ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
1.1 Понятие дисграфии, причины развития
1.2 Особенности овладения детьми младшего школьного возраста русским языком
1.3 Методы и приемы коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ДИСГРАФИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста на уроке «Русский язык»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одна из самых распространенных форм речевой патологии у младших школьников представляет собой специфическое нарушения письменной речи.
Изучение психологического развития детей с нарушениями письменной речи принадлежит исследователям И.Т. Власенко [6], З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной, А.Н. Корневу [14], Р.И. Мартынову [22] и др.
Исследования таких авторов, как Ю.Г. Демьянов [8], В.А. Ковшиков [11], А.Н. Корнев [14], Р.И. Лалаева [15; 16], И.В. Прищепова [26] показывают, что у детей младшего школьного возраста, которые страдают специфическими расстройствами письма, можно наблюдать определенные недостатки познавательной деятельности. К таким недостаткам исследователи относят выраженную неравномерность психического развития, недостаточную сформированность высших психических функций (внимание, память), дисгармонию в формировании интеллекта в целом.
Анализ учебной деятельности, которая представляет собой ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, дает возможность сделать выводы о том, что у учащихся младших классов со специфическими расстройствами письма проявляются:
неумение самостоятельно организовать свою деятельность по выполнению учебной задачи;
снижение наблюдательности;
отсутствие умения сосредотачиваться на инструкции к заданию;
осмысление лишь отдельных ее звеньев;
замедленный темп выполнения заданий;
не сформирован контроль за собственной деятельностью (А.В. Ястребова [39]).
У детей младшего школьного возраста с дисграфией нарушения письменной речи часто сопровождаются психическим, психофизическим инфантилизмом, интеллектуальной пассивностью.
Исследования уровня интеллектуального развития детей с нарушениями письменной речи (Ю. Г. Демьянов [8], Д. Н. Исаев [10], А.Н. Корнев [14]) показывают неравномерность в умственном развитии этой категории детей.
А.Н. Корнев отмечает, что у детей с нарушениями письменной речи «основные причины затруднений… заключаются не столько в недостатке интеллектуальных способностей, сколько в несформированности предпосылок интеллекта, слабости произвольной организации умственной деятельности и низкой работоспособности» [14, с. 40].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
1.1 Понятие дисграфии, причины развития
По мнению некоторых авторов, (Н.Г. Андреева, Р.И. Лалаева и др.) расстройства письма (дисграфии) приводят к нарушениям в овладении орфографией, часто являются причиной неуспеваемости, а также отклонений в формировании личности ребенка [1; 15; 16].
Содержание понятия «дисграфия» в современной специальной литературе определяется различными авторами по-разному. Приведем несколько наиболее распространенных определений: дисгарфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [13, с. 37]; частичное расстройство письма (у младших школьников – трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок [23, с. 22]; стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т. е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха [14, с. 17]; частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга [32, с. 19].
Итак, под дисграфией понимается частичное специфическое нарушение процесса письма, неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера [20, с. 250].
Вопросы по этиологии дисграфии постоянно включены в круг обсуждаемых исследователями тем, но специальных исследований в этом направлении не проводилось. В научных исследованиях причины, которые приводят к дисграфии, приравниваются на Западе к нарушению спеллинга, а также часто рассматриваются в рамках проблемы, которая называется dyslexia, т.е. в общей совокупности с нарушением чтения, что фиксирует представления авторов на единстве расстройства письменной и устной речи в целом [14]. Тем не менее, традиция отдельного исследования двух форм патологии письма успешно осуществляется отечественными и некоторыми зарубежными авторами несколько десятилетий. В итоге мировому научному сообществу довольно хорошо стали известны работы, которые описывают дисграфию в качестве изолированного нарушения [15; 16].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ДИСГРАФИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
Цель эмпирического исследования: выявить уровень развития письма у учащихся третьих классов.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования;
2) обследование уровня развития письма у детей у учащихся третьих классов;
3) разработка на основании результатов исследования методических рекомендаций по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся третьих классов.
Методы исследования: диагностические мероприятия по обследованию и выявлению уровня развития письма, количественный и качественный анализ.
База исследования: исследование осуществлялось на базе УО «________________ г. ________». Всего в исследовании приняли участие 10 учащихся (5 мальчиков и 5 девочек) 3–х классов в возрасте 8-9 лет.
Изучение навыков письма у младших школьников осуществлялось при помощи методики «Исследование особенностей письменной речи» Т. Фотековой й и Т. Ахутиной [36].
Обследование уровня развития письма у учащихся третьих классов проводилось по двум направлениям:
1) исследование навыков языкового анализа;
2) исследование навыков письма.
Первая серия методики исследует предпосылки письменной речи. Цель: исследование навыков языкового анализа.
Учащимся третьих классов предлагалось ответить на вопросы:
– Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»?
– Какое второе слово в этом предложении?
– Сколько слогов в слове «рак»?
– Сколько слогов в слове «машина»?
– Какой третий слог в слове «машина»?
– Сколько звуков в слове «рак»?
– Сколько звуков в слове «шапка»?
– Какой первый звук в слове «шапка»?
– Какой третий звук в слове «школа»?
– Какой звук после «ш» в слове «школа»?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера
Вопросы по этиологии дисграфии постоянно включены в круг обсуждаемых исследователями тем, но специальных исследований в этом направлении не проводилось. В научных исследованиях причины, которые приводят к дисграфии, приравниваются на Западе к нарушению спеллинга, а также часто рассматриваются в рамках проблемы, которая называется dyslexia, т.е. в общей совокупности с нарушением чтения, что фиксирует представления авторов на единстве расстройства письменной и устной речи в целом. Тем не менее, традиция отдельного исследования двух форм патологии письма успешно осуществляется отечественными и некоторыми зарубежными авторами несколько десятилетий. В итоге мировому научному сообществу довольно хорошо стали известны работы, которые описывают дисграфию в качестве изолированного нарушения
Патология письма и чтения обладает разной степенью выраженности, что иллюстрирует определенные уровни накопления факторов предрасположенности, а также их совмещение с различными по степени и направлению воздействиями факторов среды. Суммарность генетических и средовых факторов определяет для каждого индивида ту или иную вероятность возникновения нарушения. Она может начать развиваться при определенных значениях предрасположенности, которые называются «порогом подверженности». Порог – это определенное значение континуума возрастающей восприимчивости, превышение которого при воздействии средовых факторов приводит к возникновению нарушения.
В конце периода обучения грамоте учащиеся первого класса овладевают сведениями об основных фонетических единицах и средствах языка, умениями анализа звукового состава слова почти в полном объеме, который определен в обязательном минимуме содержания начального образования. Далее приобретенные на этом этапе знания и умения будут совершенствоваться на уроках русского языка при изучении разных тем предмета.
1. Андреева, Н.Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма / Н.Г. Андреева // Шк. логопед. – 2008. – № 1. – С. 29-41.
2. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т. В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – М., 2001. – С. 45–49.
3. Барт, К. Трудности в обучении: раннее распознавание / Карлхайнц Барт ; пер. с нем. Н. А. Горловой, А. А. Михлина ; науч. ред. рус. Текста Н. М. Назарова. – М., 2006. ; U. B. Brach 2007.
4. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994. – 68 с.
5. Блум, Ф. / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Ховфстедтер. – М. : Мир, 1988.
6. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1990. – 183 с.
7. Давыдов В. В. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование. – М.: Педагогика, 1990 – 160 с.
8. Демьянов Ю. Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Л., 1971. – 20 с.
9. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: психологические основы детской валеологии / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. – М., 2000.
10. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л.: Медицина, 1982. – 126 с.
11. Ковшиков В. А., Элькин Ю. А. О состоянии мышления и его соотношения с речью у детей с экспрессивной алалией // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. – Л.: Изд-во ЛГПИ, 1979. – С. 44–70.
12. Копрова, Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе / Т. П. Копрова // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 103–108.
13. Коррекция нарушений письменной речи: учебно-метод. пособие / под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб.: Питер, 2004. – 459 с.
14. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. – С-Пб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.
15. Лалаева Р. И., Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. – 2000. – №4. – С. 17–22.
16. Лалаева, Р. И. Общефункциональные и специфические механизмы нарушений письма у детей / Р. И. Лалаева // Материалы 3 Междунар. конф. Росс. асс. дислексии – М., 2007.
17. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961.
18. Ляпидевский, С. С. Дисграфии у детей и их патофизиологический анализ.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., Периодика, 1975. – 287 с.
20. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
21. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с.
22. Мартынов Р. И. О психолого-педагогических особенностях детей дислаликов и дисграфиков. В сб.: Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1967. – 235 с.
23. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. – СПб.: Союз, 2004. – 485 с.
24. Плотникова, С.В. Изучение звукового строя русского языка в начальной школе / С.В. Плотникова // Филологический класс. – 2003. - № 9. – С. 22-30.
25. Притыко, А. Г. Этиологические факторы врожденных пороков развития (обзор современных данных) / А. Г. Притыко // Актуальные проблемы комплексного лечения и реабилитации детей с врожденной краниоцифалией и нейропатологией. – М., 1996. – С. 51–53.
26. Прищепова И. В. К вопросу о методике изучения дизорфографии у учащихся младших классов, страдающих нерезко выраженным ОНР // Нарушение речи, методы изучения и коррекции. – С-Пб.: Образование, 1993. – 132 с.
27. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения: Экспериментальные исследования. Сб. статей / Под общ. ред. С.Л. Рубинштейна. – М.: Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1960. – 168 с.
28. Психогенетика / под ред. И. В. Равич-Щербо. – М., 2000.
29. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) / О. А. Токарева // Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского ; МГПИ им. В. И. Ленина. – М., 1969. – С. 39–45.
30. Репкин В.В., Некрасова Т.В. Русский язык (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) // Программно-методические мате- риалы. Русский язык. Начальная школа / Сост. Л.А. Вохмянина. М., 1998.
31. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма / И. Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.
32. Спирова, Л. Ф. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова // Дефектология. – 1988. – № 5. – С. 74–77.
33. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления у детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с.
34. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте : пер. с чешск. / З. Тржесоглава – М., 1986.
35. Федоренко, Л.П. Принципы обучения русскому языку / Л.П. Фелоренко. – М., 1973.
36. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96 с.
37. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. – М.: Академия, 1997. – 140 с.
38. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать. М., 1976.
39. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1978. – 103 с.