ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2. Эстетическое воспитание подростков как важнейшее условие развития личности
1.3. Основные аспекты организации досуговой деятельности подростков
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
2.1. Анализ организации культурно-досуговой деятельности подростков в агрогородке Кваторы Берестовицкого района Гродненской области
2.2. Разработка плана мероприятий по организации культурно-досуговой деятельности подростков в Кваторском доме культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Область изучения досуга является объектом научного интереса. В философии свободное время и досуг исследуются как способ организации пространства для осуществления специфических общественных процессов, здесь определяются основные характеристики досуга, его социальная ценность, роль во взаимодействии с рабочим временем. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, изучает содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере. Комплексные составляющие данных наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. (6)
Потребность рассмотреть проблему эстетического воспитания подростков возникла в результате анализа негативного воздействия социально-экономических, политических и социокультурных факторов на подрастающее поколение, которые значительно ухудшили процесс и результат воспитания. Недооценка проблемы воспитания стала одной из причин кризиса таких социальных институтов, как культурно-досуговые учреждения, образовательное учреждение, семья, детская и молодежная субкультура и др. При этом практика показывает, что современные институты воспитания не только утратили позитивный опыт воспитательной деятельности, стабильность и устойчивость присущего им воспитательного пространства, но и не всегда умеют по-современному планировать, организовывать, оптимизировать воспитательный процесс.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психофизиологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Подростковый возраст охватывает период жизни человека от 11 до 18 лет. Он считается самым трудным кризисным период в жизни человека, сопровождающийся как физиологической и физической, так и психологической перестройкой организма. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни, представляющий собой период становления личности. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
2.1. Анализ организации культурно-досуговой деятельности подростков в агрогородке Кваторы Берестовицкого района Гродненской области
На уровне местного самоуправления Берестовицким районным исполнительным комитетом разрабатываются Постановления и Распоряжения с целью регулирования культурно-досуговой деятельности детей и подростков. Главными социальными институтами работы с данной категорией населения являются учреждения образования и культуры. В районе насчитывается 12 сельских клубных учреждений, районный Центр культуры, районный учебно-методический центр, деятельность которых направлена на усовершенствование работы с подростками. С целью выявления особенностей организации культурно-досуговой деятельности подростков, мы провели исследование в агрогородке Кваторы Берестовицкого района Гродненской области. Задачи исследования:
подобрать выборку исследования;
разработать диагностический инструментарий;
организовать проведение анкетирования;
провести обработку данных;
сделать выводы и дать рекомендации;
дать характеристику организации досуга подростков в сельском Доме культуры агрогородка Кваторы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моя курсовая работа была посвящена вопросу организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности. Была проанализирована литература по проблеме организации досуга, изучены теоретические основы, сущность досуга и культурно-досуговой деятельности, социально-психологические особенности досуга подростков, а также разработано и проведено исследование, основной целью которго было определение направленности досуговой деятельности, степень удовлетворенности организацией досуга в агрогородке и то, каким образом распределяют свое свободное время подростки.
Анкетирование позволило выявить интересы подростков, какие кружки они предпочитают посещать, чем хотели бы занять своё свободное время и как его организуют на данном этапе. Проведенное исследование показало, что досуговая самореализация подростков в большей степени осуществляется вне учреждений культуры и обусловлено воздействием современных телекоммуникационных систем - телевидения, интернета, которые выступают как наиболее влиятельные источники эстетического и социализирующего воздействия. В данной ситуации именно культурно-досуговым учреждениям отводится ведущая роль по организации досуговой деятельности подростков. Результатом данной деятельности должен стать переход от простых форм деятельности к более сложным: от пассивного отдыха - к активному, от физических форм рекреации - к духовному наслаждению, от пассивного усвоения культурных ценностей - к творчеству.
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А.Аванесова – М.: Аспект Пресс, 2006 – 236с.
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова – М.: Изд-во центр "Академия", 2002 – 159с
3. Еремин В.А. Улица – Подросток – воспитатель / В.А.Еремин – М., 1991 – 85с. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / А.Д. Жарков, В.М. Чижикова – М.: МГУК, 1998. – 461 с.
4. Кон И.С. Юность как социальная проблема // Молодёжь и общество / И.С. Кон – М.: Просвещение, 1973 – 250с.
5. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д.: Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников – М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1995 – 136с.
6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений / А.Г.Лидерс – М.: Изд. Центр "Академия", 2003 – 256с.
7. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. Книга для учителя / Л.Р. Мадорский, А.З. Зак – М.: Просвещение, 1991 – 95с. Махов Ф.С. Подросток и свободное время / Ф.С. Махов – Л., 1982 – 180с.
8. Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория-практика / В.В Полукаров – М., 1995 – 118с.
9. Соколов Р.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства / Р.В.Соколов – М.,1992 – 120с.
10. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга / Ю.А.Стрельцов – М.,2003 – 296с.
11. Фельдштейн Д.М. Психология воспитания подростков / Д.М. Фельдштейн – М.,1978 – 167с.
12. ЗАКОН РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 4 чэрвеня 1991 г. № 832-XІІ Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь