Глава 2. Методические основания применения интерактивных технологий во взаимосвязанном обучении устной и письменной речи.
2.1. Методические предпосылки использования интерактивных технологий во взаимосвязанном обучении учащихся 5-6 классов устной и письменной речи
2.2. Анализ организации взаимосвязанного обучения устной и письменной речи в 5-6 классах учреждения общего среднего образования
Глава II. Методические основания применения интерактивных технологий во взаимосвязанном обучении устной и письменной речи.
2.1 Методические предпосылки использования интерактивных технологий во взаимосвязанном обучении учащихся 5-6 классов устной и письменной речи
Использование интерактивных технологий предполагает общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Традиционно выделяется три стороны общения: информативная (обмен информацией); интерактивная (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов); перцептивная (адекватное восприятие и понимание друг друга) [1, с. 217].
Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны, оно может проходить как на вербальном, так и невербальном уровне. Значимость общения со сверстниками является ведущим видом деятельности для подростков 10-15 лет. Именно интерактивность предполагает взаимодействие в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Этот подход является реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению английского языка, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.
2.2 Анализ организации взаимосвязанного обучения устной и письменной речи в 5-6 классах учреждения общего среднего образования
Технология взаимосвязанного обучения, являясь технологией развивающего обучения, предполагает активизацию потребностей учащихся в самоактуализации, самореализации, самосовершенствовании. Организация интерактивных занятий позволяет учащимся осознать свою принадлежность к коллективу, научить четко выражать мысли, анализировать и исследовать, принимать решения самому либо как части группы, воспитывать смелость и открытость выражать свое отношение по отношению к другим, помочь справиться со страхами, то есть развивать такие личностные качества, которые будут необходимы при работе в малой группе, и в обществе в целом.
Организация взаимосвязанного обучения устной и письменной речи с применением интерактивных образовательных технологий чрезвычайно важна.
Прежде, чем организовать микрогруппы и предложить им задания, необходимо подготовить учащихся к этому новому для них виду деятельности. Задача подготовительного этапа, как правило, заключается в том, чтобы определить уровень психологической готовности учащихся к обучению по новой педагогической технологии; создать условия психологического комфорта и ситуации успеха для учащихся.
Для достижения успеха нужно избегать сравнения детей или групп между собой, поскольку развитие личности процесс неравномерный, что означает наличие сильных и слабых учеников, которые не смогут ощутить вкус победы, который является стимулом к учебе, труду, активной работе на уроке.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001.– 384 с.
2. Тарнаева, Л. П. Обучение студентов 5 курса языкового педагогического вуза письменной речи в контексте диалога культур: автореф. дис. ... канд. пед. Наук /Л.П. Тарнаева. – СПб, 2000.– 45 с.
3. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики /М.М. Бахтин. – М.: Худож. лит., 1975.– 213 с.
4. Matarese, V. Collaborative research writing: developmental editing with an underlying educational vein / V. Matarese // Supporting research writing: roles and challenges in multilingual settings. – Oxford: Chandos, 2013. – Р. 221–235.
5. Учебная программа для учреждений общего среднего образования Министерство образования республики Беларусь с русским языком обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2017.– 312 с.
6. Одинокая, М.А. Проблемы и трудности применения интерактивных технологий обучения/ М.А. Одинокая // Информационно- телекоммуникационные системы и технологии, 16-17 окт. –М.: Кузбасский государственный университет им.Т.Ф. Горбачева, 2015.– 24 с.
7. Шамов, А.М. Методика преподавания иностранных языков : общий курс : [учебное пособие] / отв.ред. А. М. Шамов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : АСТ : АСТ МОСКВА: Восток - Запад, 2008. - 253 с.
8. Краевский, В. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. —352 с
9. Болотов, В.А. Условия эффективного использования результатов оценки образовательных достижений школьников / В. А. Болотов, И. А. Вальдман // Педагогика. – 2012. – № 6.– C. 21-24.
10. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г. А. Цукерман [и другие].– Москва: Владос-пресс, 2007.– 133 c.