1.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного возраста и психические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Понятие и содержание взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования в интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе
1.3 Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе
1.4 Сущность, методы и формы взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования в формировании у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальной готовности к школе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного возраста и психические особенности детей старшего дошкольного возраста
У ребёнка с рождения формируются психолого-педагогическая готовность к обучению в учреждении среднего образования, посредствам: игры, общения, труда и регламентированной деятельности дошкольника. Конечно, не стоит преувеличивать и говорить, что старший дошкольник полностью готовый ученик, необходимо рассматривать его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе.
По их мнению исследователей З. Икуниной, Н. Поддьякова, Л. Венгера, А. Леонтьева, дети старшего дошкольного возраста имеют свои отличительные физические и психические особенности, чем дети среднего дошкольного возраста.
В период старшего дошкольного возраст зарождаются новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Старший дошкольный возраст принято считать детей от 5 до 6 лет. Именно в этот период активизируется процесс роста и изменения пропорции тела ребенка. Координация при выполнении движений становится практически идеальной. Движения детей выходят на новый уровень развития, активно развиваются двигательные способности, двигательный опыт детей расширяется.
1.2 Понятие и содержание взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования в интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе
В основе понятия «взаимодействие» по С. Ожегову лежит: связь двух явлений, а так же взаимная поддержка [12]. Следовательно, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи представляет собой совместную деятельность, которая осуществляется с помощью социальной перцепции и общения.
Ответственность о процессе воспитания и развития детей несут родители, а учреждения образования призваны помогать, направлять, поддерживать и дополнять их деятельность. В процессе сотрудничества и взаимодействия.
С помощью тесного сотрудничества педагогов и родителей решаются различные индивидуальные проблемы.
В своем исследовании под «взаимодействием дошкольного образовательного учреждения с семьей в формировании готовности детей к обучению в школе» мы понимаем систематический и длительный процесс совместной деятельности воспитателей и родителей, основанный на их взаимопонимании по вопросам содержания, форм осуществления подготовки современного ребенка к школе и взаимной потребности добиться высоких результатов готовности его к школьному обучению.
1.3 Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе
Большинство родителей считают, чем больше их ребёнок воспроизводит слов, тем он лучше развит. Это предубеждение, является ошибочным, так как речь и мышление развивается по-разному.
К старшему дошкольному возрасту, как было отмечен выше, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, их мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника [2].
1.4 Сущность, методы и формы взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования в формировании у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальной готовности к школе
Взаимодействие дошкольного учреждения образования с семьей в подготовке детей к обучению в школе может быть эффективным при соблюдении педагогических условий, таких как формировании активной родительской позиции на основе современных форм организации взаимодействия (дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр); обеспечении индивидуального консультирования родителей об особенностях и проблемах готовности ребенка к обучению в школе и возможных способах преодоления существующих проблем.
В дошкольном учреждении актуальным вопросом является процесс наиболее эффективных форм деятельности педагога, направленных на развитие личности ребенка, подготовку его к обучению в школе. Формами принято считать, разнообразные организации деятельности и общения педагога с родителями.
Существуют современные формы работы с родителями (деловых игр, дискуссий, круглых столов). В течении проведения таких мероприятий родители делятся опытом и задают вопросы по проблеме готовности своих детей к обучению в школе. В процессе деловой игры у родителей формируется правильное понимание процесса обучению в школе. При проведении круглых столов по теме готовности к школе старших дошкольников родители получают рекомендации, как правильно подготовить дошкольника к поступлению в школу, определить особенности обучения.
1. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис. канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. - Екатеринбург, 2014. – 230 с.
2. Арнаутова, Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 9. - С. 52 - 58.
3. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника [Текст] / Е.П. Арнаутова. - М., 2014. – 79 с.
4. Ашикова, С. Воспитатель и родители// Дошкольное воспитание. – 2013. – №10. – С.44-47.
5. Белова, Л.В. В семье будущий первоклассник [Текст] / Л.В. Белова. - М, 2006. – 61 с.
6. Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям// Дошкольное воспитание.- 2013. - №6. - С.82-92.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Божович Л.И.- Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 2007. - 352 с.
8. Волкова, Е. Готов ли ребенок к школе? Организация совместной работы педагогов и родителей // Дошкольное воспитание. - 2011. - №8.- С. 99-101.
9. Галко, Е.Н. Семейный клуб как средство социализации ребенка: дис. .канд. пед. наук /Е.Н. Галко. - Великий Новгород: БИ, 2013. - 154 с.
10. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И.Гуткина – 4-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2004. – 295 с.
11. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И.Мусиенко. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 224 с.
12. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Около 60 000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С.И. - М.: Оникс: Мир и Образование, 2007 - 973 с.
13. Парамонова, Л., Алиева, Т., Арушанова, А. Дошкольное учреждение и начальная школа: Проблема преемственности // Дошкольное воспитание. – 2012. - №4. - С.97-104.