Введение
Глава 1 Феномен детства в пространстве культуры
1.1 Из истории развития взглядов на феномен детства в культурном пространстве
1.2 Социокультурный подход к изучению феномена детства
1.3 Философско-антропологический подход к рассмотрению детства в пространстве культуры
Глава 2 Трансформации феномена детства в современном культурном пространстве
2.1 Современные теоретические подходы к изучению социокультурного статуса феномена детства
2.2 Трансформации базовых культурных характеристик детства в современном культурном пространстве
2.3 Феномен детства в современной визуальной культуре
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Современное гуманитарное знание рассматривает детство в качестве сложного и многомерного феномена, который является опосредованным многими социально-культурными факторами. Предположение, по которому детство является этапом человеческого формирования и предшествует взрослости, характеризуется развитием психического функционала, в настоящее время многим исследователям кажется неоднозначным и недостаточным. Разнообразие исследовательских подходов на сегодняшний день не обеспечивает широкое изучение детства, которое остается по-прежнему не до конца изученным и даже загадочным феноменом. Дети являются совершенно особой «популяцией». Данный факт довольно хорошо представляется тем взрослым, которые занимаются исследованием социальных проблем детства и непосредственно переживают страхи, тревоги и надежды современного ребенка. При этом, необходимо отметить, что большинство взрослых не совсем отчетливо осознает сложный и противоречивый феномен детства как таковой.
Многочисленные этнологические и антропологические исследования в придали детству статус социально-исторического, культурного явления. В процессе обретения человеческой сущности, приобщения к культуре, ребенок поглощает, постигает и присваивает культуру, и как следствие – сам становится субъектом культурного творчества. В ходе социализации подрастающий человек приобщается к системе ценностей: потребности, установки и другие проявления ребенка представляются даром культуры. Даже те из них, что обусловлены биологической природой, в процессе социализации «обрабатываются» культурой [22, с. 22].
Рассуждения о смысле детства, его сущности, статусе в обществе можно найти уже в сочинениях античных философов Платона и Аристотеля. В средневековой Европе на эту тему высказывались Августин Аврелий, Э. Роттердамский. Возрождение стало временем, когда о теме детства высказывались Л.Б. Альберти, М. де Монтень и др. В трудах немецких философов Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, К. Маркса, Л. Фейербаха, И.-Г. Фихте, Ф. Шеллинга есть размышления о творческой деятельности как источнике и основе человеческого созревания, семьи и воспитания. Понятие «детства» в качестве определенной фазы развития впервые было сформулировано в рамках семейной педагогики эпохи Просвещения (авторы К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Я.А. Коменский, Я. Корчак, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо; в русской педагогике – К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.).
Культурный аспект развития человека и детства в целом представлен в рамках конкретно-исторических, психологических, педагогических и философских концепций, что нашло отражение в трудах Ф. Арьеса, П. Бюхнера, В. Вундта, К. Грооса, Л. Демоза, Д. Дьюи, М. Дюбуа-Реймона, М. Кляйна, Я. Корчака, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, М. Мида, Ж. Пиаже, Э. Тайлора, З. Фрейда, Э. Фромма, Й. Хейзинга, Ф. Шиллера, В. Штерна, Дж. Фрэзера, И. Эйбл-Эйбесфельда, Э. Эриксона, К.-Г. Юнга, К. Ясперса и др.
Российские авторы также разрабатывали данную проблему в области истории, психологии, этнографии детства, беря за основу истоки европейской культуры, историографию и методологию гуманитарного познания. К числу таких исследований относятся О. Артемова, В. Безносов, А. Белик, Л. Выготский, А. Грекалов, А. Гуревич, А. Желобоа, С. Иконникова, В. Зеньковский, Е. Золотухин-Аболин, Т. Зиновьева, И. Кон, В. Кушелев, А. Лурия, М. Осорина, К. Султанов, Д. Фельдштейн, Ф. Шмит, Г.Г. Шпет и др.
Авторитетным современным исследованием в области изучения актуальности феномена детства и его места в культурном пространстве современного социума многими считаются работы Д. Фельдштейна. Также современное детство как антрополого-методологическую проблему анализирует В. Чистяков. Э. Куруленко исследует историческую эволюцию детства в социокультурном аспекте. В свою очередь, культурно-исторический статус детства рассматривает В. Кудрявцев и др.
Актуальность исследования феномена детства в современном культурном пространстве определяется необходимостью разработки культурологической концепции детства и установления нового подхода к постижению данного феномена. Детство в качестве периода развития, возрастная социально- психологическая особенность ребенка, а также его положение в социуме обуславливаются общеисторическими факторами, к которым относятся общественный строй и уровень развития культуры. Современные исследователи в большинстве своем обстоятельно анализируют культуру детства, в частности определяют понятийный аппарат, который охватывает данный феномен, изучают историко-культурное становление детства, его статус в современном социальном пространстве, а также их внимание направлено на осмысление результатов обозначенных проблем в области философии и культурологии.
Объект исследования – феномен детства.
Предмет исследования – детство как феномен культуры
Цель исследования – изучить особенности детства как феномена в культурном пространстве
Задачи исследования:
1. рассмотреть историю развития взглядов на феномен детства в культурном пространстве;
2. охарактеризовать социокультурный подход к рассмотрению детства;
3. рассмотреть особенности философско-антропологического подхода в изучении феномена детства;
4. определить основные теоретические подходы в изучении детства в современном культурном пространстве;
5. рассмотреть трансформации базовых культурных характеристик феномена детства в современной культуре;
6. изучить особенности феномена детства в современной визуальной культуре.
Методы исследования – теоретический анализ научной, философской литературы по теме исследования.
ГЛАВА 1 ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Из истории развития взглядов на феномен детства в культурном пространстве
Общепринятым является мнение, что детство в качестве особого социального института сформировалось в окончательном варианте к XVIII в. Именно в это время появилась первая детская книга, которая была написана специально для детей. Американский социолог Н. Постман датирует это событие 1744 г. («Джек – победитель великанов», английская сказка).
В свою очередь, М. Костюхина отмечает, что бытовала специальная детская литература в виде объемных сборников с конца 70-х гг. XIX в. В качестве образца первого детского сборника можно рассматривать многотомное собрание произведений разнообразных жанров И.Г. Кампе «Kleine Kinderbibliothek» (1779 – 1784 гг.) [20, с. 1011]. Переводы из этой энциклопедии появились и в России, долгим эхом отзываясь в дальнейшем в пространстве русской детской литературы.
Тем не менее, хрестоматийным началом в восприятии детства как особого смыслового элемента считается работу Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании» (1762). В XIX в. интерес к детству проявляется в осмыслении различных этапов взросления в рамках художественных произведений (в частности, автобиографическая рефлексия Л.Н. Толстого, Ч. Диккенса, М. Твена), а также в сфере мировоззренческой концепции сентиментализма и романтизма. Однако, как самостоятельная теоретическая научная проблема, детство исследуется только в ХХ в.
Частично интерес к теме детства представляется возможным связать со становлением школы психоанализа. А в антропологическом знании детство становится значимым компонентом при исследовании культурных систем. Ему постепенно придается целостная автономия, обособленность как социально-культурной группы, психологическая ценность в качестве важного возрастного периода. Наибольшее внимание феномену детства придавало издание труда Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» (1962). После выхода этой книги поток литературы и исследований, которые посвящены данной проблеме, расширяется и становится более разносторонним, на детство обращают внимание самые различные научные области знания.
ГЛАВА 2 ТРАНСФОРМАЦИИ ФЕНОМЕНА ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
2.1 Современные теоретические подходы к изучению социокультурного статуса феномена детства
Возрастающий интерес к феномену детства свидетельствует о том, что данное явление в современном мире приобретает существенный статус, в отличие от продолжительного формирования отношений к подрастающему поколению на протяжении всего исторического развития. Обобщающий материал, раскрывающий в полной мере культуру детства, не имеется пока ни в России, ни за ее рубежом. Единого мнения о времени появления специального понятия «культура детства» в социуме не существует. Исследования феномена детства в различных областях знания составляют предмет междисциплинарного характера, позволяющий переосмыслить сущность культуры детства на современном этапе развития [31].
Проблемы детства сегодня широко обсуждаются на страницах печати, в дискуссиях разных научных направлений. Их обсуждение на современном этапе носит антропологический характер. Обсуждение проблем детства осуществляется по нескольким направлениям, например, мир ребенка и мир взрослых одни исследователи рассматривают как два разных мира; другие сходятся на мысли о том, что мир ребенка остается навсегда в мире взрослого. В связи с этим проблема восприятия мира глазами ребенка это проблема детей прошлого, настоящего и будущего. Поэтому только взрослый, постоянно обращающийся к своим детским ощущениям, в состоянии проникнуть в мир детских переживаний, поступков, отношений.
Таким образом, на современном этапе развития намечаются новые исследовательские приоритеты: анализ исторической, социокультурной и психолого-педагогической особенностей современного образа детства, что является, прежде всего, культурологическим анализом, т.к. понятие культуры зависит от совокупности этих определений.
Обращение к проблематике феномена культуры детства обусловливает расширение спектра имеющихся результатов научных исследований, а именно, разработанной методологии полидисциплинарного анализа детства, основываясь на который, в будущем станет возможным проведение конкретных исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая историю, Н. Постман говорит о том, что уже греки ощущали идею детства, культивируя идею образования, а римляне, в свою очередь, обозначали представления о стыде и связанные с ним социальные секреты, которые взрослые должны охранять от детей. В Средневековье Н. Постман говорит о забвении идеи детства, что обусловлено во многом отсутствием грамотности, потому что именно «…через грамоту дети становятся взрослыми» [постман]. Безграмотное общество разделение социокультурного мира на взрослых и детей считает несущественным. В Средневековье в семилетнем возрасте ребенок являлся взрослым, владел речью и по мнению католической церкви был способен отличать добро от зла. Возрождение грамотности, которое было связано с появлением книгопечатания в Европе в XV веке, стало формировать концепцию взрослости, и в качестве его дополнительной составляющей – детства.
Детству на сегодняшний день уделяется довольно большое количество внимания в художественной культуре, науке, медицине, юриспруденции, экономике и, наконец, на государственном уровне. Тем не менее, определить пределы детства, охарактеризовать его представляется довольно сложным, потому что научные критерии различны, а история становления детства как социокультурного института проявляет его проблематичную и полемичную сущность.
Прослеживая процесс становления идеи детства в социологии с точки зрения диахронического подхода, представляется возможным сделать вывод о том, что детство является феноменом не только определенных этапов развития общества. Каждое общество обладает определенным уровнем ценностного восприятия детства, что обуславливает восприятие детства как феномена культуры. Дихотомичность социального и культурного в предмете анализа позволяет его рассматривать в качестве социокультурного феномена. Детство как социокультурный феномен представляет собой явление, которое определяет роль, место, отношение, положение детей в обществе на определенном этапе его развития
О детстве и проявлениях «детскости» как специфической характеристики духовного мира взрослого человека писали многие мыслители прошлого. Однако философия и мир детства в лучшем случае были в фокусе внимания небольшого числа как отечественных, так и зарубежных исследователей и не пользовались популярностью в академических кругах. Ребенок как объект педагогических усилий взрослого мира – вот типичные представления о детстве на протяжении веков практически у всех народов, несмотря на различие культур и цивилизаций. Хотя к настоящему моменту общество располагает значительной информацией о детях и детстве, но до сих пор она не систематизирована и не осмыслена с точки зрения философии.
Между тем в последние годы, в обществе активно обсуждаются проблемы, которые связаны с детством: реформы школьной системы, перегрузка школьной программы, потеря детьми здоровья в современной школе, уже не говоря о проблемах детской преступности и беспризорности, преступлений по отношению к детям. Многие проблемы существуют уже давно, но большая часть из них реально обострилась в последнее время в ситуации экономического и духовного кризиса, переживаемого обществом. Человек мучительно ищет пути выхода из сложившейся ситуации, но прежде, чем двигаться в каком-либо направлении, необходимо понять, как человечество оказалось в подобной ситуации, каковы были предпосылки ее возникновения и какие последствия угрожают. Необходимо проанализировать те результаты, которых достигло человечество за долгую историю развития, которые с самого начала были связаны с необходимостью воспитания и обучения детей. Кроме того, необходимо осмыслить ошибки, которые человечество совершило и продолжает совершать в ходе этой истории.
Представляется возможным отметить, что в современном обществе продолжают существовать устойчивые стереотипы цивилизации, которые традиционно поддерживают приоритет мира взрослых по отношению к ценностям мира детства, что всегда выражалось в отношении взрослых к ребенку как к переходной стадии развития взрослого человека, а к детству в целом – как к «социальному питомнику», в котором воплощается генетически закрепленный опыт взрослых и в котором можно ставить «эксперименты» для корректировки данного опыта.
Постоянно изменяющееся общественное пространство требует необходимости утверждения в пространстве детства позиции ребенка так же и как субъекта общественного развития, способного принимать самостоятельные решения, отвечать на вызовы общественных изменений. В связи с этим детство, с одной стороны, объективно зависит и определяется взрослой культурой общества, и поэтому в отношениях с ним выступает как объект общественного воздействия. С другой стороны, меняющиеся условия жизни требуют относительной независимости, самостоятельности от детства и конкретного ребенка в освоении окружающего мира.
Во всех уровнях обнаруживается некий сбой, наличие патологических явлений, то, что необходимо сохранять, – разрушается, то, что следует разрушить, – сохраняется и т.д. Все это говорит о наступлении новой эпохи детства и об изменении отношений между миром взрослых и миром детства. Эта эпоха непосредственным образом связана с общецивилизационными и общекультурными особенностями современного глобального общества. Постмодернистское мировоззрение, распространяющее релятивизм в качестве универсального принципа и на индивидуальное, и на групповое / общественное сознание современных людей, разрушает парадигму модерна, имеющую некоторые структурные сходства с парадигмой премодерна (наличие иерархии, каузальных отношений, принцип универсальности и пр.).
При изучении феномена детства в современном представлении нельзя не сказать о том, что непосредственная культура детства традиционного общества превращается в культуру, опосредованную техническими приспособлениями и виртуальной реальностью. Во многих анимационных материалах («Фиксики», «Барбоскины») современная культурная действительность отражается в приобщении к культуре в раннем детстве при помощи средств массовой информации и коммуникации – телевизора, компьютера, Интернета. Передача социокультурного опыта идет уже не от старших поколений к младшим, «из рук в руки», а опосредуется информационной средой, прежде всего через экранную плоскость. Ребенок с самого раннего возраста приобретает опыт непрерывного знакового обмена и перекодировок. Вовлеченность ребенка и взрослого в символический обмен приводит к становлению общего коммуникативного поля культуры, в призме которого и происходит осмысление феномена детства, подверженного тем же изменениям, кризисам или расцветам, что и культура в целом
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. 414 с
2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. Москва : Амонашвили, 1996. 494 с
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с
4. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI века: размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000. С. 177
5. Антонян К.Г., Рон М.В. Международная конференция «науки о культуре в перспективе digital humanities»: проблемы гуманитарных наук в эпоху цифровых технологий // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 3. С. 141–142
6. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. – Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 1999. 416 с
7. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур: учебное пособие / Российский государственный гуманитарный университет. Москва, 1999. 238 с
8. Богемская К. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в ХХ веке. – СПб: Алетейя, 2001. 185 с
9. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М., 2009. – 245 с
10. Горалик Л. Маленький Принц и большие ожидания: Новая зрелость в современном западном обществе // Теория моды. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. – № 8. – 456 с
11. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: этнопе- дагогический подход. М., 2006. С. 21
12. Демоз Л. Психоистория. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 512 с
13. Дробышева Е. Э. Культура vs цивилизация: взгляд через «окно Овертона» // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 58–65
14. Дубин Б. Детство, общество, культура: взгляд социолога. Тезисы выступления на международном научно-образовательном семинаре РГГУ (г. Москва) «Культура детства: нормы, ценности, практики» 9 марта 2007 г. URL: http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=58602
15. Емельянов А. В. Визуальная культура и пространство удовольствия // Вестн. Удмур. ун-та. Социология и Философия. – 2003. – С. 190–198
16. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 346 с
17. Истон Д., Деннис Дж. Дети в политической системе: основа политической законности (предисловие Т.Н. Самсоновой) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 3. С. 76-97
18. Кон И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. – 2004. Т. 2. № 2. С. 151–174
19. Корчак Я. Как любить ребенка / [пер. с пол. К. Э. Сенкевич]. Калининград : ОГУП Калинингр. кн. изд-во, 2002. 366 с
20. Костюхина М. Золотое зеркало. Русская литература для детей XVIII–XIX веков. – М.: ОГИ, 2008. 224 с
21. Кудрявцев В. Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 1990. № 3
22. Куруленко, Э.А. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект / Э.А. Куруленко // Социология. - 1998. - №1. - С. 21-35
23. Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: «Искусство–СПБ», 2000. С. 12–148
24. Мамычева Д. И. Детство – метаморфозы культурного взгляда. – Таганрог: РГНФ, 2013. – 148 с
25. Мид М. Культура и мир ребенка. Избр. произведения. М., 1988. С. 322
26. Нефёдова Л. К. Феномен детства в основных формах его репрезентации : Философия, миф, фольклор, литература : автореферат дис. на соиск. учён. степ. доктора философских наук : 09.00.13 / Нефёдова Людмила Константиновна ; Омский государственный педагогический университет. Омск, 2005. 38 с
27. Окладникова, Е.А. Социология культуры. СПб., 2008. С. 262-263
28. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2000. – 278 с
29. Постман Н. Исчезновение детства: реферат / Нейл Постман; [подготовил] Александр Ярин // Отечественные записки. – 2004. № 3. С. 17–30. URL: http://www.strana-oz.ru/2004/3/ischeznoveniedetstva
30. Соколова Н.А. Творчество и субъект в ситуации современности: автореф. дис. канд. филос. наук / СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 19 с
31. Фельдштейн, Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2002. - №1 (29). - С. 9-20
32. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.: Флинта, 1997. 158 с
33. Чистяков, В.В. Современное детство как антрополого- методологическая проблема // Мир психологии. - 2002. - №1 (29). - С. 20-25
34. Чукуров А.Ю. Философская психофизиология вызовы глобализации и повседневности (На примере Европы) // Вестник психофизиологии. – 2013. № 2. С. 17–21
35. Шелер, М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии / сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988. – 522 с
36. Щеглова С. Н. Детство как социальный феномен (концепция социального конструирования детства): дис. ... д-ра соц. наук. – М., 1999. – 318 с.
37. Эспиноза, А.С. Кто есть человек. Философская антропология // Это человек: антол. – М.: Высшая школа, 1995. – С. 75-101.