, поэтому имеет смысл рассмотреть и проанализировать научные исследования структуры и содержания понятия «творческий потенциал» с психологической точки зрения. Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Большое количество исследователей находят взаимосвязь творческого потенциала с различными личностями параметрами, такие как свобода, принятие себя, смелость и другие. Ф. Баррон и Д. Харрингтон к этому списку добавляют самостоятельность суждений, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать. М. Кшикжентмихалый, описывая творящую личность, отмечает, что в творческом процессе всегда задействованы ее познавательные способности, личностные черты, особенности мотивационной сферы [4].
На уровне теории и практики (Д. Б. Богоявленская, А. А. Деркач, А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн и др.) [2, 15] важнейшей характеристикой творческой личности выступает её творческий потенциал. Его развитие входит сегодня в число приоритетных идей образования: «в сфере личностного развития воспитание должно обеспечить: готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности,
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Признание важности творческого потенциала в современном мире не оставляет сомнения в необходимости рассмотрения особенностей становления творческих способностей. В данной главе было всесторонне рассмотрено понятие творческого потенциала, а также его структура. Множество концепций описывают творческий потенциал, однако ученые до сих пор не пришли к единому мнению о содержании данного понятия. Нами были выделены важнейшие характеристики, которые являются важнейшими панками развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Также мы исследователи сходятся в том, что творческий потенциал присущ всем людям с рождения, в то же время становление и развитие потенциала проходит свой особенный путь, начиная с рождения. Процесс развития творческих способностей не стихийный, а управляемый, регулируемый процесс, результативность и успешность которого зависит от ряда условий. Ввиду этого нами были описаны особенности развития творческого потенциала детей, а также условия формирования творческих способностей.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Для изучения особенностей развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе Государственное учреждение дошкольного образования «Ясли-сад № 53 г. Барановичи». Для исследования особенностей творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в данной курсовой работе была использована методика Торренса, которая направленна на изучение креативности, творческого мышления. Методика предназначена для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. Также была использована Шкала Вильямса, которая представляет из себя опросник для воспитателей и родителей, оценивающих творческий потенциал ребенка. Данная методика проводится без ограничений времени и индивидуально. Методика предназначена для родителей детей от 5 лет. Описания методик можно найти в приложениях А и Б соответственно.
Ход исследования
В качестве респондентов исследования выступили дети, посещающие «Ясли-сад №53 г. Барановичи», родители детей, принимающих участие в исследовании и воспитателя групп. В исследовании приняло участие 38 дошкольников старшей группы, 19 семей, 3 воспитателя.
Характеристика выборки:
Выборка состояла из 38 детей в возрасте от 5 до 6 лет (среднее 5,52). Распределение по полу: 15 мальчиков, 23 девочки (соотношение 0,63 в пользу девочек). Среднее количество детей в семье 1,39. В выборке преобладают
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Исходя из результатов исследования, можно заключить, что творческий потенциал дошкольного возраста имеет свои особенности. Главной особенностью творческого потенциала данного возраста является преобладание компонента «Гибкость», что указывает на способность дошкольников к быстрому переключению между различными вариантами ответов. Самым же низким показателем оказалась оригинальность, что может указывать на не специфичность творческого мышления, использование еще небольшого жизненного опыта.
Также мы выделили взаимосвязанные параметры с проявлением творческого потенциала дошкольников, такие как оценка дивергентного мышления и творческими характеристиками личности. В целом, родители оценивают значительно выше творческий потенциал своих детей, чем воспитатели. Самым высоко оцениваемым компонентом является дивергентное мышление, которое включает в себя следующие параметры: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность с точки зрения родителей.
Также выделенные нами параметры, такие как оценка дивергентного мышления и творческие характеристики личности дошкольника, которые оценивали родители и воспитатели, показали взаимосвязь с творческим потенциалом детей. Была выявлена положительная корреляция между оценкой родителями творческого потенциала ребенка, которая взаимосвязана с проявлением творческих компонентов гибкость, беглость и оригинальность. Положительная, но менее сильная взаимосвязь высокой оценки воспитателей с более высокими показателями творческого потенциала воспитанника. Также выявлена взаимосвязь творческого потенциала с составом семьи: в неполной семье выше коэффициент гибкости и беглости и наоборот. А также в неполной семье творческий потенциал ребенка недооценивается как родителями, так и воспитателями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческий потенциал человека – одна из самых перспективных психологических характеристик для развития. Дошкольный возраст является началом и истоком творческого потенциала, от которого зависят последующие этапы развития.
В данной работе нами был изучен творческий потенциал личности старшего дошкольника и его особенности. Для достижения этой цели мы изучили литературу для того, чтобы определить сущность понятия «Творческий потенциал» как интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Также нами была рассмотрена структура «Творческого потенциала» в различных парадигмах психологии. Мы пришли к выводу, что множество концепций описывают творческий потенциал, однако ученые до сих пор не пришли к единому мнению о содержании данного понятия.
Также, изучив литературу, мы выявили, что процесс развития творческих способностей не стихийный, а управляемый, регулируемый процесс, результативность и успешность которого зависит от ряда условий. Творческий потенциал развивается не сам по себе, существуют важные факторы, способствующие проявлению способностей ребенка. Это такие факторы как учет сензитивных периодов развития творчества; взаимодействия с окружающей педагогической средой; детско-родительские отношения; организация целенаправленной деятельности; учет индивидуальных особенностей.
Эмпирическое исследование раскрыло нам некоторые особенности развития творческого потенциала старшего дошкольного возраста. Нами были проведена диагностическая работа с детьми, обучающихся в детском саду, их
1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. Пособие для педагогов. - М.: Школьная пресса, 2003 - 144 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2002. – 320 с.
3. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.М.: 2003 - 672 с.
4. Бубнова С.С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. — М.: Янус-К, 2002. — 52 с
5. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2003. – С. 64.
6. Жук А.И, Казимирская И.И, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик Основы педагогики. – Мн., 2003. – С. 68-69
7. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. - 2003. - № 3.
8. Кулюткин, Ю.Н. Образовательная среда и развитие личности / Ю.Н. Кулюткин, С.В. Тарасов // Новые знания. – 2001. – № 1.
9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 464 с.- (Серия «Психологи России»).
10. Матюшкин А.М. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учеб. пособие / под ред. А.М. Матюшкина – М.: Издательство Московского психолого-социального института НПО «МОДЭК», 2004. – 192с. – Серия «Библиотека педагога-практика».
11. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М., 2002. – 144 с.
12. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов / под ред.: Л.А.Регуш, А.В.Орловой. - СПб.: Питер, 2011. - 414 с.
13. Психология одарённости детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д,Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336с.
14. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. - М., 2000.
15. Психология одарённости: Учебно-практическое пособие / О. Г. Ридецкая.– М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 374 с.
16. Рабочая концепция одарённости /Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.
17. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова - М., 2003.
18. Савенков А.И. Путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников. – Спб.: Питер, 2004. - 272 с.
19. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - Издательство: Аспект-Пресс, 2005. - 460с.
20. Тимакова Н. И. Творческий потенциал личности. – М. : Международная академия акмеологических наук, 2006. – С. 248.
21. Ушаков Д.В. Современные исследования творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 2, № 4, 2005, с. 53-56.
22. Ушаков Д.В. Языки психологии творчества: Я.А. Пономарев и его школа / Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН". 2006. С. 19-143.
23. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 336 с.
24. Allen, B, & Coleman. K. The creative graduate: Cultivating and assessing creativity with eportfolios. In G. Williams, P. Statham, N. Brown & B. Cleland (Eds.), Changing Demands, Changing Directions. P roceedings ascilite Hobart 2011 . (pp. 59-69).
25. McWilliam, E., & Dawson, S. (2008). Teaching for creativity: Towards sustainable and replicable pedagogical practice. Higher Education.Volume 56, Number 6, 633-643.
26. Sefton-Green, Julian From learning to creative learning: concepts and traditions In: Sefton-Green, Julian, (ed.) Creative Learning. Creative Partnerships, Arts Council England, London, UK, 15-26, 2008.
27. Runco M.A. Divergent thinking, creativity, and ideation. In: Kaufman J.C., Sternberg R.J., editors. The Cambridge handbook of creativity. Cambridge University Press; Cambridge: 2010. pp. 413–446.