ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Занятие как основная форма организации детской музыкальной деятельности
1.2 Методика организации музыкальной деятельности детей в условиях тематического занятия
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ НА ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Особенности организации музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тематических занятиях
2.2 Актуализация проблемно-игровых ситуаций как условие активизации музыкальной деятельности детей от 5 до 6 лет на тематических занятиях
2.3 Эффективность организации музыкальной деятельности старших дошкольников в условиях проведения тематических музыкальных занятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [18, с.18].
Задачи музыкального воспитания детей реализуются в условиях специально организованного образовательного процесса, который осуществляется в разнообразных формах. Основной формой музыкального обучения дошкольников является музыкальное занятие. Благодаря проведенным научным исследованиям, а также опыту, накопленному практикой, методика организации и проведения музыкальных занятий в условиях дошкольных учреждений достаточно хорошо разработана.
Большой вклад в разработку теории и практики обучения дошкольников внесли исследования известного отечественного ученого и педагога А.П. Усовой. Существенный вклад в развитие вопросов музыкального обучения и воспитания дошкольников внесли исследования профессора Н.А. Ветлугиной и ее учеников И.Л. Дзержинской, А.И. Катинене, А.И. Вайчене, Л.Н. Комиссаровой, М.А. Медведевой, О.П. Радыновой, в которых велся активный поиск новых форм и методов обучения детей на музыкальных занятиях.
Цель работы: определение особенностей организации тематического занятия как формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Занятие как основная форма организации детской музыкальной деятельности
Особая роль в решении задач музыкально-эстетического воспитания детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации педагогического процесса. Они носят обязательный характер, осуществляются под руководством взрослых и предусматривают планомерный охват педагогическим воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить эстетическое воспитание детей по программе.
Существует множество определений понятия музыкальное занятие. Н.А. Ветлугина предлагает следующее: «Музыкальные занятия – основная форма организации воспитания, обучения, развития детей – базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого – успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной» [6, с. 19].
Занятия предполагают активное взаимодействие педагога и детей. Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, вызвать у ребенка интерес к музыке и музыкальной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи – развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ НА ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Особенности организации музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тематических занятиях
В рамках данной работы было проведено исследование по определению уровня музыкальных способностей детей от 5 до 6 лет, а так же проведена работа по изучению влияния музыкальной деятельности детей дошкольного возраста на тематических занятиях на уровень развития музыкальных способностей. Исследование проходило на базе Государственного учреждения дошкольного образования «Ясли-сад №30 г. Барановичи», в старших группах. Количество детей составило 40 человек.
Цель исследования: определение особенностей организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста на тематических занятиях, степень влияния музыкальной деятельности детей дошкольного возраста на тематических занятиях на уровень развития музыкальных способностей
Задачи исследования:
- подобрать диагностический материал, для выявления уровня сформированности представлений о музыке у детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать результаты исследования;
- разработать конспекты тематических музыкальных занятий с использованием проблемно-игровых ситуаций для работы с детьми старшей группы;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема музыкального развития детей старшего дошкольного возраста чрезвычайно актуальна в современной личностно-ориентированной педагогике. Признание самостоятельной ценности каждого периода детства, стремление к воспитанию активной, творческой личности, способной ценить, сохранять и преумножать богатства мировой музыкальной культуры влечет за собой необходимость поиска новых интегрированных подходов, позволяющих уже в раннем детстве осуществлять музыкальное воспитание ребенка.
В процессе изучения теоретических материалов было обращено внимание на исследования А.П. Усовой, Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, А.И. Катинене, А.И. Вайчене, Л.Н. Комиссаровой, М.А. Медведевой, О.П. Радыновой. Определено, что музыкальное занятие в дошкольном образовательном учреждении является основной формой музыкального воспитания и развития дошкольников. На занятиях происходит процесс познания детьми музыкального искусства во всех его видах. В процессе работы были выделены следующие виды занятий по содержанию: типовое занятие, доминантное занятие, тематическое занятие, комплексное занятие, интегрированное занятие. По количеству детей-участников – индивидуальные, занятия по подгруппам, фронтальные, объединенные. Были отмечены основные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение и песенное творчество, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах.
Обращено внимание на необходимость планирования тематического музыкального занятия для детей дошкольного возраста, при котором педагог должен использовать различные методы и приемы. Наиболее приемлемыми являются наглядный, словесный методы и метод практической деятельности.
1. Абдуллин, Э.Б. Николаева, Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
2. Алеев, В.В. Искусство. Музыка : 5-8 классы : рабочая программа / В. В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2017. – 114 с.
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М., Владос, 2002. – 336 с.
4. Апраксина, O.A. Методика развития музыкального восприятия: Уч.пособ. / О.А. Апраксина – М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1985. – 59 с.
5. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. – М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2006. – 352 с.
6. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман – М.: Просвещение, 1983. –255с.
7. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб.ст. / Под ред. Леонтьева А.Н. и др. – М.: Изд-во Междунар. образ, и психол. колледжа, 1995. – 144 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С. Выгодский. – М.: Просвещение, 1991. – 90 с.
9. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд. – М.: Академия, 2007. – 320с.
10. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.,1983. – 190 с.
11. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
12. Дубровская, Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях: Учебное пособие / Е.А. Дубровская. – М.: Просвещение, 1988. – 268 с.
13. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебное пособие / А.Н. Зимина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
14. Ищук№ 4. –, В.В. Игра на детских музыкальных инструментах // Дошк. воспитание. – 1994. –С. 68-72.
15. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 1977. – 135 с.
16. Кенеман, A.B. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1955. – 21 с.
17. Комиссарова, JI.H. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. – М., 1980. – 18 с.
18. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили; Под ред. О.П. Радыновой. – М.: Владос,1994. – 223 с.
19. Мясищев, В.М., Готсдинер, А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А.Готсдинер. – Л.: Музыка,1980. – С. 14-29.
20. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Г.П. Новикова. – М.: АРКТИ, 2000. – 203 с.
21. О развитии творческих способностей ученика [Текст] : Сборник статей / Под ред. В. Михелис. – Ленинград: Музгиз, 1961. – 60 с.
22. Радынова, О.П. Методы и приемы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 1994. – №6. – С.49.
23. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. – М.: Педагогика,1985. – Т.1. – 328 с.