ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБНОСТЕЙ К РАСПОЗНАНИЮ ЭМОЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте
1.2 Особенности распознания эмоций по мимике в дошкольном возрасте
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СПОСОБНОСТЕЙ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЭМОЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты изучения динамики способностей к распознаванию эмоций в дошкольном возрасте
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Социальный мир не мог бы существовать без эмоций. Эмоции помогают определенным образом воспринимать действительность, реагировать на нее. Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко выражать свои желания, быть восприимчивым к искусству является обязательным атрибутом успешного человека. Именно эти качества зарождаются в детстве. Степень развитости эмоциональной сферы влияет на понимание маленьким человеком мира и успешного взаимодействия с ним.
Дошкольный возраст является сензитивным для эмоционального развития, формирования чувств, переживаний, способов выражения эмоций. Процесс эмоционально-личностного развития в дошкольном возрасте должен опираться на психологические закономерности данного возраста, закономерности развития эмоциональной сферы дошкольника.
На сегодняшний день многие дети имеют затруднения в эмоциональном развитии. Это выражается в том, что дети современности зачастую не умеют откликаться на чувства и состояния других, неадекватно реагируют на многие вещи. Сегодня лучшими друзьями в ребенка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия – просмотр мультфильмов и компьютерные игры. В результате подобного образа жизни дети меньше общаются и с взрослыми, и со сверстниками; дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции. А ведь общение значительно обогащает жизнь, делая ее яркой, наполненной эмоциями и впечатлениями.
Среди отечественных исследователей проблему способности к распознаванию эмоций дошкольников изучали О.В. Батенькина, Н.Д. Денисова, А.П. Жавнерко, Е.И. Изотова, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, В.М. Минаева, Р.Ж. Мухамедрахимов, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова, Г.А. Урунтаева, А.М. Щетинина и др.
Объект исследования: способности к распознаванию эмоций.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБНОСТЕЙ К РАСПОЗНАНИЮ ЭМОЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте
Описанием эмоциональной сферы занимались различные ученые -исследователи. Одним из них был С.Л. Рубинштейн [20]. Он выделил несколько уровней проявления эмоциональной сферы личности.
Одним из таких уровней является органическая аффективно-эмоциональная чувствительность, связанная с обострением или удовлетворением органических потребностей (удовольствие или неудовольствие как эмоциональный тон отдельных ощущений, разлитая беспредметная тоска или радость).
Другим уровнем являются аффекты, под которыми подразумеваются стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера, с резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, ход которых часто не подконтролен субъекту.
Предметные эмоции, переживаемые по поводу конкретных событий или в связи с конкретными объектами, являются третьим уровнем. Они подразделяются на интеллектуальные (любопытства, удивления, новизны), эстетические (чувство красоты, гармонии, ритма) и моральные (чувство стыда, справедливости, чести).
Чувства, имеющие обобщенный и устойчивый характер можно определить как четвертый уровень эмоциональной сферы. Они возникают как результат консолидации часто возникающих предметных эмоций. Можно любить человека и испытывать негативную эмоцию, например раздражение по поводу его конкретного поступка.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Дошкольный период является этапом активного формирования способностей в различных сферах. Способность к распознаванию эмоций не является исключением. Все виды деятельности дошкольников сопровождаются эмоциями. Дети-дошкольники не могут совершать деятельность, не имеющую для них эмоциональной окраски. Эмоциональная включенность является обязательным атрибутом жизни дошкольника. Эмоции дошкольника являются важным маячком в определении самочувствия и заинтересованности ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются базовые эмоции, оказывающие фундаментальное влияние на будущее развитие ребенка.
В дошкольном возрасте происходит не только развитие эмоциональной сферы, но способности к пониманию своих и чужих эмоций, а также формирование способности адекватно выражать свои эмоции. Дети-дошкольники с каждым годом становятся все более способными к распознанию эмоций по мимике. Положительные эмоции распознаются детьми легче и лучше, чем отрицательные. Успешно развивающиеся младшие дошкольники ориентируются в базовых эмоциях, таких как «радость», «грусть», «страх», а старшие дошкольники уже распознают эмоции «обида», «вина и стыд».
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СПОСОБНОСТЕЙ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЭМОЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
Целью диагностического исследования являлось изучение динамики способностей к распознаванию эмоций в дошкольном возрасте.
Условно эмпирическое исследование можно поделить на ряд этапов:
– подбор методик и участников исследования;
– применение методик;
– обработка результатов исследования;
– анализ и обсуждение результатов, формулировка выводов по проведенному исследованию;
– оформление результатов исследования.
Участниками исследования были 30 детей разных возрастов (младшего, среднего и старшего дошкольного возраста) по 10 человек каждой возрастной группы.
Для проведения исследования были подобраны две методики «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго [21] и «Проба на идентификацию эмоций» Ж.М. Глозмана [3].
Методика «Эмоциональные лица», разработанная Н.Я. Семаго, предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания (Приложение А). В качестве стимульного материала использовались две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии.
1-я серия (3 изображения) состоит из контурных (схематичных) изображений лиц. В схематичном виде проводятся следующие эмоциональные выражения: злость (гнев), печаль (грусть), радость.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Эмпирическое исследование динамики способностей к распознаванию эмоций в дошкольном возрасте осуществлялось согласно разработанному алгоритму, с тщательно подобранными методиками и респондентами для исследования. Участниками данного исследования были 30 детей разных возрастов (младшего, среднего и старшего дошкольного возраста) по 10 человек каждой возрастной группы, а используемыми методиками «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго и «Проба на идентификацию эмоций» Ж.М. Глозмана. Полученные результаты были тщательно проанализированы и систематизированы.
Результаты эмпирического исследования динамики способностей к распознаванию эмоций в дошкольном возрасте соответствовали результатам теоретического исследования. Дети из младшей дошкольной группы хорошо справлялись только с определением базовых эмоций, а дети из старшей дошкольной группы значительно шире предъявили репертуар определяемых эмоций. Им уже по силам определить эмоции «обида», «вина и стыд».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Динамика способностей к распознаванию эмоций в дошкольном возрасте является важной теоретической и практической проблемой современной системы образования. Подтверждения тому многочисленные исследования, в том числе описанные в данной работе.
Дошкольный возраст является значимым периодом для формирования способностей в различных сферах. Эмоциональная сфера не является исключением. Значимость эмоциональной сферы связана с тем, что любая деятельность дошкольника сопровождается эмоциями. Дети-дошкольники плохо адаптируются к деятельности эмоционально не затрагивающей их. На развитие эмоциональной сферы дошкольников большое влияние оказывает предметная и социальная среда, ее качество и разнообразие влияют на процесс развития и дальнейшее формирование ребенка. Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития. Это этап когда ребенок получает знания, а не корректирует их, поэтому эмоциональные реакции, закрепившиеся именно в этом возрасте, будут в дальнейшем сопровождать его и в случае необходимости требовать коррекции.
Распознавание эмоций дошкольников во многом базируется на мимических реакциях и тоне голоса собеседника. Задача ребенка дошкольника научиться отличать одни эмоции от других. Дети -дошкольники обучаются этому в процессе игры, наблюдений, совместных действий. Дошкольники с каждым годом становятся все более способными к распознаванию эмоций по мимике. Положительные эмоции распознаются детьми легче и лучше, чем отрицательные. Успешно развивающиеся младшие дошкольники ориентируются в базовых эмоциях, таких как «радость», «грусть», «страх», а старшие дошкольники уже распознают эмоцию «обида», «вина и стыд».
С целью проверки теоретических знаний на практике было проведено эмпирическое исследование динамики способностей к распознаванию эмоций в
1. Батенькина, О.В. Системы компьютерной диагностики уровня развития детей дошкольного возраста с ОВЗ / О.В. Батенькина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – № 6. – С. 202-203.
2. Батенькина, О.В. Метод распознавания эмоций детей дошкольного возраста с использованием мимических выражений / О.В. Батенькина // Омский научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 146-150.
3. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте/ Ж.М. Глозман. – СПб.: Питер,2008. – 112 с.
4. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / Сост. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 191с.
5. Жавнерко, А.П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / А.П. Жавнерко // Молодой ученый. – 2016. – № 4.– С. 685-687.
6. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка / Е.И. Изотова. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
7. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.
8. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Я.Л. Коломинский. – Мн: Унiверсiтэцкае, 1997. – 237 с.
9. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2001. – 160 с.
10. Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей / Е.В. Котова. – М.:СФЕРА, 2007. – 80 с.
11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина.– М.:УРАО, 1999. – 175 с.
12. Куприянов, В.В. Лицо человека / В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек. – М.: Академия, 2009. – 272 с.
13. Кураев, Г.А. Возрастная психология / Г.А. Кураев – Ростов-на-Дону: УНИИ Валеологии РГУ, 2002. –146 с.
14. Левис, Ш.К. Ребенок и стресс / Ш.К. Левис. – СПб: Питер Пресс, 2006. – 68 с.
15. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. – СПб: Питер,2001. – 147 с.
16. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009 – 123 с.
17. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников / В.М. Минаева. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
18. Мухамедрахимов, Р.Ж. Эмоции и отношение человека на ранних этапах онтогенеза / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб.: Питер, 2008. – 312 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Общая психология / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2002 – 720 с.
21. Семаго, Н.Я. Диагностический комплект психолога / Н.Я. Семаго.– М.: АПКиППРО, 2007. – 17 с.
22. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2003. – 160с.
23. Стрелкова, Л.П. Эмоциональное развитие детей в игре / Л.П. Стрелкова. – М.: Академия, 2004. – 286 с.
24. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
25. Щетинина, А.М. Учим дошкольников думать / А.М. Щетинина. – Сфера, 2011.–128 с.