ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРУШКИ
2.1 Сформированность творческого воображения в игре в экспериментальной и контрольной группе
2.2 Тематический план игр, занятий с использованием игрушек для развития творческого воображения
2.3 Анализ изменений и полученных результатов экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРУШКИ
2.1 Сформированность творческого воображения в игре в экспериментальной и контрольной группе
Наше исследование опиралась на поставленную в начале работы гипотезу.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ГУО «Детский сад № 56 г. Барановичи». В исследовании принимали участие воспитанники двух старших групп: «Почемучки» - контрольная группа (15 детей) и «Звёздочки» - экспериментальная группа (15 детей) (Приложение А).
Цель нашего исследования – изучить сформированность творческого воображения детей дошкольного возраста.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Подобрать и провести диагностику сформированности творческого воображения детей дошкольного возраста.
2. Разработать тематический план игр, занятий с использованием игрушек для развития творческого воображения.
3. Выявить динамику сформированности творческого воображения.
Для определения уровня сформированности творческого воображения дошкольников, нами использовались методы: наблюдение, беседа, методики Р.С. Немова «Скульптура», «Нарисуй что–нибудь», Е.А. Панько «Придумай игру». (Приложение Б).
Экспериментальное исследование в спокойной и естественной для детей обстановке. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале.
2.2 Тематический план игр, занятий с использованием игрушек для развития творческого воображения
Цель нашей работы разработать и реализовать систему работы по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста.
Для дошкольников фантазии – это всегда эмоциональный процесс, возможность выйти за рамки действительности и способ познания мира без каких-либо ограничений. Последнее стимулирует познавательные способности ребенка, способствует его творческому и интеллектуальному развитию.
Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой, создают определенные образы. Играя ими, дети воспроизводят свои впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр.
Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития творческого воображения детей. Так, в зависимости от возраста, они строят из песка пароходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке, «разбивают» в песочнике небольшой садик, лепят посуду, животных из глины. Из обрезков дерева, шпагата, цветной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т.п
2.3 Анализ изменений и полученных результатов экспериментального исследования
Цель: определить эффективность реализации системы работы по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста.
В гистограмме 4 (см. Рис. 2.4.) можно увидеть сравнительные результаты выявления уровня развития творческого воображения детьми дошкольного возраста экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике «Скульптура»
Показатели, полученные нами в результате проведения диагностической методике «Скульптура», представлены в таблице (Приложение З) и в гистограмме 4.
Анализируя результаты контрольного этапа эксперимента по изучению творческого воображения дошкольников, мы видим, что значительно изменились показатели в экспериментальной группе: один ребёнок показал низкий уровень (7 %), на среднем уровне 8 детей (53 %) и на высоком уровне находятся 6 детей (40 %).
После проведённой работы, дети старались продумывать свою скульптуру, её детали, цветами, для чего она нужна, что умеет делать. Например, Илона У. придумала про свою скульптуру сказку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития творческого воображения актуальна и значима в настоящее время, так как уровень её сформированности определяет полноту познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения в школе и развитие личности в целом.
В настоящее время развитию творческого воображения уделяют мало времени, поэтому ведущая роль в обозначенном направлении отводится дошкольному образовательному учреждению.
В теоретической части исследования было изучено: воображение дошкольников, воспитательное и развивающее значение игрушки, использование игрушки в различных видах деятельности.
Игрушка - это основной атрибут игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, через который ребёнок познаёт окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Цель нашего исследования - изучить сформированность творческого воображения детей дошкольного возраста.
В процессе написания курсовой работы мы опирались на поставленную нами гипотезу: развитие творческого воображения посредствам игрушки. После проведённого нами вторичного исследования, мы подтвердили эффективность использования игрушки, как средства развития не только творческого воображения, но и развитие связной речи и познавательных процессов.
1. Белкина, В. Н. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / В. Н. Белкина, М. А. Сивкова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 2. – С. 95–98.
2. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
3. Васильева, О. К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников : учеб.-метод. Пособие для студентов вузов / О.К. Васильева. – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2000. – 124 с.
4. Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно–ролевых игр детей / О.К. Васильева. — Мозырь: Содействие, 2013. – 152 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 26–32.
6. Григорович, Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема / Л.А. Григорович. – Челябинск, 2006. – 271 с.
7. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. – 128 с.
8. Жолнерович, Н. Игрушка: ее место и роль в воспитании ребенка / Н. Жолнерович, М. Калиновская // Пралеска. – 2007. – № 12. – С. 6–9.
9. Жолнерович, Н. Игрушка: ее место и роль в воспитании ребенка. Дидактические игрушки / Н. Жолнерович // Пралеска. – 2008. – № 1. – С. 35–37.
10. Козырева, Н. А. Развитие творческой позиции старших дошкольников в игре с противоречиями / Н. А. Козырева // Веснік МДУ імя А.А. Куляшова. – 2008. – № 4. – С. 221–225.
11. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Е. Е. Кравцова. – М.: Просвещение, 1996. – 160 с.
12. Кудрявцев, В. Т. Развитие творческих способностей и эстетическое воспитание дошкольников / В. Т. Кудрявцев // Журнал практического психолога. – 2011. – № 1. – С. 114–149.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов / В. С. Мухина. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
14. Одинцова, О.Ю. Роль куклы в развитии ребенка / О. Ю. Одинцова, Н. В. Пережигина //Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно‐практической конференции, г. Ярославль, 19–21 мая 2011 г.: Ч. I. Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011. – С. 376–379.
15. Петров, И. Ф. Театр предметных кукол / И. Ф. Петров. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 53 с.
16. Петровский, А. В. Общая психология / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.
17. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
19. Учебная программа дошкольного образования / Минск : Аверсэв, 2016. – 416 с.
20. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1990. – Т. 5. – 528 с.
21. Черданцева, А. Влияние авторской сказки в рамках театра кукол на развитие воображения дошкольников / А. Черданцева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – С. 31–45.
22. Черданцева, А. Технология развития творческого воображения дошкольников / А. Черданцева // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 112–120.
23. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
24. Якшина, А. Особенности развития воображения у дошкольников из семей с одним ребенком или двумя детьми / А. Якшина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 12. – С. 104–108.