ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретический аспект формирования ценностных ориентаций подростков
1.1 Аксиологические и психологические аспекты понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности
1.2 Иерархия системы ценностных ориентаций личности
ГЛАВА 2 Организация процесса формирования ценностных ориентаций подростков
2.1 Модель формирования ценностных ориентаций подростков
2.2 Организация процесса формирования ценностных ориентаций подростков
2.2.1 Принципы формирования ценностных ориентаций подростков
2.2.2 Стадии формирования духовных ценностных ориентаций личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Ценностные ориентации - важная часть общей культуры человека. Сформированность определённых ценностей играет важную роль в жизни каждого человека, особенностей у детей подросткового возраста [6, с. 43].
Современная образовательная ситуация ориентируется на развитие целостной, разносторонне развитой личности, способной к самоопределению в многообразии открывающихся в ней перспектив. Одним из неотъемлемых процессов в усилении гуманизации образования является - насыщение ценностно важными содержательными компонентами, играющими значительную роль в становлении мировоззрения, в духовном развитии подростка. Однако, основное влияние в подростковом возрасте на формировании личности оказывает не столько собственно содержание образования, сколько методы и технологии обучения и воспитания, характер и стиль педагогического общения. Нельзя также не учитывать влияния собственной субъективности, социальной среды и наследственности подростка [6, с. 44].
Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась философами: Н.А.Бердяевым, Н.О. Лосским, А.А. Лосевым, М.Каганом, социологами: У. Томасом, Ф. Знаменским, М.Вебером, психологами: А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, Л. И. Божович и педагогами: В. А. Караковским, В.А. Сластениным, И.Я Лернером, И.Л. Федотенко. Несмотря на значительный литературный материал по проблеме, вне поля зрения ученых оставался такой аспект как развитие ценностных ориентаций подростков [2] .
Несмотря на разносторонность и обширность исследований по данной проблеме, недостаточно раскрыт процесс формирования ценностных ориентаций подростков [2].
В настоящее время можно выявить противоречие между объективной потребностью общества в формировании ценностных ориентаций подростка,
ГЛАВА 1. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ «ЦЕННОСТЬ» И «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» ЛИЧНОСТИ
1.1 Аксиологические и психологические аспекты понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности
Теория ценностей вообще составляет раздел философии, который называется аксиологией (от гр. axia – ценность и logos – учение, слово). Вопросами оценки ценностей занимались еще философы древности. Основной вопрос общей теории ценностей: «Что есть благо?» впервые поставил еще мыслитель Древней Греции Сократ (ок. 470–399 до н.э. ).
Система ценностей и ценностных ориентаций входит составной частью в структуру личности. Решающим для деятельности личности является установлении определенной связи между системой ее ценностных ориентаций и системой основных жизненных функций.
Представления о ценностях имеют прямое отношение к воспитанию: личность формируется под воздействием «социальных программ как системы, функционирующих в системе ценностей. Реализация таких программ составляет содержание воспитания» [11, с. 75].
Более того, современные задачи воспитания подрастающего поколения вообще невозможно решать, не опираясь на ценности культуры, ценностные ориентации общества, не формируя у людей ценностные ориентации. И потому вполне уместно говорить о педагогической аксиологии [3].
Педагогическая аксиология – это раздел педагогических знаний, где воспитание, обучение и образование рассматриваются как ценности человеческой жизни [3].
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
2.1 Модель формирования ценностных ориентаций подростков
Н. Е. Щуркова выделяет несколько компонентов в модели формирования ценностных ориентаций: формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества; формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни; формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле; формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; формирование образа жизни, достойной человека; формирование жизненной позиции [15].
Рассмотрим содержание каждого компонента в интерпретации Н. Е. Щурковой [15].
Первый компонент включает в себя следующие ключевые вопросы:
- природа как все сущее, весь мир в многообразии его форм;
- природа, как совокупность естественных условий жизни человека, окружающая среда обитания человека;
- природа живая, как растительный и животный мир; как совокупность представителей флоры и фауны. Неживая природа. Связь живого и неживого;
- единство и гармония природы. Жизнь природы как симфония жизни: созвучие многообразных голосов природы; созвучие противоположных мелодий стихии. Сочетание противоречивого;
- целостность и прерывистость природы; единый круг жизни; взаимосвязь всего существующего; нарушение связи, как причина гибели природного явления;
- вечность и предельность природы. Времена года как ритмическая форма предельности жизни;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важность ценностей в жизни человека трудно переоценить. Под ними чаще всего подразумевается всё то, что обладает положительной значимостью для индивида, что является для его наиболее важным.
Стержнем личности человека является его мировоззренческая позиция, охватывающая нравственные ценности, принятые обществом, его ценностно-ориентационная направленность.
Большое количество исследователей обратили свой взгляд на проблему формирования ценностных ориентаций у подростков. Наше обращение к данной теме обусловлено нехваткой знаний у семьи и учителей о формировании ценностных ориентаций у детей.
Таким образом, опираясь на мнение исследователей в этой области и, учитывая возрастные особенности школьников подросткового возраста, а также важность данного возрастного периода в формировании системы ценностных ориентаций, в соответствии с которыми подросток будет строить свое дальнейшее поведение, мы выявили комплекс педагогических условий, способствующих, на наш взгляд, более эффективному формированию ценностно-ориентирующих структур личности.
Усвоение ценностей и норм, выработка системы ценностных ориентаций на уровне личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе.
Важный момент в работе с подростками это организация учебно-воспитательной работы, которая включает: приёмы самоутверждения, самовыражения, нахождение цели жизни, помощь разобраться во взаимоотношениях людей в различных ситуациях и социальных ролях, оценивание жизненных ситуаций.
1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: в 2 кн. Кн. 1. Казань, 1996. – 67 с.
2. Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка/Л.И. Божович. - М.: "Знание", 1979, - 40 с.
3. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 2001. – 1330 с.
4. Вадзiнскi, Д.I. Фармiраванне асобы студэнта i школьнiка на аснове духоўных каштоўнасцей грамадства: матэрыялы Рэсп. навук. - практ. Канф. Мн., 1996.
5. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
6. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника/И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 1985. - 104 с.
7. Ожегов. С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 23-е изд., испр. – М. : Рус. яз., 1991. – 917 с.
8. Педагогическая антропология: учеб. пособие / авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. - 274 с.
9. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич – Минск. : Современное слово, 2001. – 928 с.
10. Ремизов, В.А. // Философские науки. - 1997. - № 2. - С. 159-165.
11. Рябков, И.А. // Философия / под общ. ред. Ю.А. Харина. Мн., 1993.- 171 с.
12. Словарь русского языка: в 4 т. / М. - 1987. - 544 с.
13. Тугаринов, В.П. Избранные философские труды. Л., 1998. С. 259-264.
14. Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М., -1982. - 43 с.
15. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48 с.