Работа содержит: 26 страниц, 20 использованных источников литературы.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание дошкольников, структура и содержание программ физического воспитания дошкольников
Цель исследования – изучить структура и содержание программы физического воспитания воспитанников в учреждении дошкольного образования.
Объект исследования – система физического воспитания в дошкольном учреждении образования.
Предмет исследования – структура и содержание программы физического воспитания воспитанников в учреждении дошкольного образования.
В работе были использованы следующие методы: метод изучения литературных данных; педагогическое наблюдение; методы анализа и синтеза.
Введение
Физическое воспитание – целенаправленный процесс совершенствования физических качеств человека по средствам передачи знаний в области физической культуры и физического совершенствования.
Система физического воспитания строится на осознании того, что в процессе индивидуального развития человеческий организм проходит определенные стадии развития, в которые он становится более восприимчив к воздействию в направлении развития физических качеств. Система физического воспитания может быть трактована как система воздействия на организм с целью изучения правильных методов осуществления двигательных актов, развития физических качеств.
Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
Система физического образования должна строиться на единстве определенных целей, точная формулировка которых позволяет определить основные аспекты и направления физического воспитания человека в целом на протяжении всей жизни, однако в соответствии с возрастными особенностями периодов онтогенеза. Для реализации задач физического образования и воспитания структурируются задачи, которые помогут их достигнуть. Данные задачи охватывают направления работы с учащимися, которые сделают процесс физического воспитания многоплановым, охватывающим различные сферы жизни. Выполнения задач базируется на основополагающих принципах, которые должны поступательно реализовываться на протяжении всего процесса физического образования.
Физическое воспитание является открытой педагогической системой, которая строится на ряде принципов, как общепедагогических, так и специальных принципах физического воспитания.
Рассматривая специфические принципы физического воспитания необходимо обратить внимание, что их реализация требует специфических методов для реализации.
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств физического воспитания: физические упражнения; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.
Основным формирующим физические качества средством, конечно, являются физические упражнения. Именно физические упражнения целенаправленно формируют физически качества, дают представление об осуществлении двигательного акта, по средствам упражнений происходит разучивание техники движений, которые человек использует в повседневной жизни с наиболее правильной техникой, что в дальнейшем помогает ему эффективно использовать ресурсы организма и предотвращать травмы и осуществлять профилактику заболеваний, вызванных неправильными приемами двигательной активности.
Цель физического воспитания в учреждении дошкольного образования реализуется в содержании программ, на основании которых планируется бюджет времени на обучение ребенка физическим умениям и навыкам, а также другие оздоровительные и гигиенические занятия физкультурной направленности. Программы реализуют цели физического воспитания по направлениям целенаправленных организованных занятий физической культурой, нерегламентированных занятия, занятий в свободное время, сопутствующих здоровому образу жизни.
Актуальность работы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте происходит закладка фундамента развития человека, прививаются основы физической культуры, как культуры личности, формируются привычке к гигиене и здоровому образу жизни.
Методологической основой работы являются представления о физкультурных занятиях в детском саду (Т. И. Осокина, С. О. Филиппова); концепция о «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский); концепция обучения основным движениям и развития физических качеств детей раннего и дошкольного возраста (Е. Н. Вавилова, В. А. Иванов, С. Б. Шарманова, Э. С. Вильчковский, А. И. Кравчук); развитие психомоторных способностей детей раннего возраста (Н. М. Аксарина, К. М. Печора); о гармоничном дошкольном комплексном физическом воспитании (А. И. Кравчук).
Объект исследования – система физического воспитания в дошкольном учреждении образования.
Предмет исследования – структура и содержание программы физического воспитания воспитанников в учреждении дошкольного образования.
Цель исследования – изучить структуру и содержание программы физического воспитания воспитанников в учреждении дошкольного образования.
Для реализации цели курсовой работы необходимо решить следующие задания:
- систематизировать теоретические знания о физического воспитания детей дошкольного возраста;
- сформулировать методологические основы физического воспитания в учреждениях дошкольного образования;
- изучить структуру и содержание программы физического воспитания воспитанников в учреждении дошкольного образования.
В ходе выполнения работы применялись информационный, аналитический, сравнительный, творческий и описательный методы, а также метод синтеза.
Данная курсовая работа состоит из введения; трех разделов, в первом из которых систематизированы теоретические знания о физического воспитания детей дошкольного возраста, во втором сформулированы методологические основы физического воспитания в учреждениях дошкольного образования, в третьем изучина структуру и содержание программы физического воспитания воспитанников в учреждении дошкольного образования; заключения. Работа выполнена на 29 страницах. Библиографический список содержит 20 источников, среди которых текстовые и электронные источники.
1 Система физического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания
Система физического воспитания строится на осознании того, что в процессе индивидуального развития человеческий организм проходит определенные стадии развития, в которые он становится более восприимчив к воздействию в направлении развития физических качеств. Система физического воспитания может быть трактована как система воздействия на организм с целью изучения правильных методов осуществления двигательных актов, развития физических качеств.
Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает:
- базовый минимум всесторонней физической подготовленности;
- необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков;
- доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей.
Систему физического воспитания можно также рассматривать, как систему учреждений, которые реализуют педагогические принципы системы развития физических качеств.
Физическое воспитание в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения к жизни. В Республике Беларусь оно функционирует и развивается на основе опыта и традиций советской системы физического воспитания. Теоретико-методические основы и содержание этой системы были ориентированы на подготовку подрастающих поколений к определенным условиям жизни. В настоящее время эти условия изменились.
2 Методические основы физического воспитания в учреждении дошкольного образования
2.1 Методы физического воспитания
Как и принципы физического воспитания, методы, присущие данному процессу, можно разделить на общепедагогические и специфические, которые с одной стороны присущи именно процессу физического воспитания, в другой, соответствуют особенностям возрастного развития дошкольников. Методы, используемые в практике физического воспитания дошкольников, способствуют формированию двигательных навыков и развитию двигательных способностей детей. Все методы находятся в тесной взаимосвязи и обеспечивают полноценный процесс физического воспитания детей.
Их можно объединить в следующие группы:
-наглядные,
-словесные,
-практические.
Среди наглядных методов ведущее место занимает показ упражнений. Он должен быть образцовым, побуждающим к подражанию. Чтобы показ был эффективным, необходимо хорошо организовать детей и создать условия для наблюдения. Перед показом детям сообщают, на какой элемент им нужно обратить особое внимание.
Для создания правильного представления о движении часто используются наглядные пособия. Это могут быть рисунки, фотографии, диафильмы, слайды. Пособия должны быть простыми и красочными. Дети рассматривают их в свободное от занятий время.
Большое внимание в работе с детьми следует уделять зрительным ориентирам (предметы, игрушки, разметка пола). Они помогают овладевать наиболее трудными элементами техники движений, способствуют более энергичному их выполнению. Зрительные ориентиры побуждают ребенка более успешно осваивать технику движения.
Словесные методы активизируют мышление ребенка, способствуют созданию более точных зрительных представлений о физическом упражнении.
Объяснение раскрывает детям суть упражнения. Оно должно быть кратким, конкретным, доступным, образным и соответствовать уровню развития детей дошкольного возраста.
3 Структура и содержание программы физического воспитания воспитанников в учреждении дошкольного образования
Программы физического воспитания в учреждениях дошкольного образования должны быть нацелены на:
-развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;
-развитие способностей ребенка;
-формирование творческого воображения;
-развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечивать:
-охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие;
-эмоциональное благополучие каждого ребенка;
-интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:
-занятия как специально организованная форма обучения;
-не регламентированные виды деятельности;
-свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);
Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.
Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, региональные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.
Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).
Заключение
На основании выполнения задач исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. На настоящем этапе развития общества пересматриваются ориентиры физического развития подрастающего поколения, в результате чего совершенствуется Концепция физического развития. На первый план выходит проблема экологизации и гуманизации образования в целом и физического в частности. Ориентир выставлен на мотивацию и формирование здорового образа жизни начиная с детского возраста, осознания потребности в двигательной активности и ведении здорового образа жизни. Данная систем строится не только при воздействии непосредственно на детей дошкольного возраста, а и на их окружение, ставится приоритетом работа с родителями, которые смогут поддержать стремление ребенка к развитию физического активности.
Физическая культура являет собой часть общей культуры человека, характеризующую его отношение к двигательной активности, здоровому образу жизни, гигиене; совокупность знаний, умений, навыков о развитии физических качеств, поддержании оптимального уровня двигательной активности. Физическое воспитание – целенаправленный процесс совершенствования физических качеств человека по средствам передачи знаний в области физической культуры и физического совершенствования.
Данные основополагающие определения теории и методики физического воспитания являются базисом для построения физического воспитания в любом возрастном периоде во всем многообразии форм и методов. Однако, именно при работ с детьми дошкольного возраста нужно помнить, что в этот период закладывается основа физического воспитания, воспитывается внутренняя культура, формирующая потребность в двигательной активности, здоровому и активном образу жизни, правила и привычки заниматься физической культурой.
Специфической целью физического воспитания дошкольника является воспитание здорового ребенка, развитого согласно возрастных характеристик, обученного выполнению основных двигательных действий, навыкам саморегуляции. Для реализации поставленной цели очерчен круг задач, которые подразделяется на обучающие задачи, задачи воспитательного характера. Принципы, которые ложатся в основы физического воспитания дошкольника можно подразделить на общепедагогические и непосредственно принципы физической культуры, к которым относят принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности.
2. Как и принципы физического воспитания, методы, присущие данному процессу, можно разделить на общепедагогические и специфические, которые с одной стороны присущи именно процессу физического воспитания, в другой, соответствуют особенностям возрастного развития дошкольников. Методы, используемые в практике физического воспитания дошкольников, способствуют формированию двигательных навыков и развитию двигательных способностей детей. Все методы находятся в тесной взаимосвязи и обеспечивают полноценный процесс физического воспитания детей. Методы физического воспитания дошкольников имеют свои особенности, как на этапе выбора, так и на этапе применения. Методы физического воспитания подбираются с учетом особенностей возрастной категории и адаптируются для дошкольников в соответствии с уровнем их развития и подготовленности. Традиционно деление методов на наглядные, словесные и практические.
Физическое воспитание формирует физическую культуру дошкольников по средствам общепедагогических и специальных воздействий. Специальным методам физической культуры можно отнести физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Можно отметить, что именно физические упражнения в процессе своего применения воздействуют на организм ребенка таким образом, что происходит развитие его физических качеств и морально-личностных характеристик. Физические упражнения для дошкольников имеют особенности методики применения (объясняются в эмоциональной окраской, имеют сюжет игры и т.д.). Упражнения подбираются на основании возрастных особенностей или адаптируются к ней. Физические упражнения определяются единством формы и содержания. Содержание определяет совокупность физиологических, психологических, биохимических процессов при выполнении данного упражнения. В форме физического упражнения можно выделить внутреннюю и внешнюю форму: внутренняя характеризует процессы происходящие с выполняющим упражнение, а внешняя относится к непосредственно внешней стороне двигательного действия. Дети очень восприимчивы к факторам внешней среды, поэтому их изменения могут существенно влиять на результативность обучения. Также при применении природных факторов (закаливание, солнечные ванны, инсоляция) следует убедиться в их достаточной экологичности, отсутствии противопоказаний у каждого в группе и правильной дозировке воздействия.
Цель физического воспитания в учреждении дошкольного образования реализуется в содержании программ на основании которых планируется бюджет времени на обучение ребенка физическим умениям и навыкам, а также другие оздоровительные и гигиенические занятия физкультурной направленности.
Программы реализуют цели физического воспитания по направлениям целенаправленных организованных занятий физической культурой, не регламентированных занятия, занятий в свободное время, сопутствующих здоровому образу жизни. Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Программы структурированы по целевой нагрузке и объемам на вариативные и альтернативные; базовые, региональные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.