Введение
Глава 1 Коммуникативные стратегии и тактики
1.1 Понятие коммуникативной стратегии и тактики
1.2 Классификация коммуникативных стратегий
Выводы по главе 1
Глава 2 Практический анализ использования тактик и стратегий манипулирования в деловом дискурсе
2.1 Использование тактик и стратегий манипулирования в деловом дискурсе на примере сериала «карточный домик»
2.2 количественный анализ полученных тактик и стратегий манипулирования в деловом дискурсе на примере сериала «Карточный домик»
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы коммуникации имеют первостепенное значение для современного общества, поскольку коммуникация означает передачу и обмен сообщениями, что происходит постоянно между вступившими в общение коммуникантами. Успех коммуникативного взаимодействия - это всегда осуществление речевого замысла говорящих и убеждение слушателя, а также его нужная эмоциональная реакция.
В процессе коммуникации не только передается информация, но детерминируется характер отношений между коммуникантами. Эффективной коммуникацию можно считать тогда, когда цели, поставленные коммуникантами, достигаются в наибольшей степени.
Достижение их возможно посредством конкретных действий, умений и навыков, которые не являются врожденными, а именно: посредством грамотного использования коммуникативных стратегий и тактик в речи.
Одной из распространенных разновидностей речевого воздействия является манипулирование – скрытое воздействие, вынуждающее собеседника как-то реагировать, но неосознанно или вопреки собственному мнению. Главными признаками манипуляции считаются психическое влияние, его скрытность и применение особых приемов и знаний. Речевым называют манипулирование, целенаправленно применяющее различные особенности устройства и употребления языка. На основе этих приемов выстраиваются различные речевые стратегии и тактики.
Актуальность работы обусловлена тем фактом, что сфера делового дискурса расширяется, для грамотного ведения переговоров специалистам необходимо владеть как вербальными средствами речевого воздействия, так и оказывать невербальное влияние. Для этого необходимо всестороннее изучение деловой коммуникации.
Цель курсовой работы – проанализировать стратегии и тактики манипулирования в деловом дискурсе.
На основании цели курсовой работы были выдвинуты следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий коммуникативной стратегии и тактики.
2. Классифицировать коммуникативные стратегии.
3. Провести практический анализ использования коммуникативных тактик и стратегий манипулирования в деловом дискурсе на примере сериала «Карточный домик».
4. Провести количественный анализ полученных результатов.
Объект исследования – коммуникативные стратегии и тактики.
Предмет исследования – тактики и стратегии манипулирования в деловом дискурсе.
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы по выбранной теме, качественный анализ, количественный анализ, анализ и синтез.
Практическая значимость работы заключается в том, что теоретический и практический материал может быть использовав при изучении языковых особенностей делового дискурса.
ГЛАВА 1 КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ
1.1 Понятие коммуникативной стратегии и тактики
Стратегия является центральным теоретическим понятием в теории прагматики. Некоторые склонны понимать под понятием стратегии цепочку решений одного из коммуникантов, коммуникативный выбор того или иного набора речевых действий и средств языка. Согласно другой точке зрения стратегию связывают с осуществлением набора определенных целей в процессе общения. Оба подхода не противопоставляются друг другу, а наоборот, склонны взаимодополнять, так как совокупность этих двух точек зрения способна наиболее отчетливо и полно раскрыть многоуровневость и многофункциональность языкового общения и его построения. Таким образом, следует отметить, что наиболее удобно и целесообразно рассматривать понятие стратегии, а именно коммуникативной стратегии, на примере речевой ситуации между адресатом и адресантом, т. е. в процессе общения, диалога, т. к. именно «диалог стал незаменимой базой для коммуникативно-функциональных исследований» [5, с. 200].
В состав речевой стратегии входит планирование непосредственного процесса коммуникации, который определяется особенностями условий общения и личностей коммуникантов, а также сама реализация этого плана. Из этого следует, что речевая стратегия, как и стратегия в любой сфере деятельности (ср. военная стратегия, политическая стратегия, экономическая стратегия и т.д.), предполагает прогнозирование будущей ситуации и выбор средств достижения поставленной цели. Необходимо отметить, что конечной целью любой речевой (коммуникативной) стратегии является воздействие на адресата, так как она ориентирована на коррекцию его интеллектуальной, волевой, эмоциональной сферы.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАКТИК И СТАРТЕГИЙ МАНИПУЛИРОВАНИЯ В ДЕЛОВОМ ДИСКУРСЕ
2.1 Использование тактик и стратегий манипулирования в деловом дискурсе на примере сериала «Карточный домик»
Прежде, чем непосредственно перейти к тактикам манипулирования, рассмотрим подробнее, что представляет собой материал для исследования, проведем параллели с реальной политикой.
Итак, сериал «Карточный домик» (House of Cards) вышел на экран в 2013 году. Первые два сезона сериала вышли в тот момент, когда наблюдалось падение рейтинга популярности президента Обамы. Республиканцы и многие влиятельные демократы критиковали нерешительность президента и его администрации во внутренней и внешней политике. Вероятным аналогом Обамы в сериале стал президент Гаррет Уокер – бывший юрист, не обладающий инстинктами лидера. В свою очередь, прагматичный, жесткий и агрессивный Андервуд является абсолютной противоположностью Уокера. Складывается ощущение, что создатели картины пытаются показать два фундаментальных образа американских президентов. Сам Обама, будучи поклонником сериала, не раз говорил, что восхищается политическими талантами Андервуда, но ценит принципиальность и честность Уокера. В итоге принципиальность и честность проигрывают, когда Андервуд добивается своей цели – отставки президента.
Третий сезон показывает политический кризис в американо-российских отношениях. Президент России Виктор Петров представлен как бывший глава КГБ, который жестко отстаивает интересы своей страны на международной арене. В центре сюжетной линии два конфликта – внешнеполитический (Иорданская долина) и внутриполитический (закон о запрете гей-пропаганды в России). В результате длительных переговоров лидеры стран договариваются о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке, а президент Петров объясняет Андервуду православные традиции России, куда невозможно имплементировать многие законы либерального характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сказать, что отсутствие единой классификации коммуникативных стратегий, а также недостаток в едином, общепринятом определении понятия коммуникативной стратегии представляет собой серьезную проблему для исследователей, поскольку отсутствие единого унифицированного списка классификационных критериев делает крайне затруднительным сравнительно-сопоставительный анализ реализации коммуникативных стратегий и тактик в текстах.
Стратегии и тактики могут либо дополнять друг друга, либо могут отличаться в зависимости от критериев, которые лежат в их основе. Выбор той или иной стратегии или той или иной тактики речевого общения зависит от множества факторов, среди которых чаще выделяются коммуникативно-прагматические цели коммуникантов, их социальные, психологические, профессиональные характеристики, а также условия, при которых разворачивается та или иная коммуникативная ситуация.
Во второй главе курсовой работы мы исследовали употребление тактик и стратегий манипулирования в деловом дискурсе на примере сериала «Карточный домик». В процессе работы мы использовали финальный эпизод первого сезона сериала. На основании проведенного качественного и количественного анализа мы можем сделать следующие выводы.
В приведенном эпизоде были выявлены следующие тактики и стратегии манипулирования:
• запутывание;
• запугивание;
• скрытое принуждение;
• ложное вовлечение;
• суггестия;
• побуждение;
• обесценивание:
• игнорирование.
Наиболее частотными являются тактики запугивания (28%), обесценивания (28%), побуждения (20%). Данные тактики можно отнести к стратегиям агрессивной направленности. Однако по средствам этих стратегий манипулятора легко воздействовать на оппонента и добиваться желаемых результатов.
Наименее употребительными являются тактики скрытого принуждения, ложного вовлечения и игнорирования, так как они менее эффективны при достижении манипулятором желаемых целей.
1. Алесинская, Т.В. Маркетинг: учеб, пособие для подготовки к итоговому междисциплин, экзамену проф. подготовки маркетолога / Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека. – Таганрог: ТРТУ, 2006. – 241 с
2. Борисова, И.Н. Категория цели и аспекты текстового анализа / И.Н. Борисова // Жанры речи. – № 2. – Саратов: Колледж, 1999. – С. 81–961
3. Галстян, А. «Карточный домик»: как в кино отражается реальная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/politics/01/06/2017/592fe4f19a7947480e5790b7. – Дата доступа: 30.04.2018
4. Горшкова, О.В. Коммуникативная стратегия в диалогическом дискурсе / О.В. Горшкова // Актуальные проблемы коммуникации и культуры. – Москва-Пятигорск: Пятигорск. гос. лингв. ун-т, 2005. – №2. – С. 24–28
5. Грушевская, Т.М. Модулярный подход к анализу текста/дискурса: вклад женевской лингвистической школы / Т.М. Грушевская, Н.Ю. Фанян // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. – 2012. – № 2. – С. 199–203
6. Иссерс, O.C. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. – М.: ЛКИ, 2008. – 288 с
7. Калинин, К.Е. Коммуникативные стратегии убеждения в англоязычном политическом дискурсе: дис. канд. филол. наук. / К.Е. Калинин. – Н. Новгород, 2009. – 187 с
8. Леонтьев, А.А. Язык, речь и речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Комкнига, 2005. – 212 с
9. Нерушева, Т.В. Коммуникативные стратегии и тактики: межкультурный аспект / Т.В. Нерушева // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – Орел: Орловский государственный университет экономики и торговли, 2017. – С. 302–305
10. Попова, Е.С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте / Е.С. Попова // Известия Уральского государственного университета. – 2002. – № 24. – С. 276–288
11. Федорова, Л.Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения ЛЛ. Федорова // Вопросы языкознания. – 1991. – № 6. – С. 46–50
12. Цветкова И.В. Обучение коммуникативным стратегиям и тактикам на занятиях по речеведческим дисциплинам в техническом вузе / И.В. Цветкова, Т.А. Иванова // Образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научной заочной конференции. – Тверь: ООО «СФК-Офис», 2017. – С. 126–130
13. Янко, Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи / Т.Е. Янко. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 384 с
14. Dijk, T.A. van Strategies of Discourse Comprehension / T.A. van Dijk, W. Kintsch. – N. Y.: Academic Press, 1983. – P. 153-211
15. House of Cards [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://watcheng.tv/en/show/house-of-cards/season-1/episode-13/. – Дата доступа: 30.04.2018
16. Sperber, D. La pertinence. Communication et cognition. / D. Sperber, D. Wilson. – Paris: Les Editions de minuit, 1989. – P. 212–233