ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и сущность сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста
1.2. Сущность моделирования как метода обучения
1.3. Особенности сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня сенсорных представлений у детей среднего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах
2.2. Разработка плана занятий с использованием метода моделирования, направленное на уточнение и систематизацию представлений о сенсорных эталонах
2.3. Анализ изменений и полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Период дошкольного возраста является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Сенсорное развитие дошкольника позволяет ему познать окружающий мир во всём его разнообразии. В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, которые являются результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее [1].
Исследованиям в области сенсорного развития ребенка дошкольного возраста уделяли многие ученые такие, как: Б.Г. Ананьев , М.Э. Бернадская и И.В. Блинникова, А.В. Запороже, О.Г. Солнцева. В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали Л.А. Венгер и Н.Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усова и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии Б. Ананьевым , Л. Выготским, Л. Венгером, А.Н. Леонтьевым и др [2, с. 14].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и сущность сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
Сенсорные процессы (опущения, восприятие) неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Ощущения и восприятия – непосредственное чувственное познание действительности. Так как ребёнок изучает находящеея вокруг его, например, с помощью тактильных ощущений (ощупывает предметы), обоняния, зрительно.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышления, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие [16].
Сенсорное развитие составляет, с одной стороны, фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня сенсорных представлений у детей среднего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Столинский ясли-сад №3. В исследовании принимали участие воспитанники двух средних групп: «Знайки» - контрольная группа (15 детей) и «Звёздочки» - экспериментальная группа (15 детей) (Приложение А).
Цель нашего исследования – изучить сформированность сенсорных представлений у детей средней группы.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Подобрать и провести диагностику сформированности сенсорных представлений у детей средней группы.
2. Разработать план занятий с использованием метода моделирования, направленное на уточнение и систематизацию представлений о сенсорных эталонах.
3. Выявить динамику сформированности сенсорных представлений у детей средней группы.
Для определения уровня сформированности сенсорных представлений дошкольников, нами использовались методики: «Закрась рисунок», «Тест с пирамидкой», «Тест с геометрическими фигурами», «Чем залатать коврик». (Приложение Б).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема воспитания и обучения ребенка является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Изменения, происходящие в современном обществе и в образовании, привели к формированию определённых знаний у дошкольников.
Актуальность настоящего исследования подтверждается тем, что сенсорное развитие является основой психофизиологического развития ребенка, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.
В раннем детстве и среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами; дети учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий; развивается аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2004.
2. Аугене Д.Й. Речевое общение детей дошкольного возраста и пути его организации // Дефектология. 2007. № 4.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2005
4. Богомолова М. И. Развитие сенсорного воспитания в отечественной педагогике 40-60-х годов ХХ века / М. И. Богомолова // Научное мнение. – 2013. – № 11. – С. 193-198.
5. Вернер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л.А. Вернер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988 .-225 с.
6. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.
7. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей дошкольников как овладение опосредствованными формами познания // Возрастные особенности развития способностей в дошкольном детстве. - М., 1986.
8. Галкина И. А. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ / И. А. Галкина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. –С. 36-37.
9. Давыдова Е. Сказочный мир сенсорной комнаты // Дошкольное воспитание. - 2004. - №22. - с. 70-72
10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – 3-е издание, пересмотренное. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 448 с.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: НОРМА,2000
12. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М. : Новое знание, 2006. - 345с.
13. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2001. – 358 с.
14. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983.
15. Сенсорное воспитание в детском саду / Н. Н. Поддьяков, В. Н. Аванесова [и др.]; под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – М.: Педагогика, 1981
16. Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания). Под ред. Н.П. Саккулиной и Н.Н. Поддъякова. М., «Просвещение», 1969.