ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками
1.2 Особенности экологических представлений детей дошкольного возраста
1.3 Формы ознакомления дошкольников с природой
1.3.1 Занятия как основная форма организации экологического воспитания в дошкольном учреждении образования
1.3.2 Игра, как метод экологического воспитания
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Определение уровня сформированности экологических представлений у дошкольников
2.2 Методические рекомендации по организации работы, направленной на формирование экологических представлений
2.3 Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду ‒ первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство ‒ начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности. Одним из главных принципов экологического образования признается принцип непрерывности, т.е. взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Надо сделать все, чтобы этот процесс начинался вовремя ‒ в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. А.В. Запорожец называл умение понять другого новым видом внутренней психической активности ребенка [1, с.78].
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и др.
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике ‒ проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную [2, с. 89].
В дошкольном возрасте, важно прививать детям положительные поступки. Ребёнок благодаря взрослому, начинать развиваться в таких понятиях, как «хорошо» и «плохо».
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Определение уровня сформированности экологических знаний у дошкольников
Экологические представления детей следует рассматривать, как оснащение дошкольниками знаний о природе, и активное использование этих знаний на практике.
Цель экспериментальной работы - изучить и оценить уровень экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Подобрать и провести диагностику сформированности экологических знаний у детей старшей группы.
2. Разработать методические рекомендации по формированию экологических представлений у дошкольников.
3. Выявить динамику сформированности экологических знаний.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа на базе ГУО «Ясли-сад № 2 г. Ганцевичи». В исследовании приняли участие две однородные группы детей, каждая из которых насчитывает по 10 детей в возрасте 5 ‒ 6 лет.
Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности экологических знаний детей контрольной и экспериментальной групп.
Задачи:
1. Учитывая возрастные особенности детей подобрать диагностируемый материал;
2. На основе подобранной методики провести диагностику сформированности экологических знаний детей контрольной и экспериментальной групп.
Для проведения констатирующего эксперимента нами был изучен диагностируемый материал, разработанный С.Н. Николаевой. Данная методика была адаптирована к конкретному эксперименту (Приложение А).
Констатирующая диагностика проходила в спокойной и естественной для детей обстановке. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале.
Сравнительная гистограмма распределения детей по уровням выполнения отдельно каждого задания в контрольной и экспериментальной группах приведена на рисунке 2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя анализ психолого-педагогической и методической литературы можно сделать следующие выводы:
‒ формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста;
‒ ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении;
‒ в дошкольном возрасте происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей;
‒ при систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика;
‒ в дошкольном возрасте закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
‒ отношение к природе поддается формированию: у дошкольников отношение не носит обобщенный характер — это отношение к тем конкретным объектам и явлениям, которые входят в пространство их жизнедеятельности;
‒ личностное (субъективное) отношение к природе у ребенка появляется на основе интереса к явлениям, объектам, событиям, процессам и происшествиям, с которыми знакомит его воспитатель, т.е. на основе знаний;
‒ формирование отношения и его проявление всегда связаны с деятельностью ‒ трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения;
первоосновой возникновения у ребенка отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней. Его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами;
‒ отношение к объектам и явлениям природы у дошкольника появляется только на основе эмоций ‒ чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение;
‒ формирование отношения к природе, появление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания;
‒отношение к природе может носить разные оттенки ‒ бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, осознанно-правильное, экономно-бережное и др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии ее достижения.
1. Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М., 2005. ‒ 326 с.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. ‒ Т. 4. ‒ С. 133.
3. Новое педагогическое мышление / Под ред. Академика ППНСССП А.В. Петровского. ‒ М., Просвещение, 1999. ‒ С. 238 ‒ 255.
4. Эльконин, Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М.: Педагогика. 1978. ‒ 483 с.
5. Виноградова, Н.А. Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду [Текст] : учеб.-метод. Пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. ‒ М. : Айрис-пресс, 2008. ‒ 256 с.
6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика. 1979. ‒ 428 с.
7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / C. Н. Николаева. ‒ М.: Академия, 2012. ‒ 224 c.
8. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. ‒ М.: Сфера, 2015. ‒ 128 c.
9. Давидчук, А.Н. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова. ‒ М.: Просвещение, 2012. ‒ 144 c.
10. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. ‒ 2004. ‒ № 4. ‒ С.14 ‒ 20.
11. Каменева Л.А., "Как знакомить дошкольников с природой", М., 2003.
12. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
13. Максимова М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 830.
14. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
15. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. ‒ 2005. ‒ № 2. ‒ С. 38 ‒ 41.
16. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. ‒ Москва: Центр педагогического образования, 2008. ‒ 128с.
17. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. ‒ Москва: АРКТИ, 2001. ‒ 128 с.
18. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. ‒ 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. ‒ Волгоград: Учитель, 2008. ‒ 286 с.
19. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. ‒ 2005. ‒ № 6. ‒ С. 10 ‒ 16.
20. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
21. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. ‒ Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.