Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения концепта «река»
1.1. Сущность понятия «концепт»
1.2. Своеобразие концепта «река»
Выводы по главе 1
Глава 2. Специфика сборников рассказов Нормана Маклина «там, где течет река»
2.1. Творчество Н. Маклина в контексте развития американской литературы последней трети хх века
2.2. Жанровое и идейно-художественное своеобразие рассказов Н. Маклина в сборнике «там, где течет река»
2.3. Функции концепта реки в рассказах Нормана Маклина из сборника «там, где течет река»
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь подобна рыбалке. Если ты сможешь понять реку, рыбу и самого себя, научившись добиваться своего без излишних усилий, ты проживешь гармоничную и цельную жизнь. Нелегкая судьба помогла братьям Норману и Полу усвоить этот важный отцовский урок, чтобы не утонуть в бурном водовороте действительности и устоять на ногах даже перед лицом самых тяжких испытаний и жестоких утрат. Прошли годы, и Норман взялся за перо, чтобы поведать миру о тех незабываемых и ярких событиях, которые пережила его семья в суровые 1920-е годы в горной Монтане, там, где по-прежнему течет река его юности. Именно об автобиографическом произведении Нормана Маклина «Там, где течет река» пойдет речь в данной работе.
Актуальность данной работе обусловлена несколькими фактами, во-первых,» творчество Н. Маклина незаслуженно мало изучено литературными критиками, которые в первую очередь воспринимает его как профессора английского языка, а не писателя. Во-вторых, тематика концепта «река» тесно связано с историческим становлением американской нации, что таким образом, отложило свой отпечаток на американской литературе.
Цель курсовой работы – проанализировать концепт реки в сборнике рассказов Нормана Маклина «Там, где течет река».
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «концепт».
2. Рассмотреть своеобразие концепта «река».
3. Изучить творчество Н. Маклина в контексте развития американской литературы последней трети ХХ века.
4. Раскрыть жанровое и идейно-художественное своеобразие рассказов Н. Маклина в сборнике «Там, где течет река».
5. Проанализировать функции концепта реки в рассказах Н. Маклина в сборнике «Там, где течет река».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТА «РЕКА»
1.1 Сущность понятия «концепт»
Поскольку каждый носитель языка одновременно является и носителем культуры, то языковые знаки приобретают способность выполнять функцию знаков культуры и тем самым служат средством представления основных установок культуры. Именно поэтому язык способен отображать культурно-национальную ментальность его носителей. Культура соотнесена с языком через концепт пространства.
Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром важнейшие условия его существования в мире. Языковая картина мира существует как часть общей (глобальной) концептуальной картины мира состоящей из образов, представлений, понятий, установок и оценок. Концепт − ключевое понятие когнитологии − рассматривается как основной инструмент категоризации действительности, преломление всех знаний о познаваемом объекте или явлении окружающего мира.
Исследователь Э.В. Ильенков утверждает, что мышление «реализует себя в виде знания о мире» [11, с. 132]. Эти значения о мире представлены определенной системой концептов. Концепты возникают в сознании человека как своеобразный отклик на целостный опыт человека.
Слово «концепт» является калькой с латинского conceptus – «понятие», от глагола concipere «зачинать», т.е. значит буквально «зачатие» [15, c. 25].
Термин «концепт» широко применяется в различных научных дисциплинах, что приводит к его множественному пониманию.
В рамках когнитивной лингвистики под концептами понимаются «оперативные содержательные единицы памяти, ментального лексикона, отраженные в человеческой психике» [10, c. 7].
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА СБОРНИКОВ РАССКАЗОВ НОРМАНА МАКЛИНА «ТАМ, ГДЕ ТЕЧЕТ РЕКА»
2.1 Творчество Н. Маклина в контексте развития американской литературы последней трети ХХ века
Норман Фицрой Маклин (23 декабря 1902 – 2 августа 1990) был американским автором и ученым, получил известность благодаря своим книгам «Там, где течет река» (1976) и «Молодые люди и огонь» (1992).
Н. Маклин родиллся в Кларинде, Айова, 23 декабря 1902, был сыном Клары Эвелин (урожденная Дэвидсон; 1873-1952) и преподобного Джона Норман Маклин (1862-1941), пресвитерианского министра, который управлял большой частью образования молодого Нормана и его брата Пола Дэвидсона (1906-1938) до 1913. Его родители мигрировали из Новой Шотландии в Канаду. После Кларинды семья в 1090 году переехала в Миссулу, Монтана.
Маклин был слишком молод, чтобы поступить на службу в вооруженные силы во время Первой мировой войны, поэтому он работал в Лесной службы Соединенных Штатов. Новелла «Смотритель, повар и отверстие в небе» и истории «Темнокожий Призрак» в Молодых людях и Огне (1992) являются полубеллетризованными описаниями того времени.
Он учился в Дартмутском колледже, где являлся главным редактором журнала юмора «Фонарь из тыквы Дартмута». Он был также членом «Сфинкса» и «Бэта Тхэта Пи». Бакалавром искусств он стал в 1924 и принял решение остаться в Ганновере, Нью-Хэмпшир, и работать преподавателем до 1926. В этом время он написал «Несколько замечаний по искусству обучения». 24 сентября 1931 Маклин женился на Джесси Бернс (1905-1968), позже у них родилось два ребенка: дочь Джин (родившийся в 1942), теперь адвокат; и сын, Джон (родившийся в 1943), теперь журналист и автор «Огонь в Гору: правдивая история Южного Огня Каньона» (1999), и двух других книг: «Огонь и Пепел» (2003) и «Огонь: хроника храбрости и предательства» (2007).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе курсовой работы мы проанализировали научно-теоретическую литературы по выбранной теме, рассмотрели значение концепта «река» в американской лингвокультуре и литературной традиции. На основании этого мы можем сделать следующие выводы.
Концепт − содержательная единица памяти, которая отображена в человеческой психике; концептуализация − умственное конструирование предметов и явлений и, наконец, категоризация − разделение внешнего и внутреннего миров человека на отдельные категории.
Концепт представляет собой глобальную умственную единицу, которая кодируется в человеческом сознании единицами универсального предметного кода. Упорядочено сочетание концептов в сознании человека составляет ее концептуальную систему.
Концепт «река» имеет в американской лингвокультуре весомое значение. Данное обстоятельство объясняется как историческими фактами, так и географическими причинами. Зарождение американского государства на новом континенте было тесно связано с морем, далее в процессе освоения территории были открыты многие реки. США – страна крупных, мощных рек, с которыми связано много фактов из жизни как у европейцев-переселенцев, так и у коренного населения континента.
Про анализировав жизненный и творческий путь Н. Маклина, мы можем утверждать, что Норман Маклин – литерату¬ровед, профессор английской литературы в Чикагском университете. В семьдесят два года он издал свою первую книгу рассказов. Не смотря на проблемы с изданием, ее приняли на ура, и Маклин сразу снискал известность как писатель.
Во второй главе курсовой работы нами был рассмотрен сборник «Там, где течет река». С концептом реки связано все повествование, так как именно с рекой связана жизнь главных героев. Течение жизни, как и течение реки противоречивы.
1. Алефиренко, Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Академия, 2002. – 394 с.
2. Америка: Популярная энциклопедия / ред-сост. Е. Трибис. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. – 384 с.
3. Апресян, Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. «Языки русской культуры». Избранные труды / Ю.Д. Апресян. − М.: Школа, 1995. −Т.2. – 667 с.
4. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 896 с.
5. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П. Бабушкин. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. – 104 с.
6. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков / А. Вержбицкая. − М.: Языки русской культуры, 1999. – С. 263–305.
7. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // Филологические науки. – 2001. – №1. – С. 64–71.
8. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.П. Глухов. – Москва: ACT: Астрель, 2005. – 351 с.
9. Григорьев, А.Ф. Концепт реки Терека в системе этнических констант гребенских казаков / А.Ф. Григорьев // International journal of applied and fundamental research. – № 10. – 2014. – С. 98–100.
10. Зусман, В.Г. Концепт в системе гуманитарного знания: понятие и концепт / В.Г. Зусман // Вопросы литературы. − 2003. − № 2. – С. 3–29.
11. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1974. – 271 с.
12. Кусмединова, М.Х. Преемственность концептов «река» и «любовь» как фактор сохранения культурного наследия населения г. Астрахани / М.Х. Кусмединова, А.П. Романова, С.Н. Якушенков // Гуманитарные исследования. – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2010. – № 4. – С. 12–18.
13. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М., 1997. – С.280–287.
14. Лыткина, И.О. Проблемы изучения концепта в современной лингвистике / И.О. Лыткина. – № 4. – 2009. – С.16–18.
15. Никишина, И.Ю. Понятие «концепт» в когнитивной лингвистике / И.Ю. Никишина // Язык, сознание, коммуникация. − МГУ, 2002. – № 21. – 25 с.
16. Слышкин, Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты / Г.Г. Слышкин. – Волгоград: Перемена, 2004. – 260 с.
17. Степанов, Ю.С. Концепт. Словарь русской культуры: опыт исследования / Ю.С. Степанов. – М.: Школа «Языки русской литературы». – 1997. – 824 с.
18. Холодная, М.А. Интегральные структуры понятийного мышления / М.А. Холодная. – Томск, изд-во ТомГУ, 1983. – 190 c.
19. Шейнкер, В.Н. Джеймс Фенимор Купер / В.Н. Шейнкер // История литературы США. – М.: Наследие, 1999. – Т. 2. – С. 97–153.
20. Maclean, N. A river runs through it and other stories / N. Maclean. – Тhe University of Chicago Press, 2001. – 328 p.