ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТИ СЕМЬИ
1.1. Семья как особое социальное явление
1.2. История белорусской семьи
1.3. Современная семья в Беларуси
1.4. Понятие «ценности»
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ XXI ВЕКА
2.1. Семейные ценности Беларуси на современном этапе
2.2. Сравнительный анализ семьи и семейных ценностей XXI века на основе опроса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Семья, как основа социализации человека, может быть отнесена к категории вечных ценностей, что обосновывает актуальность изучения этого феномена относительно всех периодов его исторической эволюции.
Все люди рано или поздно приходят к пониманию того, что главная ценность в жизни человека – это семья. Давно человечеством выведена простая и понятная всем формула счастья: если хочется идти на работу, а потом возвращаться домой, в семью – человек счастлив. Когда такие чувства испытывает большинство граждан – это значит, что они живут в сильном и благополучном государстве, которое в состоянии обеспечить их работой, охраняет нравственность, поддерживает традиции, заботится о семье, как самом главном социальном институте.
Семья создает человеческое общество, определяет его будущее. В отличие от других социальных институтов семья первична по отношению к государству и определят его социальные и духовные основы. Семья – это единственный социальный институт, который обладает функцией воспроизводства населения и включения новых поколений в социальную жизнь. Именно семья осуществляет рождение, воспитание и социализацию новых членов общества.
Для каждого человека семья всегда была смыслом его существования, интересы семьи определяли нравственные и материальные устремления личности. Семья всегда была смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Семья – колыбель и хранительница нравственности.
Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, сегодня в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Общество испытывает повышенную потребность в прогнозировании путей развития семьи. В условиях обострения социальных проблем, со всей очевидностью обнажились социально-педагогические проблемы семьи.
Цель исследования: выявить ценности современной семьи.
Задачи:
1. Дать общую характеристику семье.
2. Изучить развитие семьи в Беларуси.
3. Проанализировать современную семью в Беларуси.
4. Раскрыть понятие «Семейные ценности».
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТИ СЕМЬИ
1.1. Семья как особое социальное явление
Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме [2, с. 32].
К основным функциям семьи относятся:
поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования (пищи, жилища, одежды);
создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного культурного наследия;
стабилизирование социальной структуры с помощью своих детей определенным социальным положением [20, с. 49].
Причины возникновения семьи всегда интересовали людей. Многие из них интуитивно чувствовали, что понятие «семь» имеет громадное значение, как для одного человека, так и для всего общества.
Семья возникает благодаря социальным отношениям супругов, родителей и детей, а также их совместной общесемейной деятельности, направленной на создание и поддержание необходимых для жизнедеятельности условий. Если отсутствует хотя бы один из отмеченных признаков семьи, то правильно говорить не о семье, а малой социальной группе, которая стремится к достижению статуса семьи или наоборот утратила его. Специалисты предлагают называть их «семейными группами».
Ядро семьи составляет супружеская пара, имеющая детей. Это очень важное и принципиальное положение. В английском языке есть устойчивое выражение «to start a family». Для обычного человека, не знающего английского языка в совершенстве, но знающего слова «to start» – начинать и «family» – семья, эта фраза (дословно «начинать семью») скорее всего, будет означать «жениться». Так как в сознании белоруса семья начинается с двух человек: мужа и жены. На самом деле английская фраза «to start a family» означает «обзаводиться первым ребенком». А то, что мы привыкли называть «молодой семьей» (не имеющей детей), в английском языке будет звучать как «a married couple» или супружеская пара. В последние годы в связи с кризисом семьи на Западе ряд специалистов и ученых стали сводить суть семьи лишь к одному из указанных отношений, игнорируя основную функцию семьи – воспроизводство человека.
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ XXI ВЕКА
2.1. Семейные ценности Беларуси на современном этапе
Очевидно, что семья считается важнейшей частью общества и главной ее ценностью и остается таковой на всем протяжении человеческой истории, несмотря на объективную тенденцию современности к индивидуализму среди молодежи. Современное общество характеризуется сложными процессами изменений образцов брачно-семейных отношений, структуры и содержания семейных ценностей. В новом обществе идет становление новых образцов семейно-брачных отношений, формируются новые ценностные ориентации в отношении форм семейного поведения, идентификации семьи в обществе, статуса молодой семьи. Эти процессы характерны для большинства современных обществ. В Беларуси достаточно традиционно ценностное отношение общества к семье, разделяется оно и молодежью.
Молодежью в Республике Беларусь принято считать людей в возрасте от 14 до 31 года. Она играет главную роль в пополнении и обновлении социально-демографической структуры общества, т.к. эта категория находится в своем репродуктивном возрасте. По данным статистики на 2017 г. численность молодежи в Республике составляет 2 239 тыс. чел., это примерно четверть от всего населения.
Белорусская молодежь в большинстве своем дает высокую оценку таким общечеловеческим ценностям как семья, любовь, дети. Многие настроены на создание семьи, рождение детей, причем молодые девушки чуть более активны и последовательны в этом вопросе, чем молодые мужчины [1].
За последние годы у молодежи Республики Беларусь четко обозначились основные тенденции в сфере семейных и брачных отношений. Во-первых, длительные отношения до брака. Это подтверждается данными статистики, которая показывает, что увеличивается возраст вступления в первый брак. Средний возраст мужчины в Республике Беларусь, вступившего в первый брак, составляет 26,6, средний возраст женщины 24,5. Во-вторых, растет число повторных браков. У многих молодых людей перед вступлением в новые брачные отношения уже был брак, а то и не один. Число мужчин, решившихся повторно вступить в брак, возросло до 4 593, а число женщин до 7 169. Мужчины же в возрасте до 30 лет вступают в повторный брак почти в два раза реже, чем женщины соответствующего возраста. Такую ситуацию можно объяснить тем, что мужчины больше предпочитают находиться в незарегистрированных отношениях, тем более,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с трудными ситуациями, которые либо объективно нарушают жизнедеятельность человека или его семьи, либо субъективно воспринимаются им как сложные и потому не могут быть преодолены самостоятельно. По мере развития социальной жизни в начале ХХ столетия, серьезной трансформации подверглись семейные ценности, и семья перестала быть основным способом включения молодого поколения в культурную традицию.
Современное общество характеризуется сложными процессами изменений образцов брачно-семейных отношений, структуры и содержания семейных ценностей. В новом обществе идет становление новых образцов семейно-брачных отношений, формируются новые ценностные ориентации в отношении форм семейного поведения, идентификации семьи в обществе, статуса молодой семьи. Эти процессы характерны для большинства современных обществ.
Несмотря на все трансформации, происходящие в сфере брачно-семейных отношений, для молодежи Беларуси характерны семейные ценности, которые занимают одно из важнейших мест в их жизни. Идеальная семья для белорусской молодежи – это полная семья, в которой отношения строятся на взаимопомощи, гармонии, поддержке между членами семьи, равенстве супругов, партнерских отношениях, совместном принятии решений, равным распределением обязанностей, общем ведении хозяйства. Успешная семья и брак – это союз мужчины и женщины, который основывается на взаимной любви и духовной близости супругов, заботе о детях, ответственности за их воспитание. Семейные ценности в сознании белорусов всегда актуальны, несмотря на увеличение количества разводов, долгие добрачные отношения, наличие одного-двух детей в семье, вместо трех-четырех.
С целью изучения семейных ценностей в ходе данной работы было проведено исследование, в котором приняли участие 20 семей. В ходе исследования семьи были разделены на две группы по критерию, находится ли ребенок в данной семье в социально-опасном положении (данные были получены у социального педагога).
Таким образом, можно отметить, что между полученными данными среди семей СОП и благополучных семей нет статистически значимых различий, что говорит о схожих семейных ценностях у семей Беларуси
1. Адукацыйны партал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.adu.by. – Дата доступа – 15.02.2017.
2. Бедулина, Г.Ф. Современные методы социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – №7. – С. 32–38.
3. Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school-.gorodgomel.by.– Дата доступа – 15.02.2018.
4. Дети и молодежь Республики Беларусь: статистический сборник / под ред. Е.М. Палковской, И.С. Шестаковой и др. – Минск, 2016. – 290 с.
5. Дети из алкогольных семей / авт-сост. Е.Ф. Коваль. – Гродненский район: Гродненский районный СПЦ, 2009. – 18 с.
6. Дугина, О.А. Как повысить эффективность проведения обучения / О.А. Дугина [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hrc.ru. – Дата доступа: 20.02.2018.
7. Ермак, В.И. Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении / В.И. Ермак, Т.В. Тратинко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: elib.bsu.by/bitstream. – Дата доступа: 10.03.2018.
8. Зиновьева, М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста / М.В. Зиновьева // Психологическая наука и образование.– 2000.– №3.– С. 35.
9. К сердцу ребенка через мир понимания: социально-психологическое сопровождение детей, родители которых злоупотребляют алкоголем» / авт.-сост. С.Г. Кажарская. – Мозырь : Содействие, 2007. – 48 с.
10. Каравай, Т.В. Ментальные характеристики белорусов как основа культурной идентичности / Т.В. Каравай // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2016. – № 1 (25). – С. 27-32.
11. Ковалевич, М.С. Народные традиции в развитии семейно-бытовой культуры детей : пособие / М. С. Ковалевич, И.А. Швед ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2013. – 100 с.
12. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении : пособие для педагогов- психологов общеобразовательных и социально-педагогических учреждений / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск : Зорны Верасень, 2010. – 271 с.
13. Мороз, С.К. Модель психологической помощи детям в социально опасном положении в учреждениях дошкольного образования / С.К. Мороз. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by. – Дата доступа: 10.03.2018.
14. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – М. : Речь, 2006. – 220 с.
15. Орлов, А.Б. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи / А.Б. Орлов // Психолог в детском саду. – 2010. – №2-3. – С. 182-187.
16. Отчет общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь / Ф. А. Фурманов и др. – Минск : В.И.З.А.ГРУПП,2010. – 156 с.
17. Петровский, В.А. Отчуждение как феномен детско- родительских отношений / В.А. Петровский, М.В. Полевая // Психологический журнал. – 2000. – № 1. – С. 28 – 36.
18. Поспелова, Н.С. Краткая характеристика семей группы риска по признаку социального сиротства / Н.С. Поспелова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2012. – № 3. – С. 13-24.
19. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие / ред. и сост. Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – М. : Флинта, 2000. – 264 с.
20. Психологические тесты: в 2-х т. /под ред. А.А. Карелина. – М. : Владос. – Т.2. – 2000. – 248 с.
21. Реан, А.А. Уличные дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы / А.А. Реан // Мир детства. –2002. –№ 2.
22. Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. - СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
23. Семерикова, М.Г. Особенности формирования ценности семейного образа жизни в молодежной среде / М.Г. Семерикова // Проблемы управления. – 2011. – № 1. – С. 135–139.
24. Социальная работа с молодежью : научно-практическое издание / С.В. Лапина, А.А. Жарикова, Г.Ф. Бедулина и др. – Минск : Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, 2007. – 149 с.
25. Социальная работа: теория и организация : пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.] ; под ред. П. П.Украинец, С.В. Лапиной. – Минск : ТетраСистемс, 2007. – 286 с.
26. Ульянченко, И.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И.И. Ульянченко. – Ставрополь, 2005. – 25 с.
27. Фурманов, И.А. Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье / И.А. Фурманов // Системный подход в оказании социально-психологической помощи семье : материалы междунар. науч.- практ. конф., г. Минск, 28-29 нояб. 2007 г. ; редкол. А.А. Туровец, Ж.И. Мицкевич (отв. ред.), Н.И. Муфель (и др.). – Минск : БГПУ, 2008. – С. 49–52.