ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Физкультурно-игровая среда как основа для полноценного физического развития детей дошкольного возраста
1.2 Сущностные характеристики двигательного развития детей в дошкольном возрасте
1.3 Основные требования к созданию вариативной физкультурно-игровой среды в разных возрастных группах
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы. Выявление исходного уровня двигательного развития дошкольников
2.2 Создание физкультурно-игровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения как условие эффективного воспитания двигательных умений и навыков детей 5–6 лет
2.3 Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы. Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения организации физкультурно-игровой среды в УДО связана с тем, что физическое развитие дошкольников является одной из основных в воспитании гармонично здоровой, развитой и хорошо подготовленной к школьной жизни личности.
Правильное физическое воспитание детей главная цель учреждений дошкольного образования. При организации физкультурно-игровой среды для детей педагог должен ориентироваться на воспитание сознательно действующего, в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам.
С самого детства необходимо обеспечивать воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.
В настоящее время продолжаются исследования, которые направлены на структурирование дошкольной физической культуры, связаны, прежде всего, с повышением творческой инициативы педагога, расширением состава используемых средств и методов, поиском нестандартных организационно-методических приемов, игровой направленности деятельности.
Это отмечают такие исследователи как С.И. Гальперин, О. А. Козырева, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А.Н. Щербак.
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Физкультурно-игровая среда как основа для полноценного физического развития детей дошкольного возраста
Развивающая среда – это окружение, с которым ребенок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребенка. Окружающие предметы являются источником знаний, эмоций и, безусловно, здоровья.
Предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении должна служить основой для двигательной деятельности детей, своеобразной формой их самообразования в области здоровья.
Физкультурно-игровая среда в дошкольном учреждении рассматривается как важнейшее условие двигательного развития детей и является частью социальной среды. Она во многом определяет темпы, характер развития и воспитания ребенка. Предметы, окружающие ребенка, помимо утилитарного значения, являются источником знаний, эмоций, одним из условий межличностного общения.
Физкультурно-игровая среда не только обеспечивает активность детей, но и является своеобразной формой их саморазвития. Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть привлекательность окружения для ребенка, научить взаимодействовать, использовать элементы среды для развития двигательной деятельности [2, с. 122].
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы. Выявление исходного уровня двигательного развития дошкольников
Экспериментальная работа осуществлялась на базе ГУДО «Давид-Городокский ясли-сад №2».
В эксперименте были задействованы 20 детей из старшей группы, они были разделены на 2 подгруппы, 1-я группа условно назовем ее группа №1 было 10 детей, и 10 детей из 2 подгруппы условно назовем ее группа №2. В первую подгруппу, группу №1 было включено 10 детей, из них 5 девочек и 5 мальчиков. Во 2 подгруппу №2 было включено так же 10 детей, из них 4 девочки и 6 мальчиков (Приложение А).
Для полноценного физического развития детей в дошкольном образовательном учреждении оборудованы: музыкальный зал, спортивный зал и малый зал для свободной деятельности детей, физкультурная площадка на территории детского сада. В групповых комнатах созданы учебные зоны, в том числе и физкультурные уголки с недостаточно разнообразным оборудованием. Пособия в физкультурных уголках меняются не систематически.
Опытно-экспериментальная работа предусматривала проведение констатирующего формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Уровень двигательного развития детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешно, если в качестве средства использовать физкультурно-игровую среду как основу для полноценного физического развития детей дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создавая физкультурно-игровую среду для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
В современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма ребенка, формирование необходимых знаний умений и навыков, воспитание психофизических качеств. И, решая задачу физического воспитания дошкольников - как воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка - педагоги стараются приложить все, зависящие от них, усилия, что создать соответствующую разнообразную среду.
Исследование позволило прийти к выводу, что поставленная цель формирующего этапа эксперимента достигнута. К концу эксперимента по нашим наблюдениям можно предположить, что в результате, применения и внедрения, постоянного пополнения физкультурно-игровой среды у детей дошкольного возраста повысился уровень физической подготовленности детей, уровень двигательной активности и физического развития.
1. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, JI. И. Лубышева / Теория и практика физ. культуры. 2011. - № 4. - С. 5-11.
2. Бернштей, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. — М.: Наука, 2007. — 495 с.
3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. / М.Р. Битянова. М.: Совершенство, 2007. - 298с
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.
5. Бочарова, Н. И. Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой комнаты / Н. И. Бочарова // Ребёнок в детском саду. — 2008. — № 1. — С. 5—9.
6. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учрежд. / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. — М.: Владос, 2013. — 176 с.
7. Голубева, Г. Н. Содержание физкультурно-оздоровительных технологий формирования активного двигательного режима ребенка до 6 лет / Г. Н. Голубева // Теория и практика физической культуры. — 2009. — № 11. — С. 52—54
8. Дедулевич, М. Н. Не пропустить миг игры: пособие для педагогов и родителей / М. Н. Дедулевич. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002. — 60 с.
9. Дедулевич, М. Н. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в интернатных учреждениях / М. Н. Дедулевич; БГУФК. — Минск, 2004. — С. 36.
10. Карманова, Л. В. Физическая культура в старшей группе детского сада: метод. пособие / Л. В. Карманова, В. Н. Шебеко. — Минск: Полымя, 2007. — С. 19.
11. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова [и др.]; под ред. С. А. Козловой. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
12. Лобынько, Л.В. Обеспечение здоровье сберегающего процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л.В. Лобынько, О.А. Ульянова. — Мн.: Зорны верасень, 2006.— 80 с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: "Академия", 2005.- 456с.
14. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
15. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 14-17.
16. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. — 3¬е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2006. — 304 с.
17. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. / Л.Н. Павлова. М.: Айрис-пресс, 2006. - 208 с.
18. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет.-М.: Сфера 2009. -128с.
19. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: метод. пособие для руковод. физич. воспит. дошкольных учреждений / под ред. С. О. Филипповой. — СПб.: Детство–Пресс, 2005. — 416 с.
20. Шебеко, В. Н. Физическая культура в средней группе дет¬ского сада: метод. пособие / В. Н. Шебеко, Л. В. Карманова. — Минск: Полымя, 2012. — С. 19.
21. Шишкина, В. Двигательное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / В. Шишкина / Пралеска: Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. - 2008. - N 12. - С. 10-14.
22. Шишкина, В.А. Оценка двигательного развития детей дошкольного возраста: новые подходы / В.А. Шишкина // Избранные научные труды ученых Могилев. гос. ун-та им. А.А. Кулешова / Могилев. гос. ун-т им. А.А. Кулешова; под ред. М.И. Вишневского. - Могилев, 2003. - С. 191-195.