ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
1.1 Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение школьников
1.2 Возрастные особенности личности подростка
1.3 Проявление кризисных состояний
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОПРОВОЖДЕНИЙ
2.1 Условия педагогического сопровождения
2.2 Методика и технологии педагогического сопровождения
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на то что понятие «педагогическое сопровождение» в отечественной науке, теории и практике стало функционировать сравнительно недавно, с середины 90-х гг. прошлого века (в рамках концепции педагогической поддержки и заботы, созданной О.С. Газманом в содружестве с Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфиным и др., заострившими внимание педагогов на проблеме создания условий, необходимых для самореализации индивидуальности каждого человека), его, без преувеличения, можно определить одним из центральных в педагогике, системе образования. От толкования его сущности зависит направленность педагогической деятельности, ее стилистика, особенности организации педагогического процесса и устанавливаемые в нем связи между педагогом и обучающимся, самими обучающимися.
Согласно Кодексу об образовании Республики Беларусь, целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося [7].
Подростковый возраст многие определяют, как «второе рождение». Больше всего конфликтов приходится на этот период. Подростковый возраст ещё называют периодом кризисов. В этом возрасте решается очень много важных вопросов: кризис идентичности, кризис авторитетов, сексуальный кризис, страх ролей, гормональный диссонанс вследствие чего получается эмоционально-психологический стресс, растянутый временем. Для этого периода жизни свойственно возникновение разнообразных форм нарушения поведения. Примерно до 90% подростков имеют тот или иной тип акцентуаций характера.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
1.1 Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение школьников
В современном образовании педагогическая поддержка рассматривается как особое направление педагогической деятельности, последовательно развивающее принципы личностно ориентированного образования, которое «не только провозглашает ребенка субъектом образования, но и стремится практически обеспечить субъект-субъектные, равноправные, доверительные отношения» [10, с. 3] участников образовательного процесса.
У истоков обоснования отечественными педагогами взаимосвязи воспитания и саморазвития ребенка стоял О. С. Газман, который теоретически и практически доказал значимость педагогической поддержки и защиты детей. Педагогическая поддержка детей, по О. С. Газману, это … «превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)» [4 с. 39].
Педагогическая поддержка как принцип действий в педагогическом процессе, основанный на предъявлении требований к ребенку в соответствии с его реальными и потенциальными возможностями, предполагает, что главным правилом взаимодействия учителя и ученика является создание условий для преодоления ребенком очередного препятствия, для развития интеллектуального, нравственного, эмоционального, волевого потенциала. В результате такого взаимодействия ребенок должен почувствовать себя человеком, способным на поступок [6, с. 233].
Выводы по главе 1
Проанализировав педагогическую и психологическую литературу по выбранной теме, мы можем сделать следующие выводы.
Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельности, заключающаяся в оперативной помощи в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которая нацелена на помощь ему в решении индивидуальной проблемы.
Важным условием педагогической поддержки является то, что она подразумевает режим общения, диалога и сотрудничества взрослого и ребенка.
Подростковый возраст называют самым сложным и ответственным в жизни ребенка и его родителей. Он считается кризисным, потому что в это время осуществляются резкие качественные изменения, которые затрагивают все стороны развития и жизни. Кризис данного периода в жизни человека связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОПРОВОЖДЕНИЙ
2.1 Условия педагогического сопровождения
Сопровождение – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является разрешение ситуации жизненного выбора, решение и действие, ведущее к изменению положения сопровождаемого. В педагогике это деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора.
Цель: педагогическое сопровождение детей направлено на создание таких социально-педагогических условий, в которых у любого школьника была бы возможность стать активным участником всех событий, происходящих в школе. Ребенок получает возможность иметь собственный внутренний мир, развивать его, строить отношения с другими детьми. Если социальное сопровождение выстроено с учетом возрастных особенностей ребенка, формируется воспитательно-образовательная среда, которая будет способствовать успешной учебе, гармоничному развитию «трудного» школьника.
Для работы по профилактике подростков следует применять следующие правила:
• прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;
• определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
• необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
• признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
• владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми.
Выводы по главе 2
Проанализировав организацию педагогических условий сопровождения, мы можем сделать следующие выводы.
Распространение кризисных проявлений в поведении детей и подростков диктует необходимость принятия срочных мер по их социально-педагогической поддержке.
Для эффективной реализации процесса педагогического сопровождения необходимо соблюдать ряд условий, например, учитывать индивидуальные особенности учащихся, организовывать благоприятную образовательную среду, способствовать развитию коммуникации подростка его становлению в коллективе, применять различные виды деятельности, способствующие повышению интереса подростков и др.
Необходимо проведение системного анализа индивидуальных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении подростков, с учётом которых должна строиться и осуществляться программа по профилактики и коррекции этого поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав педагогическую и психологическую литературу по выбранной теме, мы можем сделать следующие выводы.
Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельности, заключающаяся в оперативной помощи в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которая нацелена на помощь ему в решении индивидуальной проблемы.
Важным условием педагогической поддержки является то, что она подразумевает режим общения, диалога и сотрудничества взрослого и ребенка.
Подростковый возраст называют самым сложным и ответственным в жизни ребенка и его родителей. Он считается кризисным, потому что в это время осуществляются резкие качественные изменения, которые затрагивают все стороны развития и жизни. Кризис данного периода в жизни человека связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Проанализировав организацию педагогических условий сопровождения, мы можем сделать следующие выводы.
Распространение кризисных проявлений в поведении детей и подростков диктует необходимость принятия срочных мер по их социально-педагогической поддержке.
Для эффективной реализации процесса педагогического сопровождения необходимо соблюдать ряд условий, например, учитывать индивидуальные особенности учащихся, организовывать благоприятную образовательную среду, способствовать развитию коммуникации подростка его становлению в коллективе, применять различные виды деятельности, способствующие повышению интереса подростков и др.
1. Божович, Л.И. Подростковый возраст / Л.И. Божович // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. – Академия, 2003. – С. 214–219.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2000. – 304 с.
3. Вержибок, Г.В. В помощь психологу / Г.В. Вержибок, Н.С. Криволап, О.А. Минич. – Минск: Красико-принт, 2003. – 176 с.
4. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С. Газман // Новые ценности образования. – М., 1995. – № 2. – С. 39–40.
5. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондрашенко. – Минск: Аверсэв, 1988. – 202 с.
6. Костерина, И.В. Сущность педагогической поддержки развития у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации / И.В. Костерина // Ученые записки. – Курск: Курский государственный университет, 2013. – № 2. – С. 231–235.
7. Кодекс Республики Беларусь от 13.01.2011 N 243-З (ред. от 26.05.2012) «Кодекс Республики Беларусь об образовании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://research.bsu.by/wp-content/uploads/2014/04/code-on-education-243-3-13.01.2011-ed-2012.pdf. – Дата доступа:
8. Кукушина, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scibook.net/tehnologii-obrazovatelnyie-sovremennyie/pedagogicheskie-tehnologii-uchebnoe-posobie.html. – Дата доступа:
9. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
10. Михайлова, Н.Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Academia, 2006. – 208 с.
11. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 608 с.
12. Памятка для родителей. Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cov1602.mskobr.ru/files/pamyatki_dlya_oo_roditeli_fevral_2016-new.pdf.
13. Поддубная, Т.Н. Социально-педагогическая поддержка в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры: учебно-метод. пособие для социальных педагогов, социальных работников, воспитателей / Т.Н. Поддубная, О.В. Агошкова. – Майкоп, 2010. – 134 с.
14. Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/2917205.html. – Дата доступа:
15. Рощина, О.Н. Социально-педагогическая поддержка ребенка в трудной жизненной ситуации / О.Н. Рощина // Социально-педагогическая поддержка ребенка: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. – М.: АПКиППРО, 2009. – С. 290–294.
16. Рыжковская, Т.Л. Основы психологии и педагогики / Т.Л. Рыжковская. – Минск: МИУ, 2010. – 309 с.
17. Рылеева, А.С. Кризисные периоды и состояния детей и подростков и пути их преодоления: учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. – 215 с.
18. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2000. – 336 с.
19. Сластенин, В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
20. Сопровождение развития детей-сирот: психолого-педагогические проблемы / О.Ф. Горбунова, Е.А. Калягина. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2008. – 238 с.
21. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с.
22. Юрьева, Л.Н. Кризисные состояния / Л.Н. Юрьева. – Днепропетровск: Арт-Пресс, 1998. – 156 с.
23. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1 / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.