ВВЕДЕНИЕ
Политическая эпоха тэтчеризма с ее противоречиями в экономической и социальной сферах стала объектом, привлекающим особый интерес у писателей-сатириков наших дней. Обострение социальной напряженности, увеличивающаяся пропасть между классами богатых и бедных и в то же время позитивные тенденции в макроэкономических показателях – противоречие цифр и реальной человеческой жизни становится центральным в сатирических описаниях тэтчеровской Англии.
Одной из центральных наряду с другими, не менее важными темами, такими как писатель в постмодернистском обществе, деградация культуры, проблема одиночества и другие, тема тэтчеровской эпохи в частности и новейшей истории страны вообще со всей остротой и актуальностью поднята в романах современного английского писателя Джонатана Коу. Наиболее значимый из них – роман «Какое надувательство!» («What a Carve Up!», 1994) – широкая социальная сатира на эпоху тэтчеризма 80-х гг. прошлого века в Великобритании, на всю политическую систему, построенную на коррупции и лоббировании интересов узких социальных групп.
Несмотря на то, что с эпохи тэтчеризма прошло уже более 30 лет, а с момента написания романа – более 20 лет, данная тема не утратила свое актуальности и по-прежнему остается важной частью современного общества. Все это обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель курсовой работы – проанализировать тематику романа Джонатана Коу «Какое надувательство!».
В соответствии с целью курсовой были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «тематика литературного произведения».
2. Проанализировать творческий путь Джонатана Коу.
3. Рассмотреть роль роман «Какое надувательство» в творчестве Дж. Коу.
ГЛАВА 1 ТВОРЧЕСТВО ДЖОНАТАНА КОУ В КОНТЕКСТЕ БРИТАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Сущность понятия «тематика литературного произведения»
Термин «тема» на сегодняшний день находит разные толкования в учебной, справочной и даже научной литературе. Г.Л. Абрамович пишет следующее: «Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие – основную общественную проблему, поставленную в произведении» [1, c. 123]. Также литературовед указывает, что он склоняется ко второму толкованию, но при этом не исключает первого.
Исходя из вышесказанного, мы можем отметить, что понятие темы содержит в себе два совершенно разных значения. Они имеют более четкое разграничение в Литературном энциклопедическом словаре [6, c. 65]. То, что эти понятия разграничены, позволяет предотвратить смешение понятий.
Зачастую можно столкнуться с отождествлением темы и идеи произведения. В отечественном литературоведении считается, что «прародителем» такой терминологической неоднозначности был М. Горький, так как именно ему принадлежат следующие слова: «Тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно» [2, c. 27]. Вполне логично, что Горький, сам будучи писателем, ощущал в первую очередь неразделимую целостность всех элементов содержания художественного произведения. Однако такой подход является неприемлемым для целей литературного анализа художественного произведения. Для его успешной реализации необходимо осуществить разделение терминов «тема», «проблема», «идея». Наибольшую же важность представляет разграничение стоящих за вышеперечисленными понятиями структурных уровней художественного содержания. При этом недопустимо дублирование терминов.
ГЛАВА 2 ТЕМАТИКА РОМАНА Д. КОУ «КАКОЕ НАДУВАТЕЛЬСТВО!»
2.1 Идейно-тематическое содержание романа «Какое надувательство!»
Роман писателя “What a Carve Up!” (1994) [19] является основой для нашего исследования. Он является одним из наиболее популярных произведений во всей системе творчества писателя, и получил признание общественности.
Британский писатель Джонатан Коу в романе «Какое надувательство!» («What a Carve Up!») в центр повествования помещает семью, наделённую властью и престижем в обществе. Это не просто богатые или высокопоставленные члены общества, а группа людей, каждый из которых наделён властью в одной из сфер общественной жизни: финансовой, политической, в сфере искусства и средств массовой информации.
Текст строится по принципу «романа в романе». Первый – семейная хроника Уиншоу, которую создаёт главный герой Майкл Оуэн. Второй – собственно роман «Какое надувательство!», описывающий процесс создания этой хроники. В связи с этим в пространстве романа переплетаются главы из самой хроники и главы, описывающие обстоятельства её создания, т.е. повествующие о герое-авторе.
Основной темой этого романа является социальная сатира, направленная на общество. В произведении очень ярко и с юмором продемонстрированы пороки общества, существовавшего в эпоху «тэтчеризма». Множество социальных институтов и сфер были подвержены критике: начиная от системы здравоохранения и заканчивая сферой сельского хозяйства. Критика действий той или иной системы осуществляется посредством высмеивания действий героев, их гротескного изображения. Таким образом, можно сказать, что семья, о которой ведется повествование, являет собой аллюзию на общество, а ее члены – на его социальные институты [4, c. 15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав источники о теории литературы и рассмотрев творчество Джонатана Коу, мы можем сделать следующие выводы.
Нами были рассмотрены понятия темы и тематики литературного художественного произведения. Несмотря на то, что они занимают важное положение при литературном анализе, они все же не являются первостепенными, так как не предоставляют возможности выявить своеобразие произведения. Таким образом, определив тематику произведения, можно сделать выводы о том, как автор отражает действительность в нем, а также сопоставить его с другими произведениями подобной тематики.
Творческое становление Джонатана Коу пережило путь от литературных экспериментов до своего окончательного укрепления. Его проза изобилует сатирой, юмором, которые обличают пороки современного общества и государства, что делает его одним из наиболее влиятельных писателей-сатириков современности.
Роман “What a Carve Up!” оказал влияние не только на дальнейшее творчество писателя, но и на творчество его современников. Поэтому данное произведение можно назвать значимым не только в контексте творчества писателя, но и в контексте английской сатирической прозы в целом.
Проанализировав роман Дж. Коу “What a Carve Up!”, мы может сделать вывод.
Роман Д. Коу – это своего рода энциклопедия современной жизни Британии, где присутствуют разные социальные слои и разные сферы деятельности (экономика, внешняя и внутренняя политика, медицина, сельское хозяйство, искусство). Основной идеей произведения является мысль о том, что в жизни все взаимосвязано и поступки людей, их нравственность или безнравственность отражаются, расходятся как круги по воде и влияют на многих.
1. Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение / Г.Л. Абрамович. – М.: Просвещение, 1970. – С. 122–123.
2. Горький, М. Собрание сочинений: В 30 т. / М. Горький. – М.: Просвещение, 1963. – Т. 27. – 316 с.
3. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа художественного произведения / А.Б. Есин. – М.: Флинта, 2000. – 248 с.
4. Коновалов, С.М. Романы Джонатана Коу в контексте английской сатирической прозы: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.01.03 / С.М. Коновалов. – Mинск: Минск. гос. лингвист. ун-т., 2011. – 24 с.
5. Купава, И.А. Специфика проблематики английской постмодернистской литературы / И.А. Купава // Иностранная литература. – 2008. – №4. – С. 116–121.
6. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 437 с.
7. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НКП «Интелвак», 2001. – 1600 с.
8. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. — М.: Искусство, 1970. – 457 с.
9. Поспелов, Г.Н. Введение в литературоведение / Г.Н. Поспелов. – М.: Высшая школа, 1988. – 3-е изд. – 218 с.
10. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Академия, 2004. – 405 с.
11. Coe, J. Expo 58 / J. Coe. – London: Viking, 2013. – 312 p.
12. Coe, J. Number 11 / J. Coe. – London : Viking, 2015. – 298 p.
13. Coe, J. The Accidental Woman / J. Coe. – Duckworth, 1987. – 165 p.
14. Coe, J. The Dwarves of Death / J. Coe. – London: Fourth Estate, 1990. – 224 p.
15. Coe, J. The House of Sleep / J. Coe. – London: Viking, 1997. – 337 p.
16. Coe, J. The Rain Before It Falls / J. Coe. – London: Viking, 2007. – 321 p.
17. Coe, J. The Rotters' Club / J. Coe. – London: Viking, 2001. – 278 p.
18. Coe, J. The Rain Before It Falls / J. Coe. – London: Viking, 2007. – 321 p.
19. Coe, J. What a Carve Up! / J. Coe. – London: Penguin Books, 2001. – 512 p.
20. Hahn, D. Jonathan Coe: Contemporary Authors / D. Hahn. – London: Literature Department of the British Council, 2001. – 152 p.